Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7р-131/2024 от 07.03.2024

Судья Ермолаева М.Л. Дело № 7р-131/2024

РЕШЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 15 апреля 2024 года

Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Смирнов Н.Н.,

при секретаре Богомоловой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Андрюхиной Н.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 19 декабря 2023 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» Андрюхиной Н.А., <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес> ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшейся,

УСТАНОВИЛ:

постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 19 декабря 2023 года
<№>, оставленным без изменения решением судьи
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 февраля 2024 года, главный врач ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» Андрюхина Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Андрюхина Н.А. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы отмечено, что в постановлении должностным лицом указано о рассмотрении дела с ее участием, однако в указанный в постановлении период она находилась на листке нетрудоспособности, в связи с чем присутствовать на рассмотрении дела не могла, а дело было рассмотрено с участием ее защитников, которым не были разъяснены права и обязанности. Представленные в материалы дела документы свидетельствуют об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения и вины в совершении правонарушения. По мнению подателя жалобы, компенсационная выплата за дальность проживания осуществлялась за счет средств ОМС в строгом соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от <дата> <№>. Экспертами ТФОМС Республики Марий Эл дважды была проведена проверка расходования средств ОМС в период с <дата> по <дата> и по результатам были сделаны взаимоисключающие выводы, в <дата> году расходование средств ОМС не было признано нецелевым, а в <дата> году – признано нецелевым. В постановлении о привлечении к ответственности дата совершения административного правонарушения указана дата перечисления денежных средств (<дата>) в сумме 4 583 рубля 33 копейки, однако вменяется нецелевое расходование средств ОМС в сумме 49 499 рублей 91 копейка. Следовательно, по утверждению подателя жалобы, неправомерные действия были совершены лишь <дата>, а в остальные даты действия были правомерными.

Выслушав объяснения Андрюхиной Н.А. и ее защитников Бураковой О.А. и Марковой М.Н., поддержавших доводы жалобы, представителя УФК по Республике Марий Эл Боева О.Л., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении <№>, материалы жалобного производства, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Правилами части 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

По смыслу части 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее – Правила).

Пунктом 186 Правил установлено, что тариф на оплату медицинской помощи включает в себя в том числе: расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты.

В силу пункта 193 Правил в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:

1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);

2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);

3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);

4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 декабря 2015 года № 735 утверждено Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Марий Эл, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл (далее – Положение об оплате труда). Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 ноября 2022 года №496 пункт 8 Положения об оплате труда дополнен подпунктом «е», согласно которому работникам учреждений устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера: компенсационные выплаты отдельным категориям работников учреждений, являющихся их основным местом работы, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при регистрации по месту жительства в населенном пункте вне места нахождения данного учреждения. Положение об оплате труда также дополнено пунктом 14, из которого следует, что порядок и условия осуществления компенсационной выплаты отдельным категориям работников учреждений, являющихся их основным местом работы, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при регистрации по месту жительства в населенном пункте вне места нахождения данного учреждения, определяются нормативным правовым актом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от 9 декабря 2013 года № 2073 «Об осуществлении ежемесячной компенсационной выплаты отдельным категориям работников государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и являющихся их основным местом работы, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при регистрации по месту жительства в населенном пункте вне места нахождения данного государственного учреждения» установлены размеры компенсационных выплат:

- 6,5 тыс. рублей - в случае регистрации по месту жительства в населенном пункте, расположенном на расстоянии от 40 до 60 километров включительно от границы населенного пункта, в котором расположено основное место работы, до границы населенного пункта, в котором зарегистрирован по месту жительства работник;

- 10 тыс. рублей - в случае регистрации по месту жительства в населенном пункте, расположенном на расстоянии свыше 60 километров от границы населенного пункта, в котором расположено основное место работы, до границы населенного пункта, в котором зарегистрирован по месту жительства работник.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании письма прокуратуры Республики Марий Эл от <дата> <№> и акта проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использовании средств обязательного медицинского страхования ТФОМС Республики Марий Эл в <дата> году и <дата> года, проведенной Федеральным ФОМС (акт от <дата>), содержащих факты нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы», поступившие в УФК по Республике Марий Эл, должностным лицом административного органа проведена проверка.

В ходе проверки установлено 8 (восемь) фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования на ежемесячную компенсационную выплату работнику государственного учреждения, находящегося в ведении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и являющегося его основным местом работы, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при регистрации по месту жительства в населенном пункте вне места нахождения данного государственного учреждения, на сумму 49 499 рублей 91 копейка.

Приказами ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника № 1
г. Йошкар-Олы» установлена ежемесячная компенсационная выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при регистрации по месту жительства в населенном пункте вне места нахождения ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника № 1 г. Йошкар-Олы»
врачу-рентгенологу Я.. от <дата> <№> в сумме 8 000 рублей, от <дата> <№> в сумме 10 000 рублей (с <дата>).

ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника № 1 г. Йошкар-Олы» начислено за счет средств ОМС ежемесячной компенсационной выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при регистрации по месту жительства в населенном пункте, расположенном на расстоянии свыше 60 километров от границы населенного пункта, в котором расположено основное место работы, до границы населенного пункта, в котором зарегистрирован по месту жительства работник (далее - компенсационная выплата) врачу-рентгенологу Я.. за <дата> года и выплачено в <дата> года в сумме 49 499 рублей 91 копейка.

Компенсационная выплата отражена в карточке-справке (в форме по ОКУД <№>), расчетных листочках за <дата> год.

Заработная плата перечислена ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника № 1 г. Йошкар-Олы»:

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 3 696 950 рублей 80 копеек (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата> <№>), в том числе, заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 6 591 рубль 67 копеек;

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 3 452 204 рубля 01 копейка (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата> <№>), в том числе, заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 5 578 рублей 76 копеек;

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 2 530 000 рублей (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата> <№>), в том числе, заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 2 396 рублей 95 копеек;

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 3 758 397 рублей 61 копейка (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата> <№>), в том числе, заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 8 000 рублей;

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 3 765 387 рублей 33 копейки (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата> <№>), в том числе, заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 8 000 рублей;

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 3 421 104 рубля 10 копеек (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата> <№>), в том числе, заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 6 174 рубля 60 копеек;

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 3 227 313 рублей 99 копеек (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата>
<№>), в том числе, заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 8 174 рубля 60 копеек;

- за <дата> года по платежному поручению от <дата> <№> на сумму 3 022 906 рублей 19 копеек (реестр от <дата> <№>, заявка на кассовый расчет от <дата>
<№>), в том числе заработная плата врача-рентгенолога, включающая компенсационную выплату в сумме 4 583 рублей 33 копейки.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от <дата> <№> Андрюхина Н.А. назначена на должность главного врача ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника № 1
г. Йошкар-Олы».

В соответствии с разделом 2 должностной инструкции главного врача ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы», являющейся приложением к срочному трудовому договору с руководителем государственного бюджетного учреждения от <дата> <№> предусмотрено, что главный врач учреждения, среди прочего, осуществляет руководство деятельностью учреждения, подписывает бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Пунктом 4.7 Устава ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл от <дата> <№> (далее – Устав), также определено, что главный врач осуществляет руководство деятельностью учреждения.

Главный врач имеет право подписи финансовых документов, договоров и иных документов (пункт 4.9 Устава).

Заявки на кассовый расход от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№> подписаны главным врачом Андрюхиной Н.А.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления <дата> заместителем начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере УФК по Республике Марий Эл Яндлечевой Ю.В. протокола об административном правонарушении в отношении главного врача ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» Андрюхиной Н.А. и привлечения ее на основании постановления от 19 декабря 2023 года к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ.

Судья городского суда при рассмотрении жалобы Андрюхиной Н.А. согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях должностного лица - главного врача ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» Андрюхиной Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, оставив постановление без изменения.

Фактические обстоятельства дела подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от <дата>, платежными поручениями от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, реестрами к ним <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, <№> от <дата>, приказами <№> от <дата> и <№> от <дата> о выплате за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, приказом <№>лс от <дата> о назначении Андрюхиной Н.А. на должность главного врача, должностной инструкцией главного врача ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы», уставом, заявками на кассовый расход от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, от <дата> <№>, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы о том, что компенсационная выплата за дальность проживания осуществлялась главным врачом Андрюхиной Н.А. в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Республики Марий Эл <№> подлежат отклонению.

Положение об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Марий Эл, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Марий Эл, утвержденное постановлением Правительства Республики Марий Эл от <дата> <№> является основным нормативным правовым актом, которым должны руководствоваться государственные учреждения здравоохранения Республики Марий Эл при оплате труда работников указанных учреждений. Поскольку компенсационные выплаты отдельным категориям работников учреждений, являющихся их основным местом работы, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при регистрации по месту жительства в населенном пункте вне места нахождения данного учреждения были установлены постановлением Правительства Республики Марий Эл от <дата> <№> «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от <дата> <№>», которые вступили в законную силу со <дата>, то оснований для их выплат до указанной даты не имелось.

Доводы жалобы о том, что в рамках плановой проверки в <дата> году расходование средств ОМС на осуществление компенсационных выплат за дальность проживания не было признано нецелевым, а в <дата> году признано нецелевым, не свидетельствует об отсутствии в действиях главного врача ГБУ Республики Марий Эл «Поликлиника № 1 г. Йошкар-Олы» Андрюхиной Н.А. состава вмененного административного правонарушения.

Мнение подателя жалобы о наличии лишь одного противоправного действия из восьми, поскольку в постановлении содержится лишь указание на одну дату совершения правонарушения, основано на неверном толковании норм права и неправильной оценке обстоятельств настоящего дела, в связи с чем не может являться основанием для отмены обжалованных постановления и решения судьи городского суда.

Вопреки доводам жалобы, указание в постановлении о рассмотрении дела об административном правонарушении с участием Андрюхиной Н.А. не является основанием для отмены постановления должностного лица и решения судьи городского суда, поскольку Андрюхина Н.А. о времени и месте вынесения постановления была извещена надлежащим образом, направила своих защитников Буракову О.А. и Маркову М.Н., которым должностным лицом административного органа были разъяснены права и обязанности, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ. При этом ходатайств об отложении рассмотрения дела административным органом в связи с нахождением на двухдневном больничном Андрюхина Н.А. не заявляла, поскольку ею была обеспечена явка своих защитников (протокол и аудиопротоколирования судебного заседания от <дата>).

Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения КоАП РФ и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией статьи 15.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица административного органа, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 19 декабря 2023 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 февраля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Поликлиника №1 г. Йошкар-Олы» Андрюхиной Н.А. оставить без изменения, жалобу Андрюхиной Н.А. – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).

Судья Н.Н. Смирнов

7р-131/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Андрюхина Нелли Анатольевна
Другие
Маркова Мария Николаевна
Буракова Ольга Анатольевна
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Смирнов Николай Наилевич
Статьи

ст.15.14 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--mari.sudrf.ru
11.03.2024Материалы переданы в производство судье
02.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Судебное заседание
15.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024Дело оформлено
17.04.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее