61RS0023-01-2023-002462-72
№ 2-2855/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05.07.2023 г. г. Шахты
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи Колосковой О.Р., с участием прокурора Исабекова Р.Ш., при секретаре Семяновой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Шахты в интересах Мушоряпова С. А., Мушоряповой А. В., Мушоряпова А. С., Мушоряпова М. С., несовершеннолетнего: Мушоряпов И.С. к Администрации г. Шахты, третьи лица МКУ г. Шахты «Шахтыстройзаказчик», МКУ «ДГХ» г. Шахты об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ
Прокурор г. Шахты обратился с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой г. Шахты проведена проверка исполнения законодательства по обеспечению многодетных семей земельными участками. По результатам проверки выявлены нарушения требований земельного законодательства. Установлено, что постановлением Администрации г. Шахты Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Мушоряпову С.А., Мушоряповой А.В., Мушоряпову А.С., Мушоряпову М.С., Мушоряпов И.С. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Указанный земельный участок в нарушение ч. 6.2 ст. 8.3 Областной закона Ростовской области от 22.07.2003г. № 19-ЗС, Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» до настоящего времени не обеспечен инженерными коммуникациями (сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения), что нарушает права многодетной семьи в части использования земельного участка по назначению в целях индивидуального жилищного строительства. Вопросы финансирования на данные цели должны были решаться администрацией муниципального образования на этапе формирования земельных участков и до принятия решения о предоставлении данных земельных участков в собственность или в течение определенного разумного срока после такого предоставления.
Просил обязать Администрацию г. Шахты Ростовской области в течение 3 (трех) лет со дня вступления решения в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером: №, общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании помощник прокурора г. Шахты Исабеков Р.Ш. исковые требования поддержал.
Представитель Администрации г. Шахты Добряшкус О.К. в судебное заседание явилась, просила в удовлетворении исковых требований отказать, по основаниям, изложенным в письменном возражении.
Представитель МКУ «ДГХ» г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил в иске отказать.
Представитель МКУ «Шахтыстройзаказчик» г. Шахты в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг". Пунктом 2 данного Указа Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В Ростовской области указанные вопросы регламентированы Областным законом Ростовской области от 22.07.2003г. № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области». Согласно п.1 ст. 8.2 указанного закона (в ред. Областного закона РО от 29.12.2016 N 939-ЗС) в целях индивидуального жилищного строительства право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, состоящие по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет.
Данной категории лиц, состоящим на учете в целях бесплатного предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Областным законом, предоставляются земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (п.1 ст. 8.3 Областного закона).
Согласно п. 6.2 ст. 8.3 Областного закона уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка осуществляет проведение следующих работ по формированию земельного участка:
1) выполняет в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществляет мероприятия, необходимые для государственного кадастрового учета такого земельного участка;
2) определяет вид разрешенного использования земельного участка;
3) определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.
Пунктом 34 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории определена как осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно - делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно - строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в настоящем пункте объектов.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся в числе прочих ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Комплекс мер по обеспечению земельных участков на территории г. Шахты, сформированных для индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры определен Постановлением Администрации г. Шахты от 16.03.2012 N 1290 об утверждении «Положения о порядке бесплатного предоставления гражданам РФ, имеющим трех и более детей, земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования "Город Шахты", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Порядка взаимодействия структурных подразделений, органов Администрации г. Шахты и МАУ "МФЦ г. Шахты" в целях реализации прав граждан РФ, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования "Город Шахты", а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».
Согласно утвержденному Положению определение территорий свободных (не обремененных правами третьих лиц) земельных участков, предоставляемых в рамках реализации прав граждан РФ, указанных в настоящем Положении, с учетом документов территориального планирования осуществляется департаментом архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г. Шахты (п. 4.2).
Обеспечение выполнения мероприятий, направленных на определение технических условий подключения (технологического присоединения) территории и земельных участков, предоставляемых в рамках реализации прав граждан РФ, указанных в настоящем Положении, к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется муниципальным казенным учреждением "Департамент городского хозяйства" г. Шахты.
Муниципальное казенное учреждение «Департамент городского хозяйства» г. Шахты в течение 3 рабочих дней после получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, направляет данные сведения в департамент архитектуры, градостроительства и территориального развития Администрации г. Шахты (п. 4.3).
Перечень земельных участков, которые могут быть использованы для бесплатного предоставления в целях индивидуального жилищного строительства, указанным в настоящем Положении, гражданам, изменения и дополнения к нему утверждаются постановлением Администрации города Шахты (п. 4.4).
Обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, которые предоставляются в целях индивидуального жилищного строительства, указанным в настоящем Положении гражданам осуществляется муниципальным казенным учреждением «Департамент городского хозяйства» г. Шахты (п. 4.5).
Судом установлено, что постановлением Администрации г. Шахты Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. № Мушоряпову С.А., Мушоряповой А.В., Мушоряпову А.С., Мушоряпову М.С., Мушоряпов И.С. был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
С момента предоставления семье истцов земельного участка до момента обращения истца в суд прошло более трех лет. До настоящего времени земельный участок, предоставленный в собственность многодетной семье, не обеспечен коммунальной инфраструктурой, отсутствуют сети электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения, что ответчиком не опровергнуто.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9.11.2017 года N 2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования «Город Шахты» по обеспечению коммунальной инфраструктуры земельного участка, предоставленного истцу нарушаются социальные права и законные интересы многодетной семьи, в том числе несовершеннолетних детей, влечет за собой не достижение установленных Указом Президента РФ показателей, срыв общегосударственной социальной политики, направленной на социальную поддержку многодетных семей.
Совокупность установленных судом обстоятельств дела и анализ вышеперечисленных норм закона свидетельствуют об обоснованности заявленных истцом требований. В связи с чем, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию г. Шахты Ростовской области в течение 3 (трех) лет со дня вступления решения в законную силу обеспечить земельный участок с кадастровым номером: №, общей площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, инженерными коммуникациями, а именно: сетями водоснабжения, водоотведения (канализация), электроснабжения, газоснабжения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шахтинский городской суд Ростовской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 11.07.2023г.
Судья О.Р. Колоскова