Дело № 2-117/2022
УИД 21RS0009-01-2022-000102-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2022 г. с.Красноармейское
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания -помощнике судьи Антиповой Н.А., с участием прокурора - старшего помощника прокурора Красноармейского района Чувашской Республики младшего советника юстиции Евдокимова Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Большашатьминская СОШ им.В.В.Васильева», МБОУ «Траковская СОШ», МБОУ «Убеевская СОШ», Отделу образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики об обязании разработать паспорта безопасности объектов (территорий) и другим требованиям,
у с т а н о в и л :
Прокурор Красноармейского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к МБОУ «Большешатьминская СОШ им. В.В. Васильева», МБОУ «Траковская СОШ», МБОУ «Убеевская СОШ», Отделу образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, и просил возложить на них обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда осуществить физическую охрану объектов (территорий) образовательных организаций путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военнизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исковые требования были мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики 14 апреля 2022 г. в рамках надзорной деятельности проверкой было установлено, что названными общеобразовательными школами и Отделом образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики в нарушение положений статей 2 Конституции Российской Федерации, п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка», ст.2, п.4,6 ст. 3, п.3.1 ст.5ФЗ «О противодействии терроризму», п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму, п. 5 ч.1 ст.9, п.2 ч. 3, п.2 ч.6 и ч.7 ст. 28, п.8 ч.1 ст.41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.7.1 ч.1 ст. 16, п.3 ч.1 ст.17, ч.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, не обеспечиваются безопасные условия пребывания обучающихся в этих образовательных организациях. В частности, в перечисленных в исковых заявлениях образовательных организациях отсутствует охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военнизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Данное обстоятельство создает угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся и сотрудников указанных образовательных учреждений от террористического вмешательства, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательных учреждений. Несмотря на внесенные 24 мая 2021 г. прокурором представления в адрес руководителей образовательных организаций, ответчиками нарушения требований законодательства об обеспечении безопасных условий пребывания обучающихся и противодействии терроризму на день обращения в суд с иском остались без устранения.
В последующем прокурор в интересах неопределенного круга лиц, уточняя исковые требования, предъявленные к МБОУ «Большешатьминская СОШ им. В.В. Васильева», МБОУ «Траковская СОШ», МБОУ «Убеевская СОШ», Отделу образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, ссылаясь на п. 32 требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006, предусматривающего обязанность органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющихся правообладателями объектов (территорий), по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности, предъявил также к администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики и просил обязать их в срок до 31 августа 2022 г. провести дополнительное обследование, категорирование объектов (территорий) общеобразовательных школ и на основании этих документов разработать новые паспорта безопасности объектов (территорий) в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Исковые требования были мотивированы тем, что проведенной 14 апреля 2022 г. в рамках надзорной деятельности проверкой были также выявлены основания для актуализации категорирования и паспорта безопасности объектов в соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 5 марта 2022 г. № 289, что ответчиками в нарушение требований законодательства об образовании и противодействии терроризму по состоянию на 26 мая 2022 г. дополнительное обследование и категорирование объектов не проведено, паспорта безопасности образовательных учреждений не актуализированы.
Определением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 12 августа 2022 г. указанные выше иски прокурора на основании ч.4 ст.151 ГПК РФ были объединены в одно производство (л.д. 113 т. 2).
На судебном заседании прокурор Евдокимов Е.Н., исключив Отдел образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики из числа ответчиков, а также в связи с частичным исполнением общеобразовательными школами требований прокурора исковые требования уточнил и по основаниям, изложенным выше просил обязать МБОУ «Большешатьминская СОШ им. В.В. Васильева», МБОУ «Траковская СОШ», МБОУ «Убеевская СОШ» и администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики разработать новые паспорта безопасности общеобразовательных школ в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Представители ответчиков МБОУ «Большешатьминская СОШ им. В.В. Васильева», МБОУ «Траковская СОШ», МБОУ «Убеевская СОШ» на судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела без их присутствия (л.д. 60,71, 141 т.1, л.д. 35 т.2).
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики тоже на судебное заседание не явился, направил заявления о рассмотрении дела без его присутствия. В своих заявлениях указал, что в настоящее время паспорта безопасности школ разработаны, находятся на согласовании в УФСБ России по Чувашской Республике (л.д.101 т.1, л.д.197 т.2).
Представитель Отдела образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание тоже не явился. В суд об уважительности причин неявки на судебное заседание не известил, возражений относительно иска не предоставил.
Не явились на судебное заседание и представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц - УФСБ России по Чувашской Республике, ФГКУ «УВО ВНГ России по Чувашской Республике-Чувашии», ГУ МЧС России по Чувашской Республике, хотя о месте и времени судебного заседания были извещены в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Представитель УФСБ России по Чувашской Республике направил заявление о рассмотрении дела без его присутствия, остальные лица в суд об уважительности причин неявки на судебное заседание не известили, возражений по существу исковых заявлений не предоставили (л.д.98, 99,194,195 т.1, л.д.107,108 т.2).
Выслушав прокурора Евдокимова Е.Н., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений статей 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Как следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.
Пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» закреплено, что Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.
Согласно п. 43,44 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации 02.08.2019 № 1006, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)», на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).
Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителем территориального органа безопасности или уполномоченным им лицом, руководителем территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), руководителем территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.
Таким образом, разработка (актуализация) паспорта объекта (территории) образовательного учреждения является обязательным для выполнения требованием к антитеррористической защищенности объектов (территорий), одним из необходимых условий обеспечения безопасных условий пребывания обучающихся в общеобразовательных организациях и их работников.
Представленными прокурором материалами проверки, в частности, сообщениями и справками образовательных учреждений и их учредителя - администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики, сообщениями Отдела образования и молодежной политики администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на запросы прокурора, а также заявлениями представителя ответчика администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 12 августа 2022 г., подтверждается, что, действительно, на день рассмотрения дела указанными в исковых заявлениях прокурора образовательными учреждениями паспорта безопасности объектов не досогласованы и не утверждены, что свидетельствует о не выполнении данными общеобразовательными учреждениями и их учредителем в полном объеме вытекающей из положений статей 2, 20, 38 и 41 Конституции Российской Федерации, п.3 ст.3 «Конвенции о правах ребенка», ст.2, п.4,6 ст. 3, п.3.1 ст.5ФЗ «О противодействии терроризму», п. «д» ст.11 Концепции противодействия терроризму, п. 5 ч.1 ст.9, п.2 ч. 3, п.2 ч.6 и ч.7 ст. 28, п.8 ч.1 ст.41 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.7.1 ч.1 ст. 16, п.3 ч.1 ст.17, ч.1 ст.37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», а также Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства Просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, обязанности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в этих образовательных организациях и их работников, выполнению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
При установленных выше обстоятельствах, исковые требования прокурора суд находит обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд
р е ш и л :
Обязать МБОУ «Большешатьминская СОШ им. В.В. Васильева» и администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики разработать новый паспорт безопасности МБОУ «Большешатьминская СОШ им. В.В. Васильева» в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Обязать МБОУ «Траковская СОШ» и администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики разработать новый паспорт безопасности МБОУ «Траковская СОШ» в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Обязать МБОУ «Убеевская СОШ» и администрацию Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики разработать новый паспорт безопасности МБОУ «Убеевская СОШ» в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 289 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 19 августа 2022 г.
Председательствующий