Дело № 2-1465/2023 УИД 53RS0002-01-2023-001539-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 31 июля 2023 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.А., при секретаре Груневой М.Е.,
с участием представителя истца старшего помощника Боровичского межрайонного прокурора ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа д. <адрес>» о возложении обязанностей по обеспечению наличия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения),
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указав, что Боровичской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа д. <адрес>» (далее - МБОУ «СОШ д. <адрес> требований законодательства о защите прав несовершеннолетних, о социальной защите инвалидов, по результатам которой были выявлены нарушения указанного законодательства.
Проверкой в здании МБОУ «СОШ д. <адрес>», расположенном по адресу: <адрес>, д. Перелучи, <адрес>, здании дошкольного отделения МБОУ СОШ д. <адрес> по адресу: <адрес>, д. Перелучи, <адрес>, установлено, что в нарушение требований п. 6 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, п.п. «а» Порядка, п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2020, при входе в здания отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающие информацию о помещениях в здании.
Указанные обстоятельства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, что является недопустимым.
Ссылаясь на положения ст. 45 ГПК РФ, ст. 22, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель прокурора просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д. Перелучи» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании при входе в следующие здания учреждения:
здание школы МБОУ СОШ д. <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>,
здание дошкольного отделения МБОУ СОШ д. Перелучи по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.
В судебном заседании старший помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО2 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика и.о. директора МБОУ «СОШ д. <адрес>» ФИО3 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что как только Учредителем будут выделены денежные средства, указанные нарушения будут устранены.
Представитель третьего лица Администрации Боровичского муниципального района в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия и согласии с заявленными исковыми требованиями.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона N 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Таким образом, законодателем к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 N 904/пр утвержден СП 59.13330.2020 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП 59.13330.2020).
Согласно п. 6.5.12 СП 59.13330.2020 при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи (далее - Порядок).
Согласно пп. «е» п. 3 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В соответствии с пп. «а» п. 4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Как установлено судом, в ходе проверки проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой на предмет соблюдения в МБОУ «СОШ д. <адрес>» требований законодательства о защите прав несовершеннолетних, о социальной защите инвалидов, были выявлены нарушения указанного законодательства, а именно: установлено, что при входе в здания школы, дошкольного отделения отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании. Указанное обстоятельство не оспаривается ответчиком и представителем третьего лица.
Таким образом, выявленные и не устраненные ответчиком нарушения требований действующего законодательства нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе несовершеннолетних, следовательно, требования прокурора должны быть удовлетворены.
Определяя срок, в течение которого ответчик должен устранить установленные нарушения, суд полагает возможным определить требуемый прокурором срок для исполнения ответчиком возлагаемых обязанностей в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Кроме того, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа д.<адрес>» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в здании при входе в следующие здания учреждения:
здание школы МБОУ СОШ д.<адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>,
здание дошкольного отделения МБОУ СОШ д. <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа д. <адрес>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья С.А. Иванова