УИД 56RS0018-01-2023-009003-45
Дело № 2-8189/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года г. Оренбург
Ленинский районный суд г. Оренбурга
в составе председательствующего судьи Плясуновой А.А.,
при секретаре Колесниковой Е.Е.,
с участием помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Стиплиной Г.О.,
представителя ответчика и третьего лица Кочановой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах Томина Сергея Павловича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд с иском в защиту Томина С.П., указав, что по обращению Томина С.П., являющегося инвалидом N, была проведена проверка по обеспечению техническими средствами реабилитации.
В соответствии ИПРА N от ... Томину С.П. рекомендованы технические средства реабилитации:
- ... дневной: 2 шт. с ... по ...;
- ... дневной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...) ночной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ... ночной: 2 шт. с ... – ...;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – бессрочно;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – ...;
- ...: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...: 2 шт. с ... по ...;
- ...: 1 шт. с ... – бессрочно.
Для обеспечения техническими средствами реабилитации Томин С.П. 12 июля 2023 года поставлен на учет в отделении Фонда.
На дату подачи заявления, изделия по действующим государственным контрактам были распределены в полном объеме по ранее поданным заявлениям.
В рамках государственных контрактов от ... N, от ... N Томин С.П. включен в реестр получателей, обеспеченных направлениями на получение технических средств реабилитации, однако до настоящего времени ими не обеспечен.
Просит суд признать незаконным бездействие отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области, выраженное в длительном не обеспечении Томина С.П. ... г.рождения, инвалида 1 группы, техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или аббилитации инвалида:
- ...) дневной: 2 шт. с ... по ...;
- ... дневной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...) ночной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...) ночной: 2 шт. с ... – ...;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – бессрочно;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – ...;
- ...: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...: 2 шт. с ... по ....
Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области обеспечить Томина С.П. техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или аббилитации инвалида:
- ... дневной: 2 шт. с ... по ...;
- ... дневной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...) ночной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...) ночной: 2 шт. с ... – ...;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – бессрочно;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – ...;
- ... 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...: 2 шт. с ... по ....
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Томина С.П. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Стиплина Г.О. в судебном заседании исковые требования поддержала, указала, что Томин С.П. был обеспечен техническими средствами реабилитации в ходе рассмотрения дела в суде.
Томин С.П. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, третьего лица Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Кочановой Т.С., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, указала, что Томин С.П. обеспечен техническими средствами реабилитации, размер компенсации морального вреда полагала завышенным.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу части 2 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила).
В абз. 2 п. 2 Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом«а» п. 3 Правил установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абз. 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Судом установлено, что Томин С.П. является инвалидом N по общему заболеванию, бессрочно, состоит на учете в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... для обеспечения техническими средствами реабилитации.
В соответствии с ИПРА инвалида N) от ..., Томин С.П. нуждается в получении:
- ...) дневной: 2 шт. с ... по ...;
- ...) дневной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...) ночной: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...) ночной: 2 шт. с ... – ...;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – бессрочно;
- ...) к ноге: 1 пара с ... – ...;
- ...: 1 шт. с ... – бессрочно;
- ...: 2 шт. с ... по ...;
- ...: 1 шт. с ... – бессрочно.
... Томин С.П. обратился к ответчику для обеспечения техническими средствами реабилитации, 12 июля 2023 года был поставлен на учет для обеспечения техническими средствами реабилитации.
Обращаясь в суд с настоящим иском прокурор Шарлыкского района Оренбургской области указал, что Томин С.П. не обеспечен техническими средствами реабилитации.
Вместе с тем судом установлено, что в рамках заключенного государственного контракта N от ... на поставку специальных средств при нарушении функций выделения Томин С.П. обеспечен ... (ножными) в количестве 60 штук, ... в количестве 60 штук сроком пользования по ... (даты поставок ..., ...).
В рамках государственного контракта N от ... Томин С.П. обеспечен:
- ... в количестве 4 штук, сроком использования по ... (дата поставки ...);
- ... в количестве 8 штук, сроком пользования по ... (дата поставки ....)
В рамках государственного контракта N от ... Томин С.П. был включен в реестр получателей обеспеченных направлениями на получение ..., однако в связи с поступившим письмом от поставщика N от ... о невозможности ... в срока, указанные в государственном контракте, контакт был расторгнут.
С учетом установленных по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить Томина С.П. техническими средствами реабилитации, поскольку установлено, что Томин С.П. в ходе рассмотрения дела был обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации.
Однако, поскольку истец в установленный законом срок не был обеспечения техническими средствами реабилитации, суд приходит к выводу, что истцу, являющемуся инвалидом, были причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
При решении вопроса о моральном вреде, суд обоснованно исходил из требований статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения или в силу закона. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 3 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации определены случаи, когда компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из фактических обстоятельств дела, срока и причины несвоевременного обеспечения истца техническими средствами реабилитации, наличия у него инвалидности, степени и длительности нравственных страданий, нуждаемости в технических средствах реабилитации, степени вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, приходит к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 7 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах Томина Сергея Павловича к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации – удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области в пользу Томина Сергея Павловича компенсацию морального вреда в размере 7 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20 декабря 2023 года
Судья А.А. Плясунова