Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-736/2023 ~ М-687/2023 от 09.10.2023

2-736/2023

УИД: 04RS0014-01-2023-001195-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 ноября 2023 года                                                                                                       г. Кяхта

Кяхтинский районный суд Республики Бурятия в составе

председательствующего судьи Жарниковой О.В.,

при секретаре Таракановской А.С.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора Кяхтинского района РБ Аблаевой Н.В., представителя ответчика администрации МО СП «Зарянское» А.С.Ю,.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, гражданское дело № 2-736/2023 по исковому заявлению прокурора Кяхтинского района РБ, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Зарянское» о возложении обязанности обеспечить территорию поселения необходимым количеством источников противопожарного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кяхтинского района Республики Бурятия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к администрации МО «Зарянское».

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением лесного законодательства, в том числе в сфере охраны лесов от пожаров, законодательства в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Прокурор отмечает, что главным государственным инспектором ОНД по Кяхтинскому и Бичурскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия совместно с представителем прокуратуры района проведена выездная проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области пожарной безопасности, в результата которой было установлено, что в нарушение требований законодательства в границах поселения МО «Зарянское» не в полном объеме имеются источники наружного противопоажарного водоснабжения. Один источник расположен на территории <адрес>, один на территории <адрес>.

Главе МО СП «Зарянское» по указанному нарушению закона неоднократно выдавались предписания о необходимости устранения нарушений закона и принятия мер по противопожарной безопасности в границах поселения, в том числе, по установке дополнительных источников противопожарного водоснабжения. Кроме того, Глава МО СП «Зарянское» в 2023 году привлечена к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ. Вместе с тем, до настоящего времени, выявленные нарушения по обустройству территории муниципального образования источниками противопожарного водоснабжения не устранены.

На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, прокурор просит обязать администрацию МО СП «Зарянское» рассчитать необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения для МО СП «Зарянское» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию МО СП «Зарянское» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить территорию поселения необходимым количеством источников противопожарного водоснабжения в соответствии с произведенными расчетами.

В судебном заседание представитель истца – старший помощник прокурора Кяхтинского района РБ Аблаева Н.В., действующая на основании доверенности, доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, с учетом уточнения, настаивала на удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика администрации МО СП «Зарянское» - глава А.С.Ю, в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований. Ссылаясь при этом на недостаточность срока выполнения мероприятий.

Выслушав пояснения участников процесса, свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 17.12.2021 года по 21.12.2021 года государственным инспектором Кяхтинского и Бичурского района по пожарному надзору УНДПР МЧС России по РБ проведена внеплановая проверка требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлено, что на территории МО СП «Зарянское» не в полной мере имеются источники наружного противопожарного водоснабжения на территории населенных пунктов <адрес>. Администрации муниципального образования надлежит произвести расчет необходимого количества и расположения источников противопожарного водоснабжения в населенных пунктах с учетом расхода воды на наружное пожаротушение и имеющихся на территории поселения пожарных водоемов (естественные, искусственные), о чем выдано предписание с указанием срока устранения нарушений обязательных требований пожарной безопасности – ДД.ММ.ГГГГ

Согласно информации по состоянию на 02.05.2023 года на требование прокурора района, начальник ОНДПР по Кяхтинскому и Бичурскому районам УНДПР ГУ МЧС России по РБ сообщает, что совместно с помощником прокурора Кяхтинского района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства в области пожарной безопасности. В ходе обследования выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе и на территории МО СП «Зарянское», а именно: не в полном объеме имеются источники наружного противопожарного водоснабжения на территории населенного пункта <адрес> (1 на территории села), в <адрес> (1 объектовый ПВ на территории <данные изъяты>»). Администрации муниципального образования надлежит произвести расчет необходимого количества и расположения источников противопожарного водоснабжения в населенных пунктах с учетом расхода воды на наружное пожаротушение и имеющихся на территории поселения пожарных водоемов (естественные, искусственные), а также площадок (пирсов) при наличии в радиусе 200 метров естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) с последующим включением проведенных расчетов в планы, программы по пожарной безопасности муниципального образования.

Постановлением главного государственного инспектора по Кяхтинскому и Бичурскому районам УНДПР МЧС России по РБ от 08.06.2023 года, по факту выявленных нарушений, глава МО СП «Зарянское» А.С.Ю, привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

В информации, представленной по требованию прокурора района, начальник ОНДПР по Кяхтинскому и Бичурскому районам УНДПР ГУ МЧС России по РБ сообщает, что по состоянию на 28.09.2023 года выявленные нарушения, ранее указанные в предписаниях, не устранены, а именно: не произведены расчеты необходимого количества и расположения источников наружного противопожарного водоснабжения, в том числе на территории МО СП «Зарянское».

Как следует из позиции прокурора, до настоящего времени администрацией МО СП «Зарянское» не приняты надлежащие и своевременные меры по устранению выявленных нарушений, в связи с чем, подано настоящее исковое заявление.

В указанной части суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Положениями статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности») определено, что требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Согласно п. «а» ч. 2 ст. 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно пункту 9 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся в том числе создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.

В силу п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479, органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

В силу статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 названного Федерального закона.

    В соответствии со статьей 63 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (части 1, 2 статьи 62 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности).

Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К наружному противопожарному водоснабжению относятся:

централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Допускается предусматривать наружное противопожарное водоснабжение от водных объектов и (или) пожарных резервуаров для населенных пунктов с числом жителей до 5 000 человек; отдельно стоящих зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф2, ФЗ, Ф4 объемом до 1 000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема), расположенных в населенных пунктах, не имеющих кольцевого наружного противопожарного водопровода; зданий и сооружений класса функциональной пожарной опасности Ф5 с производствами категорий В, Г и Д по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 15 литров в секунду; складов грубых кормов объемом до 1 000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); складов минеральных удобрений объемом до 5 000 кубических метров (либо нескольких зданий и (или) сооружений того же суммарного объема); зданий радиотелевизионных передающих станций, холодильников и хранилищ овощей и фруктов.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, ФЗ (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1 000 кубических метров.

Количество пожарных водоемов, запас имеющейся в них воды в сопоставлении с плотностью застройки, материала из которого изготовлены дома и количества жителей поселков, приведены в СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденном Приказом МЧС России от 30 марта 2020 года № 225.

Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, в нарушение законодательства со стороны администрации МО СП «Зарянское» не в полной мере принимаются меры для защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций, не обеспечиваются первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов, что представителем ответчика по существу не отрицается. С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить исковые требований прокурора и возложит на ответчика обязанность рассчитать необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения на территории муниципального образования и обеспечить территорию поселения необходимым количеством источников противопожарного водоснабжения в соответствии с произведенными расчетами.

Суд соглашается с доводами прокурора, что непринятие надлежащих мер администрацией МО СП «Зарянское» по решению вопросов организации мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории сельского поселения «Зарянское», нарушает действующее законодательство в сфере охраны и защиты населенных пунктов от лесных пожаров, населения от чрезвычайных ситуаций, создают угрозу наступления общественно-опасных последствий в виде причинения вреда имуществу и здоровью граждан, а в целом гибели людей и животных, уничтожения населенных пунктов.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

При этом материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией своевременно не вносилось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в области пожарной безопасности. Документов, которые могли бы свидетельствовать об обратном, не имеется.

Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения администрации от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

При этом суд считает, что заявленный прокурором срок исполнения решения суда является достаточным и разумным, а изменение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, создаст угрозу их жизни и здоровью.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а существенное увеличение срока исполнения решения суда, на чем настаивает представитель ответчика, повышает существующий в настоящее время риск причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения, в том числе, при наличии угрозы лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, что также подтверждено в судебном заседании начальником ОНДПР по Кяхтинскому и Бичурскому районам УНДПР ГУ МЧС России по РБ <данные изъяты>., допрошенного в качестве свидетеля.

При определении данного срока судом учитывается характер выявленных нарушений, недопустимость возникновения пожара и, как следствие, причинения вреда здоровью и имуществу граждан.

С учетом изложенного суд расценивает заявленные требования прокурора как законные и обоснованные и подлежащие удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Кяхтинского района - удовлетворить.

Обязать администрацию МО СП «Зарянское» рассчитать необходимое количество источников наружного противопожарного водоснабжения для МО СП «Зарянское» в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать администрацию МО СП «Зарянское» в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить территорию поселения необходимым количеством источников противопожарного водоснабжения в соответствии с произведенными расчетами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия через Кяхтинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 07.11.2023 года.

Судья                                                                                                  Жарникова О.В.

2-736/2023 ~ М-687/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокуратура Кяхтинского района РБ
Ответчики
АМО Зарянское
Суд
Кяхтинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Жарникова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
kyahtinsky--bur.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2023Передача материалов судье
12.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2023Подготовка дела (собеседование)
25.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее