№
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2024г. г. Красноярск
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.А.,
при секретаре судебного заседания Воронцовой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора к Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю, Бурмакину А.Н. о признании свидетельства о прохождении обучения недействительным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский транспортный прокурор обратился в суд с иском к АНО ЦДПО «Краспроф», Бурмакину А.Н., Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю о признании недействительным свидетельства с регистрационным номером 079/20СА, выданного АНО ЦДПО «Краспроф» на имя Бурмакина А.Н., подтверждающего прохождение последним обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» недействительным, возложении обязанности на Бурмакину А.Н. предоставить в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю удостоверение на право управления маломерным судном, выданное на имя последнего, для его замены в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, возложении обязанности на ГУ МЧС России по Красноярскому краю после предоставления Бурмакиным А.Н. удостоверения на право управления маломерным судном, выданного на имя последнего, исключить из него запись о категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот) путем замены удостоверения на право управления маломерным судном в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 05.06.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Частью 4 статьи 91 ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013г. №513.
АНО ЦДПО «Краспроф» на территории Красноярского края осуществляет образовательную услугу, в том числе по подготовке судоводителей маломерных судов. АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №Л035-01211-24/00241897 от 21.04.2014г. на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и подвиду дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование».
Подготовка судоводителей маломерных судов для эксплуатации в некоммерческих целях не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых и реализуется в соответствии со ст.12 ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании» в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со ст.12 ФЗ №273 от 29.12.2012г. в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ, относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых.
Образовательные программы, по которым АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет обучение: «Судоводитель маломерных судов (моторное судно, гидроцикл), утвержденная 04.04.2020г., «Судоводитель маломерных судов особой конструкции («судно на воздушной подушке), утвержденная 25.04.2018г., «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (аэролодка/аэроглиссер), утвержденная 17.06.2019г., «Судоводитель маломерных судов « (гидроцикл), утвержденная 04.04.2020г. по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушение лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ №273 от 29.12.2012г.
АНО ЦДПО «Краспроф» осуществляет образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии Л035-01211-24/00241897 от 21.04.2014г. на момент обучения Бурмакина А.Н. отсутствовали сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».
В соответствии с пунктом 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2014г. №262 (в редакции, действовавшей до 01.03.2022г.) заявитель вправе при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения, в связи с этим, содержание аттестации изменяется и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводится.
В ходе проверки, проведенной Транспортной прокуратурой на предмет исполнения АНО ЦДПО «Краспроф» требований законодательства об образовании при подготовке судоводителей маломерных судов, установлено, что Бурмакину А.Н. по окончании обучения в АНО ЦДПО «Краспроф» выдано свидетельство с регистрационным номером 079/20СА, подтверждающее освоение программы «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аролодка, аэроглиссер)». Бурмакиным А.Н. предъявлено данное свидетельство в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю при получении в декабре 2020 году услуги по аттестации на право управления маломерным судном и к последнему был применен специальный порядок, то есть без проведения проверки практических навыков с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного суда «Судно особой конструкции (аэробот)». Необоснованная выдача Бурмакину А.Н. свидетельства с регистрационным номером 079/20СА, подтверждающего прохождение обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер) повлекло неправомерное открытие ответчику Центром ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю новой категории типа маломерного судна.
Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦДПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности на момент обучения Бурмакина А.Н. отсутствовала, следовательно, ответчик не мог осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. Законные основания для выдачи итоговых документов (свидетель) по окончании такого обучения отсутствовали.
В судебном заседании помощник Красноярского транспортного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Козловский Д.Д. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» Бражевская Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала письменные возражения на исковое заявление, подписанные директором Горченевой Е.М., согласно которым АНО ЦДПО «Краспроф» с 2012 года занимается обучением судоводителей маломерного судна и образовательная лицензия была получена по программе «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России». Лицензия №7124-л от 30.11.2012г. была получена под вышеуказанную программу, которая была определена лицензирующим органом в подвид «Дополнительная профессиональная программа». В 2014 году АНО ЦДПО «Краспроф» получило обновленную лицензию №7516-л от 21.04.2014г., согласно которой и проводилось обучение в спорный период. Программа обучения судоводителей может относиться как к дополнительному профессиональному образованию, так и к профессиональному обучению, что подтверждается многочисленными проверками на предмет соблюдения лицензионных требований организацией в период с 2013 года по 2018 год. В 2018 году была разработана программа профессионального обучения «Обучение судоводителей маломерных судов поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» и по результатам плановой выездной проверки в 2018 году установлено соблюдение лицензионных требований, установленных п.п. «г» пункта 6 «Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966. После этого, были разработаны программы обучения «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (судно на воздушной подушке) и «Судоводитель маломерных судов особой конструкции (аэролодка/аэроглиссер). Поэтому АНО ЦДПО «Краспроф» расценивали данные программы как программы профессионального обучения повышения квалификации. Доводы прокурора о том, что по своему содержанию программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО ЦДПО «Краспроф» по своему содержанию относятся к подвиду дополнительного образования, являются субъективными и не имеют подтверждения в Законе об образовании. В АНО ЦДПО «Краспроф» проходят обучение сотрудники МЧС и спасатели ни для отдыха и туризма, а для выполнения своих должностных обязанностей. Поскольку свидетельство о прохождении обучения в АНО ЦДПО «Краспроф» выдано слушателям в соответствии со ст.60 Федерального закона «Об образовании», как лицу, прошедшему обучение и итоговую аттестацию в образовательной организации, оснований для признания недействительным указанного свидетельства не имеется. Указывала на незаконность проведения прокурорской проверки, на отсутствие в материалах дела доказательств вины граждан, что нарушает их права. Просила в удовлетворении исковых требований отказать, применив срок исковой давности.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Красноярскому краю Безруких А.П. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы изложенные в возражение не исковое заявление из которых следует, что для предоставления права управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях и подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, проводится аттестация претендующего на данное право лица в соответствии с Правилами аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС РФ по делам гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 27.05.2014 № 262. Окончание курсов не является необходимым условием для доступа к сдаче экзамена на право управления маломерными судами. Согласно п. 4.2 Правил аттестации от 27.05.2014 №262 (действовавших на момент аттестации Бурмакина А.Н.) заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания. Такой документ принимается к рассмотрению аттестационной комиссией. К Бурмакину А.Н. при выдаче удостоверения на право управления маломерного судна особой конструкции был применен специальный порядок. В настоящее время, действуют новые правила аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденные Приказом МЧС России от 01.06.2021г. №356, в соответствии с которыми при аттестации на право управления маломерными судами в обязательном порядке проводится проверка документов, проверка теоретических знаний, проверка навыков практического управления маломерным судном. В соответствии с регламентом предоставления удостоверений в Управлении ГИМС отсутствуют основания для замены удостоверения судоводителя на основании решения суда, ГИМС не может исключить из удостоверения категорию управления судном особой конструкции (аэробот), данное решение будет не исполнимо. В случае замены удостоверения, судоводитель должен вновь сдать теоретические и практические экзамены для открытия новой категории управления другим маломерным судном. Просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать.
Ответчик Бурмакин А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, судебное извещение получено лично 24.02.2024г.
Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края, Министерство Просвещения РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273 от 29.12.2012) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (часть 2 статьи 10 ФЗ № 273 от 29.12.2012).
Согласно п.6 ст.10 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Согласно части 1 статьи 73 ФЗ № 273 от 29.12.2012 профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий (далее - Перечень) утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утвержден приказом Минобрнауки России от 02.07.2013г. №513 ( в редакции действовавшей до 21.08.2023г.).
В соответствии со статьей 76 ФЗ № 273 от 29.12.2012 дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки), к освоению которых допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование либо лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Частью 4 статьи 91 ФЗ № 273 от 29.12.2012 предусмотрено, что в соответствующую запись в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности по каждому лицензиату включаются сведения о видах образования, об уровнях образования (в отношении профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки, научных специальностях и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также об адресах мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации, и иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ, АНО Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф» на территории Красноярского края осуществляет экономическую деятельность по виду «Образование профессиональное среднее», а также дополнительные виды деятельности «образование высшее», «образование профессиональное дополнительное».
АНО ЦДПО «Краспроф» на основании приказа Министерства образования и науки Красноярского края №193-04/3 от 21.04.2014 года имеет лицензию с регистрационным номером 7516-л от 21.04.2014 года серии 24Л01 № 0000541, на осуществление образовательной деятельности по виду образования «Профессиональное обучение» и «Дополнительное образование», с указанием подвида дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование» (на момент возникновения спорных правоотношений).
Подготовка судоводителей маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (то есть используемых исключительно для отдыха и туризма), не предполагает освоение какой-либо профессии, а также не требует наличия среднего профессионального и (или) высшего образования и относится к подвиду дополнительного образования детей и взрослых. Такое обучение не может рассматриваться как обязательное для осуществления какой-либо деятельности и реализуется в соответствии со статьей 12 ФЗ № 273 от 29.12.2012 в ходе освоения дополнительных общеразвивающих программ.
Главным отличием является тот факт, что дополнительное образование детей и взрослых осуществляется по общеобразовательным программам, в то время как дополнительное профессиональное образование осуществляется в рамках повышения квалификации или переподготовки людей, уже обладающих определенной специальностью, и требует наличие среднего профессионального и (или) высшего образования, профессиональное обучение осуществляется по конкретным специальностям и должностям, закрепленным в Перечне.
Так, в соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 №513 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, и профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции» в этом перечне отсутствует.
В связи с чем, образовательные программы, по которым осуществляется подготовка судоводителей маломерных судов АНО ЦДПО «Краспроф»: «Судоводитель маломерных судов» (моторное судно, гидроцикл), утвержденная 04.04.2020, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (судно на воздушной подушке), утвержденная 25.04.2018, «Судоводитель маломерных судов особой конструкции» (аэролодка/аэроглиссер), утвержденная 17.06.2019, «Судоводитель маломерных судов» (гидроцикл), утвержденная 04.04.2020, по своему содержанию относятся к общеобразовательным программам, следовательно, относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф» №516-л от 21.04.2014 года.
В ходе проверки, проведенной Красноярской транспортной прокуратурой в АНО ЦДПО «Краспроф» обучающемуся Бурмакину А.Н. по окончании обучения в Организации по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)» выдано Свидетельство с регистрационным номером 079/20СА, подтверждающее освоение указанной программы.
На основании данного Свидетельства, предъявленного Бурмакиным Н.А. в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю при получении услуги по аттестации на право управления маломерным судном, к последнему был применен специальный порядок, т.е. без проведения проверки практических навыков, с последующим открытием в удостоверении на право управления маломерными судами новой категории типа маломерного судна: «Судно особой конструкции (аэробот)».
Согласно письму Министерства образования Красноярского края от 17.11.2022 года исх. № 75-1586мк, на основании части 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам на законных основаниях возможно только при наличии в реестре лицензий на образовательную деятельность записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по конкретному лицензиату. Поскольку запись о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» по лицензиату АНО ЦДПО «Краспроф» в реестре лицензий на осуществление образовательной деятельности отсутствует, то осуществлять образовательную деятельность по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ АНО ЦДПО «Краспроф» не вправе.
С учетом изложенного, АНО ЦДПО «Краспроф» образовательную деятельность по подготовке судоводителя маломерного судна П осуществило с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, поскольку в лицензии №7516-л от 21.04.2014 года отсутствуют сведения о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых».
АНО ЦДПО «Краспроф» необоснованно выдало Бурмакину Н.А. свидетельство с регистрационным номером 079/20СА, подтверждающее прохождение обучения по программе: «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер)», что в свою очередь повлекло неправомерное открытие последнему Центром ГИМС ГУ МЧС России по Красноярскому краю новой категории типа маломерного судна.
Обучение Бурмакина Н.А. по общеобразовательной программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции», не включенной в лицензию, является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частями 1, 4 статьи 91 ФЗ № 273 от 29.12.2012 года.
Данное нарушение влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которого обратился прокурор с данным иском, в связи со следующим.
Согласно пункту 4.2 Правил аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденных приказом МЧС России от 27.05.2014 №262 и утративших силу с 01.03.2022 года, заявитель вправе, при наличии у него, представить документ об обучении для управления маломерным судном заявленного типа в заявленном районе плавания, выданный организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию для реализации программ подготовки судоводителей маломерных судов заявленного типа в заявленном районе плавания.
Такой документ, представленный для аттестации, принимается к рассмотрению аттестационной комиссией. В соответствии с пунктом 3.10 Правил аттестации от 27.05.2014 №262, аттестация для управления маломерным судном особой конструкции включала проверку входных документов и проверку теоретических знаний по заявленному району плавания. Проверка практических навыков заявителя не проводится. При аттестации для управления маломерным судном особой конструкции заявитель в составе входных документов представляет документ об обучении для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией производителя данного судна или аналогичных судов и имеющей соответствующую лицензию для проведения такого обучения.
Таким образом, в соответствии с Правилами аттестации от 27.05.2014 №262, действовавшими в период с 01.01.2015 года до 01.03.2022 года, при аттестации для управления маломерным судном особой конструкции, в случае предъявления заявителем документа, подтверждающим прохождение обучения для управления этим маломерным судном, выданный образовательной организацией и имеющей соответствующую лицензию (свидетельства об обучении), содержание аттестации изменяется, и к заявителю применяется специальный порядок ее проведения, при котором проверка практических навыков не проводилась. Принимая во внимание, что Бурмакин Н.А. проверку практических навыков на управление маломерным судном при аттестации не проходил, имеются основания ставить под сомнение решение аттестационной комиссии, его объективность и обоснованность о выдаче Бурмакину Н.А. удостоверения на право управления маломерными судами.
Согласно рапорту помощника Красноярского транспортного прокурора Козловского Д.Д. по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам мониторинга установлено, что в 2022 году увеличилось количество транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основной причиной транспортных происшествий является нарушение командным составом правил плавания (судоводительская ошибка). В навигацию 2022 года также выросло количество происшествий с маломерными судами: за истекший период 2022 года произошло 11 событий, связанных с эксплуатацией маломерных судов, в результате которых погибло 11 человек. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.
Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что обучение Бурмакина Н.А. проводилось в соответствии с программой профессионального обучения повышения квалификации судоводителей маломерных судов от 04.04.2020 года, то есть по программе профессионального обучения, а не дополнительного общеобразовательного образования, признаются судом не состоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку из представленных материалов дела следует, что Бурмакин Н.А. ранее не имел квалификацию судоводитель, профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции» отсутствует в Списке профессий, в связи с чем, программы обучения судоводителей маломерного судна не могут расцениваться как программы профессионального обучения повышения квалификации, а являются общеобразовательными для дополнительного обучения.
Также являются не состоятельными доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что с 2012 года подготовка судоводителей маломерных судов относилась к подвиду дополнительного образования «Дополнительное профессиональное образование», поскольку с 2013 года и по настоящее время «судоводитель маломерных судов» не относится к рабочей профессии или должности служащих. В связи с этим, при внесении изменений в лицензию в 2014 году ответчик АНО ЦДПО «Краспроф» был обязан внести изменения в лицензию в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих (в редакции, действовавшей на момент изменения лицензии). А поскольку в Перечне профессий отсутствует профессия «Судоводитель маломерного судна особой конструкции», следовательно, данная программа относится к общеобразовательной.
Как видно из материалов дела, основанием для проведения проверки Красноярской транспортной прокуратурой послужил рапорт помощника Красноярского транспортного прокурора Козловского Д.Д. от 25.08.2022 года о возрастающем количестве транспортных нарушений на внутренних водных путях. 29.08.2022 года заместителем прокурора принято решение о проведении проверки в АНО ЦДПО «Краспроф», поручено данное решение довести до сведения руководителя АНО ЦДПО «Краспроф». Таким образом, о проводимой проверке АНО ЦДПО «Краспроф» было уведомлено за сутки до проведения проверки, в связи с чем, права юридического лица нарушены не были.
При предоставлении дополнительного профессионального образования к содержанию образовательных программ предъявляются обязательные требования. Доводы АНО ЦДПО «Краспроф» о том, что они вправе самостоятельно составлять дополнительное профессиональное образование по общеразвивающим программам, нельзя признать состоятельными, поскольку они противоречат ФЗ «Об образовании», вводят в заблуждение потребителей, получающих образовательную услугу о стандартах и качестве образования.
Из содержания образовательных программ, предоставленных АНО ЦДПО «Краспроф» к проверке, видно, что программы являются общеразвивающими. Следовательно, АНО ЦДПО «Краспроф» при оказании услуги по обучению судоводителей маломерных судов особой конструкции не предоставляло дополнительного профессионального образования потребителям.
Данный вывод суда подтверждается справкой, составленной по результатам проверки АНО ЦДПО «Краспроф», начальником отдела лицензирования и государственной аккредитации министерства образования Красноярского края Маметьевой О.Н. и консультантом отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства министерства образования Красноярского края С от 31.08.2022 года, из которой следует, что представленные при проведении проверки образовательные программы подготовки судоводителей маломерных судов относятся к подвиду дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых», отсутствующему в лицензии АНО ЦДПО «Краспроф», что является нарушением лицензионных условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных частью 1, частью 4 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации». Теоретическая часть образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов с 2020 года полностью реализуется в дистанционной форме с использованием системы Moodle. Программный материал изучается обучающимися самостоятельно, без участия педагогического работника, после чего предоставляется возможность прохождения пробного теста и итогового теста. К реализации практической части образовательных программ подготовки судоводителей маломерных судов привлекается педагогический работник К и Б занимаемая должность педагогического работника которого не определена договором оказания услуг и установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представляется возможным. К реализации практической части образовательных программ привлекается педагогический работник Б по договору возмездного оказания услуг от 25.05.2022 года, педагогическая должность которого не определена договором возмездного оказания услуг, в связи с чем, установить его соответствие квалификационному справочнику и (или) профессиональному стандарту по должности педагогического работника не представилось возможным.
Также, организацией не соблюдаются лицензионные требования к осуществлению образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (дополнительным общеразвивающим программам), установленные подпунктом «б», «д» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020г. №1490, а также условия, установленные действующей лицензией. Также в организации не разработаны правила внутреннего распорядка обучающегося, не осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, не обеспечивается реализация в полном объеме образовательных программ. АНО ЦДПО «Краспроф» нарушаются правила оказания платных образовательных услуг: фактически АНО ЦДПО «Краспроф» оказывает платные образовательные услуги по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам, вместе с тем, пункт 5 Положения об оказании платных образовательных услуг, утвержденное директором Е 25.03.2020 года, не содержит в перечне оказываемых платных образовательных услуг: осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.1.2 Положения о документах, установленного образца, выдаваемых АНО ЦДПО «Краспроф», утвержденного приказом директора Е 25.03.2020 года, в результате освоения дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ выдаются документы об обучении – удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе.
Вместе с тем, как указано в справке от 31.08.2022 года, фактически вместо удостоверения о прохождении обучения по дополнительной общеразвивающей программе, выдается свидетельство об обучении по программе «Судоводитель маломерного судна» (вид реализуемой образовательной программы, также, как и в Договоре об оказании платных образовательных услуг, не указывается). АНО ЦДПО «Краспроф» к освоению дополнительной общеобразовательной программы «Судоводитель маломерных судов» допускают лиц, не имеющих и не получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование, что подтверждается заявлениями о приеме обучающихся. В связи с чем, специалисты министерства образования пришли к выводу о невозможности идентифицировать образовательные программы «Судоводитель маломерных судов», реализуемые АНО ЦДПО «Краспроф», как дополнительное профессиональное образование.
Не принимаются судом во внимание доводы ответчика о незаконности прокурорской проверки, поскольку судом установлено, что проверка проведена в связи с рапортом помощника Красноярского транспортного прокурора Козловского Д.Д. по результатам проведенного анализа состояния законности в сфере образовательной деятельности в области подготовки специалистов внутреннего водного транспорта, судоводителей маломерных судов, по результатам которого было установлено увеличение в 2022 года количества транспортных происшествий, происшедших в Енисейском бассейне внутренних водных путей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нарушения законодательства в сфере безопасности внутреннего водного транспорта, а также при эксплуатации маломерных судов создают угрозу безопасности граждан, могут повлечь за собой причинение вреда их жизни, здоровью и имуществу.
На основании указанного рапорта, в целях укрепления состояния законности в сфере безопасности плавания при эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, а также маломерных судов, заместителем Красноярского транспортного прокурора принято решение №155 от 29.08.2022 года о проведении проверки в АНО ЦДПО «Краспроф». Срок проверки установлен с 31.08.2022 года по 30.09.2022 года. Доказательств же каких-либо нарушений, допущенных в ходе проверки, повлиявших на ее результаты, материалы дела не содержат.
Доводы представителя ответчика о том, что в ходе ранее проведенных проверок (с 2013 года по 2018 год) указанные нарушения не устанавливались, претензий к отсутствию у АНО ЦДПО «Краспроф» лицензии на осуществление дополнительного образования детей и взрослых, проверяющими органами не предъявлялось, не свидетельствуют о незаконности прокурорской проверки, по результатом которой подан настоящий иск, исходя из установленных судом обстоятельств спора и его правового регулирования.
Доводы представителя ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» о пропуске срока исковой давности по требованиям о признании свидетельства недействительным, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 года №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Учитывая, что Красноярскому транспортному прокурору об осуществлении АНО ЦДПО «Краспроф» образовательной деятельности по подготовке судоводителя маломерного судна с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией и необоснованной выдаче свидетельства стало известно в ходе прокурорской проверки, проведенной в период с 31.08.2022 года по 30.09.2022 года, обращение в суд с настоящим иском последовало 26.12.2023 года, следовательно, срок исковой давности по заявленным истцом требованиям не пропущен.
Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что при отсутствии у АНО ЦДПО «Краспроф» записи о подвиде дополнительного образования «Дополнительное образование детей и взрослых» в лицензии на осуществление образовательной деятельности, и незаконности осуществления образовательной деятельности по подготовке судоводителей маломерных судов в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ, названное свидетельство является недействительным независимо от признания его таковым судом. В противном случае, отказ в признании свидетельства недействительным, по существу будет свидетельствовать о придании ему юридической силы, что противоречит вышеприведенным положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, суд считает правильным удовлетворить требования прокурора о признании недействительным свидетельства о прохождении курса обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер) №079/20СА в АНО ЦДПО «Краспроф», выданного на имя Бурмакина Н.А. возложить на ответчика Бурмакина Н.А. обязанность сдать удостоверение в Центр ГИМС для внесения изменений и исключении сведений о категории типа маломерного судна особой конструкции (аэроглиссер, аэролодка) в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для возложения обязанности на ГУ МЧС России по Красноярскому краю предоставить Бурмакину Н.А. удостоверение на право управления маломерным судном, исключив из него запись о категории маломерного судна «судно особой конструкции (аэробот)» путем замены удостоверения суд не усматривает, поскольку незаконных действий ГУ МЧС России по Красноярскому краю судом в ходе рассмотрения спора не установлено, замена удостоверения производится на основании Приказа МЧС России от 23.08.2023г. №885 «Об утверждении Правил аттестации на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях», и возложении судом такой обязанности на ГУ МЧС России по Красноярскому краю будет являться декларативной.
В силу ст.103 ГПК РФ в связи с удовлетворением исковых требований с ответчика АНО ЦДПО «Краспроф» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора к Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», Главному управлению МЧС России по Красноярскому краю, Бурмакину А.Н. о признании свидетельства о прохождении обучения недействительным, возложении обязанности, удовлетворить частично.
Признать недействительным свидетельство о прохождении обучения по программе «Судоводитель маломерного судна особой конструкции (аэролодка, аэроглиссер) №СА, выданное Автономной некоммерческой организацией Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН 1122468033181, на имя Бурмакина А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Возложить обязанность на ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения сдать в Центр ГИМС ГУ МЧС России по <адрес> удостоверение на право управления маломерным судном особой конструкции, выданное на имя ФИО2, на основании свидетельства о прохождении обучения №СА, для его замены в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение является основанием для исключения из ранее выданного удостоверения на имя Бурмакина А.Н. записи о категории типа маломерного судна «судно особой конструкции (аэрбот)».
Взыскать с Автономной некоммерческой организации Центр дополнительного профессионального образования «Краспроф», ОГРН 1122468033181, государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
В удовлетворении исковых требований Красноярского транспортного прокурора к ГУ МЧС России по Красноярскому краю о возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Т.А. Дорохина