Дело № 2-991/2022
18RS0023-01-2022-001092-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 мая 2022 года г. Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Арефьевой Ю.С.,
при секретаре Борисовой И.В.,
с участием прокурора Муханова М.Л.,
при участии: представителя ответчика МБОУ «д/с №21» Култышевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сарапула УР в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад № 21 о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор г. Сарапула УР в интересах неопределённого круга лиц обратился в Сарапульский городской суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №21 о понуждении к совершению действий, свои требования мотивирует следующим. Прокуратурой г. Сарапула проведен анализ состояния законности в сфере соблюдения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Установлено, что в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет в Удмуртской Республике» национального проекта «Демография» в г. Сарапуле построен детский сад на 80 мест для детей от двух месяцев до трех лет (ясли), расположенный по адресу: г. Сарапул, ул. Пугачева, д. 68 «а». Здание является вторым для функционирующего МБДОУ детский сад № 21 (г. Сарапул, ул. Пугачева, д. 68) и введено в эксплуатацию 01.11.2019. Прием воспитанников в ясли осуществляется с 29.12.2019. Согласно статье 2 Федерального закона № 181 -ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В силу положений статьи 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационноправовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. В соответствии с частями 5 и 6 статьи 15 вышеприведенного Федерального закона, планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Часть 7 статьи 30 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Частью 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закрепляет положение о том, что федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения. Пунктом 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 09.11.2015 года «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», установлено, что руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности. В силу пп. "а" пункта 4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также обеспечиваться возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта. Требования по обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении содержатся в Своде правил «СП 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр (до 01.07.2021 действовал «СП 59.13330.2016 Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденный приказом Минстроя РФ от 14.11.2016 N 798/пр). Согласно пункту 6.5.9 Свода правил, информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения. Кроме того, пункт 6.5.12. Свода правил предусматривает, что в зданиях с массовым пребыванием людей (пассажирские здания вокзалов всех видов транспорта, организации социального обслуживания, общественные здания административного назначения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению следует устанавливать тактильные или тактильно-звуковые схемы, отображающие информацию о размещении и назначении помещений в здании. Они должны размещаться в вестибюле вблизи входа по возможности с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание. Таким образом, на здание детского сада, как объекта социальной инфраструктуры и образовательного учреждения, в полной мере распространяются требования вышеназванных правовых норм. Проведенной проверкой установлено, что в МБДОУ детский сад № 21 не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно в образовательном учреждении отсутствует: информационное табло (тактильная табличка) с применением рельефно точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. Несоблюдение указанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие. На территории г. Сарапула проживают дети-инвалиды дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья по зрению, имеющие право на образование, присмотр и уход в МБДОУ детский сад № 21. Однако в настоящее время в МБДОУ детский сад № 21 необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не созданы. Изложенное нарушает принцип эффективности расходования бюджетных средств, установленный ст.ст. 28, 31, 34, 162 Бюджетного кодекса РФ и не обеспечивает возможность эффективного использования здания яслей, построенных в рамках реализации национального проекта «Демография» в соответствии с требованиями закона, с соблюдением социальных прав инвалидов, в том числе несовершеннолетних, лиц с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам системы образования. Прокуратурой г. Сарапула 04.02.2021 в адрес заведующего МБДОУ детский сад № 21 внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения закона и обеспечить доступность инвалидов к объекту социального назначения. По состоянию на 24.03.2022 требования, изложенные в представлении прокурора, не исполнены, нарушения закона не устранены, тем самым ущемляются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних. Статьей 12 ГК РФ определено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований. Просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить условия доступности для инвалидов в учреждение путем наличия при входе в здание по адресу: г. Сарапул, ул. Пугачева, д. 68 «а» информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно - точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
В судебном заседании помощник прокурора г. Сарапула Муханов М.Л. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МБОУ детский сад №21 Култышева Е.А. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что в настоящее время, на основании обращений детского сада, Управлением образования <адрес> решается вопрос о выделении учреждению денежных средств для устранения указанных в исковом заявлении нарушений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В судебном заседании представитель ответчика МБОУ детский сад №21 Култышева Е.А. исковые требования прокурора признала в полном объеме, признание исковых требований занесено в протокол судебного заседания.
В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика МБОУ детский сад № 21 Култышевой Е.А. разъяснены и понятны.
Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.
По указанным основаниям исковые требования прокурора г. Сарапула к МБОУ детский сад №21 о понуждении к совершению действий являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ч. 2 ст. 61.1 БК РФ с ответчика в доход Муниципального образования «Город Сарапул» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Прокурора города Сарапула в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №21 о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить условия доступности для инвалидов в учреждение путем наличия при входе в здание по адресу: г. Сарапул, ул. Пугачева, д. 68 «а» информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно - точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы; информационной тактильной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №21 в доход Муниципального образования «Город Сарапул» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд.
Решение принято судом в окончательной форме 11 мая 2022 года.
Судья Ю.С.Арефьева
<данные изъяты>
<данные изъяты>