Дело №
Решение
Именем Российской Федерации
<адрес> 27 апреля 2023 года
Буйнакский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Мамаева Р.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО3 о признании права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества,
установил:
администрация МР «<адрес>» в лице своего представителя по доверенности ФИО3 обратилась в суд с заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – газопровода высокого давления, протяженностью 1051 м, расположенного по адресу: РД, <адрес>, с. В. Казанище до ГРС консервного завода, с кадастровым номером 05:11:000000:1738.
Заявление мотивировано тем, что администрация МР «<адрес>» как орган муниципальной власти, на которую возложена обязанность по организации газоснабжения в границах муниципального района «<адрес>», обязана принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности системы газоснабжения. Факт наделения администрации соответствующими полномочиями подтверждается постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». На территории <адрес> находится следующий бесхозяйный объект газоснабжения, предназначенный для газоснабжения объектов: газопровод высокого давления протяженностью линии 1051 м., расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Казанище до ГРС консервного завода, кадастровый №. Право собственности на указанный газопровод высокого давления никем не оформлено. Непринятие своевременных мер по оформлению прав на указанный объект газоснабжения может послужить причиной возникновения ситуаций, влекущих за собой негативные последствия, ввиду наличия опасности для жизни и здоровья людей при эксплуатации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. Указанный объект газоснабжения подлежит учету, требует принятия мер по его сохранности, собственник не установлен, ограничения права и право притязания на спорный объект отсутствует. В силу своих технических характеристик вышеназванный газопровод является недвижимым имуществом. В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по <адрес> КУВД-001/2022-45693059/1 от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества», на основании рассмотрения представленных с заявлением администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ документов, данный газопровод высокого давления принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества. Поскольку в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи об отсутствии прав собственности на НБО и о принятии его на учет, заявитель на основании закона имеет право на признание права собственности на него. С 1995 года, т.е. с момента ввода в эксплуатацию газопровода до настоящего времени гражданами или организациями, меры по регистрации права собственности на данный объект недвижимости не предпринимались. Указанный объект недвижимости фактически не имеет собственника, в реестре муниципальной собственности не состоит, информация зарегистрированных правах на него также отсутствует. Спор о праве отсутствует.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения гражданского дела не заявлял, при этом от представителя заявителя по доверенности ФИО3 поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Заинтересованные лица – Управление Росреестра по <адрес>, Территориальное управление Росимущества в РД, ООО «Газпром Трансгаз Махачкала», ГКУ РД «Спецгазстройсервис», администрация МО «<адрес>» <адрес> и Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон и заинтересованных лиц.
Изучив доводы заявления, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу норм ч. 2, 3 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.В силу п.1 ч.2 ст. 290 ГПК РФ право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть признано по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом.
Как следует из материалов дела, на территории <адрес> находится бесхозяйный объект газоснабжения - объект недвижимости – газопровод высокого давления, протяженностью линии 1051 м, расположенный по адресу: <адрес>, с. В. Казанище до ГРС консервного завода, с кадастровым номером 05:11:000000:1738. Право собственности на указанный газопровод высокого давления никем не оформлено.
Согласно сообщениям ГКУ РД «Спецгазстройсервис» от ДД.ММ.ГГГГ №, администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ГБУ РД «Дахтехкадастр» от ДД.ММ.ГГГГ №.17-исх.-1175, Территориального управления Росимущества в РД от ДД.ММ.ГГГГ №-АУ/1843 в реестрах государственного имущества субъекта РФ и федерального имущества не значится, не находится в муниципальной собственности.
Названный объект недвижимости поставлен на учет как бесхозяйный ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества №КУВД-001/2022-45693059/1.
В суд заявитель обратился ДД.ММ.ГГГГ то есть по истечении трехмесячного срока, который предусматривает возможность реализации права на обращение в суд с настоящим заявлением.
Сведений о наличии прав заинтересованных лиц на данный объект не имеется.
В силу положений пп. 1 и 2 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вышеуказанный объект по своим техническим характеристикам является объектом недвижимого имущества.
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, согласно которому принятие на учет недвижимых бесхозяйных объектов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - Росреестр и его территориальные управления.
Согласно п. 9 указанного Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно пункту 30 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости» для постановки бесхозяйного имущества на учет в органы Росреестра к заявлению прилагаются: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта РФ.
Судом установлено, что указанный выше объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества. Со дня постановки на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи никто своих прав на данный объект не заявил.
Согласно части 2 статьи 293 ГПК РФ суд принимает решение о признании права муниципальной собственности на недвижимую вещь, если признает, что эта вещь не имеет собственника или ее собственник не известен, и она принята на учет в установленном порядке.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд находит установленным факт, что указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника, принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества в установленном порядке, спор о праве отсутствует.
Установление данного факта имеет для администрации МР «<адрес>» юридическое значение, так как позволяет заявителю реализовать свое право на оформление бесхозяйного объекта недвижимого имущества в собственность и дальнейшее распоряжение им.
Учитывая, что указанный выше объект в установленном законом порядке поставлен на учет в качестве бесхозяйного имущества, с момента постановки на учет прошло трех месяцев, собственника объект не имеет, имеются основания для удовлетворения заявления администрации МР «<адрес>».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 293 ГПК РФ, суд
решил:
заявление представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО3 о признании права собственности на бесхозяйные,- удовлетворить.
Признать право собственности администрации МР «<адрес>» (ИНН 0507046605, ОГРН 1080507001255) на недвижимое имущество, принятое на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества – газопровод высокого давления, протяженностью 1051 м, расположенный по адресу: РД, <адрес>, с. В. Казанище до ГРС консервного завода, с кадастровым номером 05:11:000000:1738.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации права собственности администрации МР «<адрес>» на указанный объект недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Р.И. Мамаев