Гр. дело №2-348/2023
УИД: 24RS0050-01-2023-000255-76
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2023 года с. Сухобузимское, Красноярского края
Сухобузимский районный суд Красноярского края
в составе:- председательствующего судьи - Нагорной И.А.,
при секретаре Алыповой Ю.П.,
с участием: истца Королевского А.Г.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, относительно предмета спора - отдела опеки и попечительства (Управление образования администрации Сухобузиимского района Красноярского краю) Есиной Т.В., по доверенности,
пом. прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшина О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Королевского Алексея Геннадьевича к Администрации Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, об исключении сведений из договора социального найма, предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Королевский А.Г. обратился в суд с иском Администрации Сухобузимского района Красноярского края об исключении сведений из договора социального найма, предоставления жилого помещения, ссылаясь на то, что он является ребенком оставшемся без попечения родителей. Его одинокая мать, была лишена родительских прав. До 18 лет он находился в детском доме по адресу: <адрес>. Его мать проживает в <адрес>. В 2008 году он выпустился из училища и фактически был прописан без его ведома в <адрес> по месту жительства. Согласно распоряжению администрации Сухобузимского района Красноярского края № 75 -Р от 02.03.1993 он был определен в дом ребенка, какое -либо жилье за ним не закреплялось по причине его отсутствия. Согласно сведений п администрации Сухобузимского района исх. № 514 от 05.12.2008) детское учреждение в котором он находился на государственном обеспечении было уведомлено о принятии решения жилищной комиссией о включении его в списки не внеочередное получения жилья. 02.10.2009 гола его матерью ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения № № по адресу: <адрес>, в который он был включен как член семьи нанимателя. В связи с признанием дома аварийным и непригодным для проживания, расселением жильцов 26.12.2018 с его матерью ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения №, по адресу: <адрес>, в который он был включен как член семьи нанимателя. В указанном жилом доме он проживать не мог, так как условия жилого помещения не соответствует квадратуре, то есть нет отдельной комнаты для его проживания. Также, его мать ведет антисоциальный образ жизни, чрезмерно злоупотребляет алкоголем, поддерживает связь с маргинальными слоями общества, имеет низкую социальную ответственность. Он обратился к ответчику с целью получения жилья как сирота и требованием исключить его из договора социального найма жилого помещения, по адресу: <адрес> от 28.12.2018, также обращался в отдел опеки и попечительства Сухобузимского района Красноярского края, но ему было отказано в предоставлении жилья, аргументируя это тем, что уже есть жилье в котором проживает его мать. Считает, что его права нарушены. Также, ранее он обращался к ответчику с заявлением об исключении его договора социального найма. Однако его обращение осталось без удовлетворения.
Просит суд исключить его из договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, от 28.12.2018; обязать ответчика предоставить ему иное жилое помещение во исполнение Федерального закона от 21.12.1993 № 159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Определением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 06.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края.
Истец Королевский А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал, считает, что имеет право на получения жилья от государства, поскольку является ребенком сиротой. По какой причине был включен в договор социального найма не знает. Его мать ФИО2 была лишена родительских прав, когда ему было три года, он был помещен в детский дом. Из детского дома, он поступил в училище в <адрес>, где обучался два года. Окончив училище его отправили проживать к брату в <адрес>. Приехав в 2009 году в <адрес>, он пожил там, не продолжительное время, примерно месяц или два, и уехал проживать в <адрес>, поскольку проживать с матерью было невозможно, так как квартира маленькая, и мать злоупотребляет спиртным. В 2009 году, чтобы устроиться на работу, мать его зарегистрировала у себя по месту жительства. Когда он проживал в <адрес>, то потерял паспорт. В 2018 году восстановил паспорт и зарегистрировался в <адрес> у знакомого. С 2018 года по 2020 проживал в <адрес> (работал в <адрес>). В 2018 году он узнал, что его сняли с учета, но причину он не знает. В настоящее время состоит в гражданском браке, нуждается в жилье. Считает, что имеет право на жилье, поскольку состоял на учете, как нуждающийся в жилье, поскольку сирота, по какой причине его сняли не знает. Просит суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика Администрации Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю.Я., по доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о дне, времени и слушания дела. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель ответчика Администрации Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о дне, времени и слушания дела, о причинах уважительности неявки суду не сообщили.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельного требования, относительно предмета спора, на стороне истца ФИО2, в судебном заседании исковые требования истца поддержала, суду пояснила, что в 1993 году у нее отобрали ребенка. В 1999 году она вышла замуж. Ей и ее детям выдали ордер на жилье. В 2009 году сотрудник опеки ей сказала, прописать сына, что она и сделала, но сын (истец) с ней не проживал. Сын приезжал в гости, потом уезжал в <адрес>. Затем сын попросил ее зарегистрировать его в квартире, она выполнила просьбу сына. Дом, в котором она проживала, признали аварийным, и переселили в другой дом в 2018 (<адрес>). Ей известно со слов сына, что он стоит на очереди на жилье от государства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, относительно предмета спора- отдел опеки и попечительства (Управление образования администрации Сухобузимского района Красноярского края) Есина Т.В., в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что оснований для предоставления жилого помещения истцу, не имеется. Истец включен в договор социального найма, как член семьи нанимателя, таким образом, жильем обеспечен. Считает, что истец утратил право для предоставления ему жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору стирального найма. До 01.01.2013 действовал п. 2 ст. 57 ЖК РФ, который гарантировал предоставления сиротам жилья вне очереди по договору социального найма. С 01.01.2013 года п. 2 ст.57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилье по договору соц. найма предоставлялось детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы –утратил силу Одновременно с эти с 001.01.2013 вступили в силу в ст.8 ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.». Список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в указанном порядке формирует орган исполнительной власти региона. В такой список названные лица включаются уже по достижению 14 лет, после предоставления жилого помещения указанные лица исключаются из списка. До 01.01.2013 дополнительных распорядительных актов не издавалось об исключении из списка.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования, относительно предмета спора, - Министерство образования Красноярского края; Министерства строительства Красноярского края, в судебное заседание не явились, о дне, времени и слушания дела извещены надлежащим образом, об уважительности неявки суду не сообщили.
Пом. прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшин О.В. в судебном заседании дал заключение о нецелесообразности удовлетворения исковых требований, поскольку законных оснований для удовлетворения требований, не имеется.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования, относительно предмета спора, КГБОУ «Красноярская школа №2», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о дне, времени и слушания дела, об уважительности неявки суду не сообщил.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 11, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации устанавливается, что права и свободы должны осуществляться с таким расчетом, чтобы не нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.
В силу ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В силу положений части 1 статьи 63 Жилищного кодекса Российской Федерации договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со статьей 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном законом порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
Согласно статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе, временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" обращено внимание судов на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 и части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п.1 ст.155.3 Семейного кодекса РФ, дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право, в том числе, на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст.92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ представление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии со ст.8. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст.17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» (в редакции от 19.12.2019) Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее по тексту настоящей статьи соответственно - дети-сироты, лица из числа детей-сирот), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений (далее по тексту - закрепленное жилое помещение), в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее по тексту настоящей статьи - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее по тексту настоящей статьи - лица, которые достигли возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир (п.1).
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.4).
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования (п.5).
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, путем приобретения в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений, в том числе участия в долевом строительстве, за счет средств субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов края из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет.
При определении общего объема субвенций учитывается средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения и (или) средняя рыночная стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилого помещения, устанавливаемые органами местного самоуправления соответствующего муниципального района (городского округа).
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно включать в муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а также использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования края.
Приобретение в муниципальную собственность и (или) строительство жилых помещений для предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, осуществляются органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
При приобретении индивидуального жилого дома одновременно с приобретением права собственности на жилой дом приобретаются права на земельный участок, на котором расположен индивидуальный жилой дом (п.23).
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров.
С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
При предоставлении индивидуального жилого дома, расположенного на территории сельского населенного пункта, допускается превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем в два раза (п.24).
Орган местного самоуправления заключает с детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот, лицами, которые достигли возраста 23 лет, договор найма специализированного жилого помещения на основании акта о включении в список.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, по решению органа местного самоуправления договор найма специализированного жилого помещения заключается на новый пятилетний срок неоднократно (п.25).
Согласно ст.1 закона Красноярского края от 24.12.2009 года №9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» органы местного самоуправления муниципальных районов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения в соответствии со ст.17 Закона края от 02.11.2000 года №12-961 «О защите прав ребенка».
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, согласно договора социального найма жилого помещения № 66 от 02.10.2009, Администрация Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края (наймодатель) с одной стороны, и ФИО2 (наниматель), заключили настоящий договор, согласно которому ФИО2 и членам ее семьи: сыну ФИО3; сыну Королевскому Алексею Геннадьевичу, предоставлено в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение находящее в муниципальной собственности, по адресу: <адрес> состоящую из двух комнат, общей площадью 41. кв.м.
Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, мотивирует требования тем, что он относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как его мать лишена родительских прав, когда ему было 03 года, следовательно, имеет право на получения жилья от государства.
Решением Сухобузимского районного суда от 19.02.1993 года постановлено: Отобрать у ФИО2 детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Королевского Алексея Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и передать на попечение органов опеки и попечительства. Взыскать с ФИО2 алименты в пользу органов опеки и попечительства на содержание названных детей в размере ? части заработка, по 16% заработка на каждого, ежемесячно, начиная с 19.02.1993 года, но не менее 20 рублей каждому.
25.02.1997 года Сухобузимский РОНО направил директору Минусинского детского дома, информацию о том, что за Королевским Алексеем жилплощадь не закреплена.
Решением Сухобузимского районного суда Красноярского края от 24.03.1997 года, ФИО2 лишена родительских прав в отношении Королевского Алексея Геннадьевича, ДД.ММ.ГГГГ.
05.12.2001 года Администрация г. Ачинска, у директора ДОКРК просила направить документы по Королевскому А.Г. (свидетельство о рождении: выписку из домовой книги о месте его прописки), указав, что при наличии этих документов и данного ходатайства, подтверждающих факт проживания в г. Ачинске, жилищный отдел администрации г. Ачинска вправе поставить ребенка на очередь в соответствии с п.п. 26п.п.б «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Красноярском крае».
Согласно ответа по запросу суда, КУМИ г. Ачинска Красноярского края, сообщило, что Королевский А.Г. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма при администрации г. Ачинска не состоит.
Согласно письма директору краевого психолого-медико социального сопровождения, администрация Сухобузимского района Красноярского края 05.12.2003 сообщила, что Королевский Алексей Геннадьевич, ДД.ММ.ГГГГ включен районной жилищной комиссией в списки на внеочередное получения жилья.
Представитель третьего лица, отдела опеки и попечительства Управления образования администрации Есина Т.В. в суде относительного письма администрации Сухобузимского района Красноярского края от 05.12.2003 о включении районной жилищной комиссией Королевского А.Г., в списки на очередное получения жилья, пояснила, что Королевский А.Г. был исключен из списка лиц, на обеспечение жильем, в связи с тем, что он был включен в договор социального найма жилого помещения № 66 от 02.10.2009, как член семьи нанимателя, следовательно, имеет прав на владение и пользования квартирой, то есть, обеспечен жильем. Ранее дополнительных распорядительных актов не издавалось об исключении из списка.
Согласно справке Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 2», от 11.09.2023 (по запросу суда) Королевский А.Г. являлся воспитанником специальной (коррекционной) школы VIII вида Краевого центра психолого-медико –социального сопровождения <адрес> находился на полном государственном обеспечении, был зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 26.11.2005 по 29.08.2007 года.
Согласно Выписке из домовой книги по адресу: <адрес>, Королевский А.Г.. 29.08.2007 убыл в ПТУ № <адрес>.
Согласно информации КГУПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж» от 12.09.2023 (по запросу суда), Королевский А.Г. действительно обучался в ГКБОУ НПО «ПУ № 44» п. Шушенское Красноярского края с 01.09.2007 года по 26.06.2009 года. Временную регистрацию не имел по месту пребывания (на период обучения), по адресу: <адрес> ПТУ -44.
В суде истец пояснил, что он находился на полном государственном обеспечении (детские дома <адрес>). В 2007 году поехал обучаться в ПТ-44 <адрес>, где получил профессиональное образование. В 2009 году окончив училище и поехал к брату в <адрес>. Его мать и брат проживали в <адрес>. Пожив несколько месяцев с матерью и братом, поругался с матерью, и примерно в декабре 2009 года уехал в <адрес> проживать, искать работу, вставать на ноги. При этом, попросил третье лицо ФИО2 (мать истца) зарегистрировать его месту жительства у нее, так как ему была необходима регистрация.
Таким образом, установлено, что истец возвратился проживать к матери и брату по адресу: <адрес> после 26.07.2009 года.
На момент возвращения истца из училища к матери по месту ее жительства, ему было 19 лет.
Истец в суде пояснил, что он обратился к матери с просьбой о возможной его регистрации по месту жительства, так как регистрация ему необходима для дальнейшего трудоустройства.
02.10.2009 г. между ФИО14 и Администрацией Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края был заключен договор социального найма жилого помещения № №, по адресу: <адрес>, в котором Королевский А.Г. (истец по делу), был включен как член семьи нанимателя.
Согласно Сведениям МП ОП МО МВД России «Емельяновский», Королевский А.Г. с 26.10.2009 года значился зарегистрированным по адресу: <адрес>
Далее, связи с признанием аварийным дома по адресу: <адрес>, Администрация Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края и ФИО2, заключили договор № 8 от 26.12.2018, согласно которому, ФИО2 и членам семьи: сыну ФИО6, Королевскому Алексею Геннадьевичу, предоставила в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 43,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
В суде истец и третье лицо ФИО2 пояснили, что указанное жилое помещение было предложено администрацией Высотинского сельсовета Сухобузимского района, в связи с признанием аварийным жилого дома по адресу: <адрес>. ФИО2 пояснила, что членов его семьи, ее детей автоматически включили из предыдущего договора социального найма.
Согласно Справке Администрации Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края от 11.10.2023, Королевский А.Г. 18.11.1990 г.р. с 26.10.2009 был по адресу: <адрес> но там не проживал, так как вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащем сносу, и в настоящее время расселен. Согласно договора социального найма № 8 от 26.12.2018 Королевскому А.Г. совместно с матерью ФИО2 и братом ФИО17 согласно программе переселения предоставлено жилое помещение (квартира), находящаяся по адресу: <адрес>, в которой он фактически не проживает и не зарегистрирован.
Таким образом, истец с 26.10.2010 по 20.12.2017 значился зарегистрированным по адресу: <адрес>; с 21.12.2018 значится зарегистрированными по адресу: <адрес>
Истец, достигший возраста 31 года (ДД.ММ.ГГГГ –дата рождения), 21.12.2021 истец обратился к ответчику с заявлением, где просил, предоставить информацию о поставке на учете в Администрации Сухобузиимского района, в качестве лица, относящегося к категории нуждающихся в жилье детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанное заявление ответчиком зарегистрировано за № 186ж-2021, что подтверждается штампом и регистрационной карточкой обращения от 23.12.2021.
Указанное обращение было перенаправлено для дачи ответа Управлению образования администрации Сухобузимского района.
Согласно ответа Управления образования администрации Сухобузимского района Красноярского края от 22.01.2022, Королевский А.Г. не включен в список детей и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещениями жилищного фонда.
12.09.2022 Королевский А.Г. вновь обратился с заявлением в Управление образования администрации Сухобузимского района Красноярского края, с заявлением о предоставлении информации по обеспечению его жилым помещением.
28.09.2022 Управление образования администрации Сухобузимского района Красноярского края направила ответ Королевскому А.Г, согласно которому сообщили, что он включен в договор социального найма жилого помещения от 26.12.2018 № 8, как член семьи нанимателя. Согласно указанного договора ФИО2 и членам семьи: сыну ФИО6, Королевскому Алексею Геннадьевичу, предоставила в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, общей площадью 43,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
01.02.2023 истец вновь обратился в администрацию Сухобузимского района Красноярского края, с запросом о предоставлении информации об очереди на предоставление ему жилого помещения во исполнение ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
10.02.2023 истец обратился с заявлением в отдел опеки и попечительства Администрации Сухобузимского района Красноярского края с обращением, где просил провести проверку, оказать содействие в предоставлении ему жилого помещения во исполнение ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Управление образование изучив обращение истца, проверив его доводы, установили, что на основании Распоряжения Администрации Сухобузимского района Красноярского края № 75-р от 02.03.1993 года Королевский А.Г. был определен в дом ребенка; жилье за несовершеннолетним не закреплено, так как его нет.
19.03.2008 года Управление образование Сухобузимского района Красноярского края направила письмо главе Высотинского сельского совета, где сообщило, что постановлением администрации Сухгобузимского района от 02.03.19963 № 75-р несовершеннолетний Королевский А.Г. был определен в детский дом (мать лишена родительских прав, отце в свидетельство о рождении записан со слов матери). Жилье за ним закреплено не было, так как мать собственного жилья не имела.
После проверки документов, находящихся в Архиве Управления образования, администрации Сухобузимского района, 20.02.2023, Королевскому А.Г., был дан ответ, из которого следует, что на основании статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка» Уполномоченный Правительством края орган исполнительной власти края в области образования формирует список детей-сирот, лиц из числа детей- сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее по тексту статьи - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются:
дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом местного самоуправления, на территории которого находится такое жилое помещение;
лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом местного самоуправления, на территории которого находится такое жилое помещение;
- лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
На основании вышеизложенного оснований для включения Королевского А.Г, в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не имелось.
Истец, не согласился с ответом, 25.03.2023 направил обращение в Администрацию Сухобузимского района Красноярского края, где просил исключить его из договора социального найма жилого помещения от 28.12.2018, по адресу: <адрес> Ответа истец не получил.
Далее, истец обратился с обращением в прокуратуру Сухобузимского района Красноярского о защите его жилищных прав.
Данное обращение, прокурором района рассмотрено, и 06.03.2023 был дан ответ, что согласно сведений администрации Сухобузимского района Красноярскогь коая № 75-р от 02.03.1993 года, Королевский А.Г. был определен в дом ребенка, какое либо жилье за ним не закреплялось по причине его отсутствия. Согласно сведений администрации Сухобузимского района, детское учреждение, в котором Королевский А.Г. находился на государственном обеспечении было уведомлено о принятии решения районной жилищной комиссией о включении Королевского А.Г. в списки на внеочередное получение жилья. 02.10.2009 года с ФИО2 был заключен договор социального найма жилого помещения № по адресу: <адрес>, в который Королевский А.Г. был включен как член семьи нанимателя. В связи с признанием дома аварийным и непригодным для проживания, расселением жильцов 26.12.2018 с ФИО2 заключен догово социального найма жилого помещения №, по адресу: <адрес>, в который Королевский А.Г. включен как член семьи нанимателя. По достижению Королевским А.Г. 18 лет, последний не обращался в органы опеки и попечительства с заявлением об установлении факта невозможности проживания в предоставленном жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, как лица из числа детей оставшихся без попечения родителей. С учетом того, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, Королевскому А.Г. принадлежит право пользования жилым помещением на основании договора социального найма, оснований для признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением, как лица, оставшегося без попечения родителей не установлено. К обращению, поступившему в прокуратуру района 06.02.2023 Королевским А.Г. не представлены доказательства надлежащего исполнения обязанностей по защите прав Королевского А.Г. органами опеки и попечительства, а также того, что до достижения 23 лет королевский А.Г. предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Из приведенных выше норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ следует, что правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вставшие на соответствующий учет в возрасте до 23 лет.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), базируется именно на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем, следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего соответствующего права должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При этом при обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как в таком случае не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Как установлено судом и не отрицалось самим истцом, с письменным заявлением о предоставлении жилого помещения по льготному основанию Королевский А.Г. до достижения им возраста 23 лет не обращался.
Также, в суде истец пояснил, что ему был выдан паспорт гражданина РФ в 2006 году, который был им утерян, в 2017 году он получил новый паспорт. Также, суду пояснил, что после окончания училища в <адрес>, он не воспользовался государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей в силу стечения вышеизложенных жизненных обстоятельств (адаптация в обществе, поиски жилья, работы, семьи).
Указанные доводы истца, суд считает несостоятельными, так как они не препятствовали истцу реализовать свои права в жилищной сфере путем обращения в компетентные органы, как после выпуска из профессионального училища в 2009 году, так в и период проживания с матерью и братом в <адрес>, и далее <адрес>.
Доводы истца относительно того, что проживание с матерью было невозможно, в связи с чем, в конце декабря 2009 года он был вынужден уехать проживать в <адрес>, суд считает неубедительными, в связи с тем, что материалы дела не содержат сведения того, то истец обращался в гос.органы, правоохранительные органы, а также в суд с заявлением об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, согласно договора социального найма, куда он был включен как член семьи нанимателя.
Кроме того, доводы истца относительно того, что его незаконно исключили из списка лиц, (сирота), подлежащих обеспечению жильем, суд считает несостоятельными, поскольку судом установлено, что истец обеспечен жильем, путем включения ФИО2, в договор социального найма жилого помещения, его как члена семьи (сына).
Доказательств того, что в период с 18 до 23 лет Королевский А.Г. предпринимал меры по реализации своих прав в жилищной сфере, обращался в уполномоченные органы по вопросу постановки на жилищный учет, а равно по вопросу оказания содействия в реализации прав в жилищной сфере истцом не представлено, в материалах дела не содержатся.
Приложенные к исковому заявлению письменные документы свидетельствуют об обращении истца в компетентные органы для получения различных сведений лишь в 2021 г.
Оценив установленные по делу обстоятельства в их совокупности, установив, что Королевский А.Г. достиг возраста 32 лет, доказательств невозможности реализации права постановки на учет до достижения возврата 23-х лет им не представлено, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, так как достижение возврата более 23-х лет влечет утрату статуса сироты и возможность получения жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Судом установлено, что требование истца об исключении сведений из договора социального найма, напрямую связано с предоставлением истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда, при установленных обстоятельств, оснований для исключения сведений из договора социального найма, у суда не имеется.
В судебном заседании с достоверностью установлено, отсутствие нарушения прав истца. Таким образом, суд приходит об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Королевского Алексея Геннадьевича к Администрации Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Высотинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, об исключении сведений из договора социального найма, предоставления жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Сухобузимский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: - подпись -
Копия верна
Судья: И.А. Нагорная
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме -30.10.2023.