Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-738/2019 ~ М-634/2019 от 09.09.2019

Дело № 2-738/2019 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Звенигово 16 октября 2019 года

Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Еналиевой С.О., с участием истцов Зайцевой Н.Г., Зайцева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайцева С. Н., Зайцевой Н. Г., действующей также в интересах несовершеннолетних З.М.С., З.Р.С., к обществу с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» об обязании произвести перерасчет платы за отопление, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Зайцев С.Н., Зайцева Н.Г., действующая также в интересах своих несовершеннолетних детей, З.М.С., <дата> года рождения, и З.Р.С., <дата> года рождения, обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» (далее ООО «Марикоммунэнерго»), в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) просили обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление за квартиру <адрес> за период с <дата> в соответствии с действующим законодательством, из расчета только содержания мест общего пользования, взыскать компенсацию морального вреда в размере <.....> В обоснование требований указано, что истцам на праве собственности принадлежит квартира <адрес> (доли Зайцева С.Н., Зайцевой Н.Г. - по 1/6, доли З.Р.С., З.М.С. – по 1/3), в которой в <дата> на законных основаниях произведено переустройство системы отопления, с отключением от системы централизованного отопления и переходом на отопление с использованием квартирного источника тепловой энергии, о чем были осведомлены управляющая организация (ООО «<.....>») и ООО «Марикоммунэнерго» филиал «Звениговские тепловые сети». Однако в <дата> им начислена плата за отопление за период с <дата> в размере <.....> С платой за отопление общедомового имущества согласны, в связи с чем просят произвести перерасчет за период до <дата>. Незаконными действиями ответчика в связи с нарушением прав истцов как потребителей им причинен моральный вред, выразившийся в постоянных переживаниях в связи с имеющимся необоснованным долгом, необходимостью обращения в суд, невозможностью оформления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оцениваемый ими в <.....> Со ссылкой по положения п. 6 ст. 13 Федерального закона № 2300-1 от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей» просят взыскать штраф в размере 50% от присужденной в их пользу суммы.

Истцы Зайцев С.Н., Зайцева Н.Г., действующая также в интересах несовершеннолетних детей З.Р.С. и З.М.С., в судебном заседании заявленные требования поддержали, приводила доводы, изложенные в исковом заявлении, ссылалась на правовые позиции, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева». Согласны вносить плату за отопление на общедомовые нужды, однако таковая за период с <дата> им не выставлялась, задолженность за централизованное отопление повлекла невозможность получения субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Имеют небольшой доход, позволяющий рассчитывать на помощь государства в оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с необоснованным долгом переживали не только она сами, но и их несовершеннолетние дети.

Ответчик ООО «Марикоммунэнерго» явку представителей не обеспечил. Ранее участвуя в рассмотрении дела, представитель Тарасов С.В. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на то, что уполномоченным надзорным органом было дано указание о перерасчете платы за отопление всем собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных жилых домах, в которых имеются помещения, оборудованные индивидуальной (автономной) системой отопления, что послужило основанием к выставлению истцам счета на оплату за период с <дата>. Ранее в регионе сложилась практика начисления платы за отопление всем без исключения собственникам в многоквартирном жилом доме, в том числе и собственникам квартир с автономным отоплением, в соответствии с формулами № 2 и № 3 приложения № 2 к Правилам № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», т.е. в общем порядке. В постановлении администрации муниципального образования «Городское поселение Звенигово» от <дата> «О внесение изменений в схему теплоснабжения муниципального образования «Городское поселение Звенигово» квартира истцов поименована и значится как квартира с индивидуальным отоплением, поэтому с этого периода (с <дата>) истцам выставляется плата за отопление мест общего пользования.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Заслушав истцов Зайцева С.Н., Зайцеву Н.Г., действующую также в интересах малолетних детей, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу частей 3, 4 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, участвующими в деле лицами не оспаривалось, Зайцевы С.Н., Зайцева Н.Г., З.Р.С., З.М.С. (доля родителей по 1/6, доля детей по 1/3) являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>

Дом подключен к системе централизованного теплоснабжения, поставку тепловой энергии осуществляет ООО «Марикоммунэнерго», которое с <дата> производит начисление и взимание платы за отопление.

Истцами произведено переустройство принадлежащего им жилого помещения на использование индивидуального квартирного источника тепловой энергии, что подтверждается следующими доказательствами: постановлением администрации МО «Городское поселение Звенигово» от <дата> об утверждении актов приемки в эксплуатацию поквартирных систем отопления, актом от <дата> приемки жилого помещения после переустройства жилого помещения, техусловиями, решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от <дата>.

ООО «Марикоммунэнерго» в <дата> произведен перерасчет платы за отопление за период с <дата> на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергиис пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади, то есть с учетом площади жилого помещения истцов. В результате произведенного перерасчета сумма задолженности истцов за период с <дата> составила <.....>

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 года № 46-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И. Леоновой и Н.Я. Тимофеева» абзац второй пункта 40 данных Правил признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (части 3), 19 (части 1), 35 (частей 1 - 3), 40 (части 1) и 55 (части 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

Согласно пункту 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Отсоединение внутриквартирных инженерных сетей и оборудования от внутридомовых инженерных сетей, обеспечивающих жилое помещение постоянным отоплением (в отопительный сезон), является переустройством, предусмотренным частью 1 статьи 25 ЖК РФ, требующим внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В соответствии со статьей 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Запрет на использование индивидуальных квартирных отопительных приборов установлен частью 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в соответствии с которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Пунктом 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 307, установлены нормативные требования, в соответствии с которыми в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Таким образом, исходя из приведенной правовой позиции, плата за отопление в размере расходов на содержание общего имущества должна взиматься с собственников квартир, оборудованных индивидуальными отеплительными приборами, на установку которых разработана документация и получено соответствующее разрешение администрации, а также при условии соблюдения нормативных требований (пункт 4.2 вышеназванного постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 46-П).

Из материалов дела следует, что Зайцева Н.Г. являлась получателем субсидии в ГКУ Республики Марий Эл «<.....>».

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регламентировано ст. 159 ЖК РФ.

Согласно частям 2 и 3 ст. 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 года № 761.

Вместе с тем, суд полагает, что выставлением счета на оплату за услугу централизованного отопления за период с <дата> в размере <.....> были нарушены права истцов как потребителей, обязанных вносить плату только за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно ст. 151 ГК РФ денежная компенсация морального вреда осуществляется при нарушении личных неимущественных прав либо при посягательстве на нематериальные благо гражданина.

В силу ст. 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

На основании статьи 15 Закона «О защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Такие нарушения судом были установлены, в связи с чем суд полагает необходимым взыскать в пользу каждого из истцов денежную компенсацию морального вреда в <.....>, с учетом требований разумности, с отнесением ее на ответчика.

Из представленных документов видно, что истица Зайцева Н.Г., действуя в интересах своей семьи, <дата> обращалась в ООО «Марикоммунэнерго» с заявлением о перерасчете платы за отопление за спорный период, в чем ей было отказано письмом заместителя начальника Энергосбыта ООО «Марикоммунэнерго» от <дата> за исх. , а потому имеются основания для взыскания в пользу истцов штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в доход бюджета государственную пошлину в размере <.....> (<.....> по требованию об обязании произвести перерасчет платы за отопление и <.....> по требованию о компенсации морального вреда), от оплаты которой истцы были освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» обязанность произвести перерасчет платы за отопление за квартиру <адрес> с <дата> в соответствии с действующим законодательством, из расчета содержания мест общего пользования.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» в пользу Зайцева С. Н., Зайцевой Н. Г., действующей также в интересах несовершеннолетних Зайцева М. С., Зайцева Р. С. компенсацию морального вреда в размере по 1000 руб. каждому, а всего 4000 руб., штраф за отказ удовлетворить требования потребителей в добровольном порядке, в размере по 500 руб. каждому, а всего 2000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Марикоммунэнерго» в доход бюджета муниципального образования «Звениговский муниципальный район» государственную пошлину в размере 700 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд.

Председательствующий С.В. Юпуртышкина

Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2019 года.

2-738/2019 ~ М-634/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зайцева Н.Г., действующая также в инт н/л. Зайцева М.С., Зайцева Р.С.
Зайцев С.Н.
Ответчики
ООО "Марикоммунэнерго"
Суд
Звениговский районный суд Республики Мари Эл
Судья
Юпуртышкина С.В.
Дело на странице суда
zvenigocsky--mari.sudrf.ru
09.09.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2019Передача материалов судье
13.09.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.10.2019Предварительное судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
23.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее