Дело 2-517/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Грахово Удмуртской Республики 09 октября 2020 года
Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Ильиной Е.В.,
при секретаре Елкиной Е.Г.,
с участием истца ШТГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ШТГ к Администрации муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики о включении объекта недвижимости в состав наследства, о признании права собственности на наследственное имущество,
установил:
ШТГ обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики о включении объекта недвижимости в состав наследства, о признании права собственности на наследственное имущество.
Свое исковое заявление истец мотивирует тем, что 11.03.2020г. умер её муж ШСА После его смерти открылось наследство в виде земельного участка и жилого дома площадью 57,1 кв.м, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, д.Поршур, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ от нотариуса нотариального округа «Каракулинский район» Юшкова В.М. поступило сообщение о необходимости через суд решить вопрос о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом по адресу: УР, Граховский р-он, д. Поршур, <адрес>, поскольку площадь жилого дома по техническому паспорту не соответствует выписке из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ общая площадь дома - 44,2 кв.м., что указано также в выписке из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой на имя ШСА зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: УР, Граховский р-он, д. Поршур, <адрес>, площадью 44,2 кв.м. Однако в техническом паспорте на жилой дом по данному адресу значится площадь 57,1 кв.м.
Истец отмечает, что изменение площади жилого дома произошло после строительства пристроя, который они с мужем возвели на основании разрешения на строительство, выданного Администрацией МО «Граховский район» от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. При жизни муж не успел зарегистрировать изменения в установленном законом порядке.
В судебном заседании истец ШТГ поддержала вышеизложенные обстоятельства, просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика – Администрации муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в заявлении от 08.10.2020г. просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по иску не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Суд, изучив материалы дела, выслушав истца, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения, или иной сделки об отчуждении имущества.
В силу требований ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Также п.2 ст. 8 ГК РФ установлено, что право на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В п.4 ст.1152 ГК РФ предусмотрен иной момент для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования. Данной нормой установлено, что если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
В силу ч.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение и управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества. При этом наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства. Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Частью 2 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Судебное решение, установившее право на объекты недвижимости, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию данного права.
Ответчик в лице Администрации МО «Граховский район» не оспаривает представленные истцом доказательства, не имеет возражений против удовлетворения его исковых требований.
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности представленных истцом доказательств.
Так согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости в ЕГРН на имя ШСА зарегистрировано право собственности на жилой дом по адресу: УР, Граховский р-он, д. Поршур, <адрес>, площадью 44,2 кв.м.
Данный факт также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на имя ШСА, ставшего собственником жилого дома по договору дарения от 14.07.2011г., площадь дома указана 44,2 кв.м.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что ШСА на основании договора дарения является собственником земельного участка по адресу расположения жилого дома.
Из технического паспорта на жилой дом по адресу: УР, Граховский р-он, д. Поршур, <адрес>, по состоянию на 08.10.2018г. следует, что его площадь - 57,1 кв.м.
Доводы истца, что изменение площади жилого дома произошло после строительства пристроя, подтверждаются материалами дела.
Из разрешения на строительство, выданного Администрацией МО «Граховский район» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ШСА дано разрешение на строительство жилого пристроя к жилому дому по адресу: Поршур, <адрес>. Срок действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем своевременно ШСА не успел зарегистрировать изменения в установленном законом порядке.
Согласно свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС Администрации МО «Граховский район» Удмуртской Республики, ШСА умер 11.03.2020г.
Свидетельством о заключении брака подтверждается, что ШСА и Т.Г. состояли в зарегистрированном браке с 25.12.1992г.
Из справки, выданной Администрацией МО «Староятчинское» 09.10.2020г., следует, что ШСА проживал на день смерти по адресу: д. Поршур, <адрес>, с женой ШТГ и детьми.
Справкой нотариуса за № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается отказ нотариуса в совершении нотариального действия ввиду указанных выше расхождений по площади жилого дома в правоустанавливающих документах. Наследникам рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на наследственное имущество.
Перечисленные доказательства являются допустимыми, достоверными и подтверждают обоснованность исковых требований.
В силу приведенных норм, регламентирующих принятие наследства, и установленных обстоятельств суд считает обоснованным требование истца о включении в состав наследства, открывшегося со дня смерти ШСА, умершего 11.03.2020г., жилого дома площадью 57,1 кв.м, находящегося по адресу: Удмуртская Республика, Граховский район, д.Поршур, <адрес>.
Соответственно суд считает необходимым признать за ШТГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой д.<адрес> Удмуртской АССР, право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом площадью 57,1 кв.м, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, Граховский район, д.Поршур, <адрес>.
Таким образом, суд принимает решение об удовлетворении исковых требований ШТГ в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ШТГ к Администрации муниципального образования «Граховский район» Удмуртской Республики о включении объекта недвижимости в состав наследства, о признании права собственности на наследственное имущество удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося со дня смерти ШСА, умершего 11.03.2020г., жилой дом площадью 57,1 кв.м, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, Граховский район, д.Поршур, <адрес>.
Признать за ШТГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой д.<адрес> Удмуртской АССР, право собственности в порядке наследования по закону на жилой дом площадью 57,1 кв.м, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, Граховский район, д.Поршур, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Кизнерский районный суд.
Мотивированное решение составлено 14.10.2020г.
Судья Е.В.Ильина