Дело № 2-1092/2023
УИД 42RS0037-01-2023-001720-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Юргинский городской суд Кемеровской области
в составе:
председательствующего судьи Красиевой С.А.,
при секретаре Череповой О.Г.,
с участием:
представителя истца - помощника
Юргинского межрайонного прокурора Тарасова В.В.,
представителя ответчика Администрации г. Юрги Франц И.А.,
24 июля 2023 года
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге Кемеровской области гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Юргинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к Администрации г. Юрги о понуждении к совершению действий.
Требования мотивировал тем, что ***. Юргинским межрайонным прокурором было внесено представление в связи с тем, что земельные участки, определенные постановлением администрации г. Юрги от *** *** «Об определении земельных участков для складирования снега», не имели водонепроницаемое покрытие и обволоку сплошным земляным валом. По результатам рассмотрения представления вышеуказанное постановление признано утратившим силу, а новое постановление с определением земельных участков не издано. Таким образом, ответчиком до настоящего времени места складирования снега, собираемого с территории Юргинского городского округа, не определены, не обустроены в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен. Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Юргинского городского округа на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать Администрацию города Юрги определить и обустроить места складирования снега, вывозимого с территории г. Юрги, в соответствии с требованиями санитарного законодательства в срок до ***.
Представитель ответчика Администрации г. Юрги – Франц И.А. в суде возражала против удовлетворения исковых требований. В случае удовлетворения судом требований истца просила установить срок исполнения решения до ***.
В суде представитель истца - помощник прокурора Тарасов В.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении. Согласился с установлением срока исполнения решения до ***., учитывая организационно-технические и финансовые факторы.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) под требованиями в области охраны окружающей среды понимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативами в области охраны окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 7- ФЗ).
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 18 и 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Федеральным законом № 131-ФЗ (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федерального закона № 7-ФЗ (пункт 2 статьи 7) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2017 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом № 89-ФЗ, предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России № 607-ст от 28.12.2001, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно п. 1 ст. 2, ст. 11, ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21 Федерального закона № 52-ФЗ).
В силу ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Главой II СанПиН 2.1.3684-21 установлены санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
В соответствии с п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования относится к компетенции представительного органа муниципального образования (п. 11ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ). Пунктами 1 и 10 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что правила благоустройства территории муниципального образования могут, в числе прочих, регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Юргинской межрайонной прокуратурой на основании поручения прокуратуры области проведена проверка исполнения требований санитарно- эпидемиологического законодательства при размещении (складировании) снега после очистки территории Юргинского городского округа.
На основании статьи 38 Устава Юргинского городского округа Кемеровской области - Кузбасса, принятого постановлением Юргинского городского Совета народных депутатов от *** *** (далее -Устав), Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Кемеровской области - Кузбасса.
На основании пункта 5.7. статьи 48 Правил благоустройства территории Юргинского городского округа, утвержденным решением Юргинского городского Совета народных депутатов от *** ***, собранный на территории муниципального образования снег подлежат вывозу для размещения в местах, определяемых постановлением Администрации города Юрги.
Несоблюдение установленных вышеуказанными нормативными актами обязанностей привело к нарушению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Ранее *** Юргинским межрайонным прокурором было внесено представление в связи с тем, что земельные участки, определенные постановлением администрации г. Юрги от *** *** «Об определении земельных участков для складирования снега», не имели водонепроницаемое покрытие и обволоку сплошным земляным валом. По результатам рассмотрения представления вышеуказанное постановление признано утратившим силу, а новое постановление с определением земельных участков не издано.
Таким образом, ответчиком до настоящего времени места складирования снега, собираемого с территории Юргинского городского округа, не определены, не обустроены в соответствии с нормами санитарного законодательства, а срок строительства площадок для складирования снега, отвечающих установленным санитарным нормам, не определен.
Бездействие ответчика нарушает конституционные права неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования Юргинского городского округа на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. На основании пункта 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (далее также - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая вышеизложенное, на Администрацию г. Юрги должна быть возложена обязанность по определению и обустройству места складирования снега, вывозимого с территории г. Юрги, в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
При таких обстоятельствах требования истца к Администрации города Юрги подлежат удовлетворению.
Истцом заявлено об установлении срока исполнения решения суда ответчиками в соответствии со статьей 206 ГПК РФ до ***., суд полагает возможным установить такой срок исполнения решения суда, поскольку он является разумным и обоснован сторонами.
В соответствии счастью 1 статьи 103 ГПК РФ и на основании п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 39,173, 193-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ (░░░ ***) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ***.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26 ░░░░ 2023 ░░░░.