Производство № 2-4559/2023 <***>
Дело № 66RS0003-01-2023-003367-38
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 21.08.2023
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,
при помощнике судьи Тронине Р. О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бельковой Людмилы Петровны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о включении периодов в стаж, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Белькова Л. П. обратилась в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области с требованием о включении периодов в стаж, назначении пенсии.
В обосновании иска указано, что 09.01.2022 истец обратилась в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 31.03.2022 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с недостижением минимального порога трудового стажа, необходимого для назначения пенсии. Как указано в Разделе 2 Решения № 3627/22, истцу принят к зачету стаж работ общим сроком 12 лет 11 месяцев 06 дней, не принят ко включению в стаж периода работы в Автономной некоммерческой организации «Объединение «Стоматология».
В связи с чем, истец просила суд обязать ответчика засчитать стаж работ период с 01.04.2005 по 23.06.2022, признав право на получение пенсионного обеспечения с 23.06.2022, обязав назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на её назначение - с 23.06.2026.
Истец Белькова Л. П. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области Елькина О. С., поддержав доводы отзыва, против иска возразила (т. 2 л.д. 62-63).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, и подтверждается материалам гражданского дела, что истец обратилась к ответчику 09.01.2022 с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (т. 2 л.д. 29-33).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 7; ст. 37, ч. 3; ст. 39, ч. 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были закреплены в ранее действовавшем в период с 01.01.2002 до 01.01.2015 Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1, ч. 2 ст. 27).
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", п. "н" ст. 1 которого установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ по СО № 3627/22 от 31.03.2022 отказано в назначении пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Стаж, принятый к зачету составляет 12 лет 11 месяцев 06 дней, ИПК 89,787 (т. 1 л.д. 25-27)
12.08.2022 решением № 543758/22 истице повторно отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого стажа, на указанную дату ИПК определен в размере 101,492 (т. 2 л.д. 34-37).
Истец, полагая, что ответчиком безосновательно не включены в календарном исчислении период с 01.04.2005 по 23.06.2022, обратилась в суд с настоящими требованиями.
Проверяя заявленные требования, суд приходит к следующему.
Согласно представленной суду копии трудовой книжки в период с 01.04.2005 по 23.06.2022 истец работала в должности врача – стоматолога - детского Автономной некоммерческой организации «Объединение «Стоматология» (т. 1 л.д. 17-23).
Ответчик полагает, что отсутствуют правовые основания для включения данных периодов в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781. Кроме того, согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица за период работы с 01.04.2005 по 23.06.2022 в индивидуальных сведениях работодателем не проставлены коды льготной деятельности.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац второй пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии").
Проанализировав действующее законодательство и представленные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости включения спорных периодов работы истца в должности медицинской сестры в Автономной некоммерческой организации «Объединение «Стоматология» в специальный стаж.
Выполнение истцом в спорный период времени лечебной деятельности по охране здоровья населения подтверждается имеющимися в материалах дела обзорной справки, из которой следует, что Автономная некоммерческая организация «Объединение «Стоматология» имеет право на осуществление медицинской деятельности (т. 1 л.д. 90).
Основными целями организации является предоставление медицинских услуг в области здравоохранения и охраны здоровья граждан, внедрение новых технологий, диагностики, профилактики и методов лечения в стоматологии. Основными видами деятельности организации являются предоставление стоматологических услуг для широких слоев населения г. Екатеринбурга, оказание круглосуточной неотложной стоматологической помощи гражданам г. Екатеринбурга.
Более того, как видно из справки, АНО «Объединение «Стоматология» создана в порядке реорганизации в форме преобразования Муниципального учреждения "Стоматологическая поликлиника № 11 в целях охраны здоровья граждан - предоставления стоматологических услуг широким слоям населения г. Екатеринбурга. Организация является правопреемником всех прав и обязанностей реорганизованного Муниципального учреждения «Стоматологическая поликлиника № 11».
Правопреемство АНО «Объединение «Стоматология» в результате реорганизации в форме преобразования из МУ "Стоматологическая поликлиника № 11" поэтапно изложено в уточняющей справке работодателя от 29.05.2011.
Изменение организационно-правовой формы лечебного учреждения, принадлежность его имущества, в чьем ведении оно находилось, само по себе не предполагает различий в условиях и характере профессиональной деятельности работника и не свидетельствуют о существовании таких различий. Решение этого вопроса иным образом может породить такое неравенство в сфере пенсионного обеспечения, которое приведет к несоразмерному ограничению конституционного права работников на социальное обеспечение и тем самым нарушит положения статей 19 (части первой и второй), 39 (части первой и второй) и 55 (части второй и третьей) Конституции Российской Федерации.
Закон связывает назначение досрочной пенсии по старости медицинским работникам с характером трудовой деятельности именно в медицинских учреждениях. Характер и место работы истца с 1992 года не менялись, а неоднократное изменение наименования на характер деятельности истицы и на лечебный профиль подразделений не влияло.
Требования в этой части подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в Приложении 7, согласно которому при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2021 году назначение пенсии производится не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Принимая во внимание, что специальный стаж истца с учетом включенных пенсионным органом периодов работы по состоянию на 12.08.2022, а также включенных судом периодов составил более требуемых 30 лет, то право у истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (с учетом переходных положений, предусмотренных Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий"), возникло с 23.06.2022.
Таким образом, с учетом включения в стаж спорного периода, на определенную истцом дату – 23.06.2022 право на пенсионное обеспечение в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у истца возникнет, в связи с чем, требования в этой части подлежат удовлетворению.
Между тем, поскольку необходимая продолжительность специального стажа 30 лет выработана истцом по состоянию на 23.06.2022, следовательно, с учетом переходных положений право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возникнет через 48 месяцев – с 23.06.2026.
Однако, поскольку требования о назначении пенсии с 23.06.2026 поставлены в зависимость от наличия соответствующего заявления от истца, то основания для возложения обязанности назначить пенсию с 23.06.2026 у суда отсутствует, поскольку указанное не отвечает принципам действующего законодательства, установленных ст. 3,4 Гражданского процессуального права Российской Федерации.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст. 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6661009187) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ (<***>) ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░ ░ 01.04.2005 ░░ 23.06.2022.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 20 ░. 1 ░░. 30 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28.12.2013 № 400-░░ «░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░ 23.06.2022.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ <***> ░. ░. ░░░░░░░░░