Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-525/2023 (2-4409/2022;) ~ М-4066/2022 от 09.11.2022

Дело № 2-525/2023                          УИД 24RS0040-01-2022-005658-95

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Норильск Красноярского края                                   03 мая 2023 года

Норильский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи                                                                          Крючкова С.В.,

при секретере судебного заседания                                                                    Тулиной Ю.А.,

с участием прокурора                                                                        Кузнецовой Н.А.,

представителя ответчика                                    Галицкой О.В.,

представителя ответчика                                      Пашковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора к Гулиеву Гюльахмеду Алигусейн оглы о возложении обязанности по очистке земельных участков от отходов,

У С Т А Н О В И Л:

Красноярский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Гулиеву Г.А.о. о возложении обязанности по очистке земельных участков от отходов.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на находящихся в собственности Гулиева Г.А.о. земельном участке кадастровый номер , площадью 3240 м2, расположенном по адресу: <адрес>, и земельном участке кадастровый , площадью 8017 м2, расположенном по адресу: <адрес>, имеется несанкционированное накопление и размещение отходов в виде упаковки полиэтиленовой, загрязненных древесины и картона, битого стекла, резины, полимерных материалов, резиновых автомобильных покрышек, железных бочек, демонтированных металлических труб, листов и других металлических конструкций различного типа, иного бытового и строительного мусора, кузовов и других частей неиспользуемых транспортных средств, привело к фактическому образованию свалки в этом районе. Также на земельном участке с кадастровым , находится неэксплуатируемое полуразрушенное здание с вывеской «Норильский рыбоперерабатывающий завод», разрушенные железобетонные конструкции, битый кирпич составляют часть отходов, находящихся на указанном земельном участке. На земельном участке с кадастровым оборудован гараж для отстоя автомобилей. Свободная от застройки площадь земельного участка захламлена вышедшими из рабочего состояния автотранспортными средства и деталями для автомобилей, металлическими бочками, не исключающими наличие в них остатков горюче-смазочных материалов, изделиями из металла, загрязненной древесиной, автомобильными покрышками. Указанные отходы, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 , можно отнести к отходам IV – V классов опасности. Захламленные отходами участки выявлены природоохранной прокуратурой в августе 2022 года, что отражено в акте осмотра территорий 12.08.2022. Проверка исполнения требований представления об устранении нарушений законодательства показала, что очистка от указанных отходов земельных участков ИП Гулиев Г.А.о. не проведена, свалки остались на прежнем месте. Состояние земельных участков не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства, регулирующим порядок накопления и размещения отходов. Наличие на земельных участках длительное время отходов и воздействие на них осадков в виде дождя, снега, солнечного света, ветра, приводит к попаданию в почву вредных загрязняющих веществ и оказывает в дальнейшем негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушаются со стороны их собственника Гулиева Г.А.о. требования ч. 7 ст. 12, ч. 1 ст. 13.1 Закона № 89-ФЗ, ст. 51 Закона № 7-ФЗ, ст. 22 Закона № 52-ФЗ, п.п. 220, 222, 223, 229 Санитарных правил, ст.ст. 13, 42 ЗК РФ, в том числе действующих на территории муниципального образования город Норильск Правил благоустройства. Невыполнение Гулиевым Г.А.о. требований земельного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства привело к образованию свалки отходов на земельных участках, чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую обстановку на территории муниципального образования город Норильск.     Несоблюдение требований, установленных федеральным законодательством, ведет к нарушению государственных интересов на обеспечение установленного порядка сбора, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

    Просит обязать Гулиева Г.А.о. в срок до 01.06.2023 очистить от отходов земельный участок с кадастровым номером , сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 3240 м2, по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером , сформированный из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 8017 м2, по адресу: <адрес>

    Заместитель Красноярского природоохранного прокурора Кузнецова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.

    Ответчик Гулиев Г.А.о., надлежаще извещенный о месте и рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Представители ответчика Галицкая О.В., Пашкова Е.В., в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что шины и транспортные средства не являются отходами, иных отходов на земельном участке не имеется, строительный мусор в виде железных конструкций, убран еще летом 2022 года, на схеме указан земельный участок, который не принадлежит ответчику.

    Третьи лица Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, Администрация г. Норильска, ООО «Стройтехмонтаж», надлежаще извещенные о месте и рассмотрении дела, представителей в судебное заседание не направили.

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

    Статьей 42 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином закреплено право на благоприятную окружающую среду.

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу требований ч. 1 ст. 34 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Закона № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

    В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

    В силу ч. 1 ст. 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Частью 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 216 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – Санитарные правила), накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.

Согласно п. 220 Санитарных правил при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

В соответствии с п. 221 Санитарных правил на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.

В пунктах 222, 223 Санитарных правил закреплено, что размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры) допускается только после проведения специальной подготовки ложа при отсутствии влияния на подземные водные объекты. Отходы IV класса опасности должны складироваться в виде специально спланированных отвалов и насыпей.

Согласно п. 229 Санитарных правил объекты размещения отходов должны располагаться за пределами жилой зоны на обособленных территориях с соблюдением требований, установленных для санитарно-защитных зон.

Пунктом 230 Санитарных правил установлено, что объекты размещения отходов должны располагаться за пределами жилой зоны на обособленных территориях с соблюдением требований, установленных для санитарно-защитных зон.

Согласно п. 239 Санитарных правил для предотвращения попадания загрязнений в водоносный горизонт и грунты хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты захоронения отходов, предусматривается гидроизоляция дна и стен ложа.

Выполнение вышеприведенных требований законодательства при накоплении, размещении отходов направлено на исключение негативного воздействия на окружающую среду и компонентов экосистемы, в том числе почв, земель, водных объектов.

    В соответствии со ст. ст. 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

    В соответствии с п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

    Согласно ст. 42 ЗК РФ собственник и лица не являющиеся собственниками земельных участков обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Проведение очистки земельных участков вокруг элементов благоустройства и прилегающих к нему территорий в границах МО город Норильск предусмотрено Правилами благоустройства территории муниципального образования город Норильск, утвержденными решением Норильского городского Совета депутатов Красноярского края от 19.02.2019 (далее – Правила благоустройства).

    Согласно п.п. 1, 3 раздела 3 Правил благоустройства субъекты благоустройства обязаны: обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности, ином вещном праве или на иных законных основаниях объектов и элементов благоустройства в соответствии с действующим законодательством; не допускать складирование мусора на территории муниципального образования город Норильск (в том числе на территориях, занимаемых элементами благоустройства и земельных участках, смежных с земельным участком, на котором расположен элемент благоустройства) вне специально отведенных для этих целей мест и без использования специальных емкостей для сбора мусора (урны, контейнеры).

     В судебном заседании установлено, что ИП Гулиеву Г.А.о. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 3240 м2, расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером , площадью 8017 м2, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д. 21-41).

    01.09.2020 между ИП Гулиевым Г.А.о. и ООО «СтройТехМонтаж» был заключен договор аренды части нежилого здания, площадью 3967,3 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, на срок 11 месяцев. Здание было передано ООО «СтройТехМонтаж» по акту приема передачи 01.09.2020. Уведомлением о расторжении договора аренды ООО «СтройТехМонтаж» уведомило ИП Гулиева Г.А.о. о расторжении договора с 01.07.2021 в связи с необеспечением арендодателем нормального функционирования и технического состояния инженерно-технических коммуникаций, непригодностью дальнейшего использования здания, что создает опасность для жизни и здоровья персонала арендатора (л.д. 187-189).

Согласно акту осмотра от 01.07.2022 при проведении прокурорской проверки было выявлено захламление земельных участков бытовым мусором, щепой для копчения, разукомплектованным автотранспортом, отходами рыбного производства, строительным мусором, металлическим ломом и конструкциями, демонтированными элементами труб, строительными деревянными отходами, битым стеклом. Фактическому образованию свалки на земельных участках также подтверждается планом-схемой, фототаблицами о состоянии земельных участков (лд. 41-55).

По результатам прокурорской проверки по факту загрязнения земельных участков отходами, проведенной на основании решения о проведении проверки от 08.08.2022 , ИП Гулиеву Г.А.о. было внесено представление от 12.08.2022 «Об устранении нарушений природоохранного законодательства» (лд. 56-60).

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 28.2.2022 Гулиев Г.А.о. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 141-146).

В целях проверки исполнения требований представления от 12.08.2022 заместителем Красноярского природоохранного прокурора с дислокацией в г. Норильске был произведён осмотр земельного участка с кадастровым номером и земельного участка с кадастровым номером . Из актов осмотра от 12.08.2022 и от 20.09.2022 следует, что очистка земельных участков от отходов не произведена (лд. 68-77).

В объяснении, данном представителем Гулиева Г.А.о. – Писаревской С.Е. 12.08.2022, подтвержден факт наличия отходов на земельных участках (лд. 78-80).

Наличие на указанных земельных участках длительное время отходов и воздействие на них осадков в виде дождя, снега, солнечного света, ветра приводит к попаданию в почву вредных загрязняющих веществ и оказывает в дальнейшем негативное воздействие на окружающую среду, и свидетельствует о нарушении со стороны владельца земельных участков Гулиевым Г.А.о. требований ч. 7 ст. 12, ч. 1ст. 13.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 220, 222, 223, 229 СанПиН 2.1.3684-21, ст.ст. 13, 42 ЗК РФ, в том числе действующих на территории МО г. Норильск Правил благоустройства.

Из акта проверки фактического использования земельного участка от 28.02.2023 следует, что ввиду обильного снежного покрова на территории земельных участков определить фактическое их состояние не представляется возможным, вместе с тем, из-под снежного покрова видны фрагменты деревянных и металлических отходов, пришедшей в негодность техники. Данные обстоятельства также подтверждены фототаблицей (л.д. 133-140).

В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель.

Захламление земельных участков переданного для пользования противоречит требованиям ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель, не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В связи с изложенным, оценив представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора о возложении на ответчика обязанности очистить земельные участки, поскольку неисполнение указанной обязанности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о том, что земельные участки освобожден от бытовых отходов и мусора суд признает не состоятельным, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

При этом суд учитывает, что ответчик, признавший наличие на спорных земельных участках отходов на момент проведения прокурорской проверки, не представил суду при рассмотрении дела достаточных и достоверных доказательств устранения допущенных нарушений.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

При рассмотрении вопроса об определении сроков исполнения возложенной на ответчика обязанности, с учетом реальной исполнимости решения суда, учитывая фактические обстоятельства дела, климатические особенности г. Норильска, относящего к районам Крайнего Севера, суд считает необходимым установить срок исполнения решения в течение двух месяце с момента вступления решения в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Учитывая положения ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в части размера государственной пошлины по иску неимущественного характера, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора к Гулиеву Гюльахмеду Алигусейн оглы о возложении обязанности по очистке земельных участков от отходов – удовлетворить.

Обязать Гулиева Гюльахмеда Алигусейн оглы очистить от отходов земельный участок с кадастровым номером , сформированный из земель промышлености, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 3240 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Гулиева Гюльахмеда Алигусейн оглы очистить от отходов земельный участок с кадастровым номером , сформированный из земель промышлености, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 8017 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Гулиева Гюльахмеда Алигусейн оглы (СНИЛС ) государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                               С.В. Крючков

Мотивированное решение составлено 22.05.2023

2-525/2023 (2-4409/2022;) ~ М-4066/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красноярский природоохранный прокурор
Ответчики
Гулиев Гюльахмед Алигусейн оглы
Другие
Администрация города Норильска
Галицкая Ольга Владимировна
Писаревская Светлана Евгеньевна
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
ООО "Стройтехмонтаж"
Пашкова Евдокия Владимировна
Суд
Норильский городской суд Красноярского края
Судья
Крючков Сергей Викторович
Дело на сайте суда
norilsk--krk.sudrf.ru
09.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2022Передача материалов судье
10.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.01.2023Предварительное судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
12.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее