Дело № 2-1463/2022
УИД 53RS0016-01-2022-001961-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Холм
Новгородской области 20 декабря 2022 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Ю.А.,
при секретаре Трофимовой И.Н.,
с участием представителя истца - старшего помощника Холмского межрайонного прокурора Новгородской области Меркушевой А.А.,
представителя ответчика – Администрации Холмского муниципального района Новгородской области Логиновой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Холмского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Холмского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определенные действия,
установил:
Холмский межрайонный прокурор Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать Администрацию Холмского муниципального района Новгородской области в течение <данные изъяты> месяцев со дня вступления решения принять действия по постановке на учет бесхозное недвижимое имущество – участка автомобильной дороги от <адрес>. В обосновании иска прокурор ссылается на следующее, что Холмской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Холмского муниципального района гражданского законодательства и законодательства при обеспечении транспортной доступности населенных пунктов Холмского муниципального района. В ходе проведенной проверки установлено, что доступность к <адрес> реализуется гражданами при использовании самовольно стихийно возникшей полевой дороги от <адрес> до указанного населенного пункта. На вышеуказанной дороге отсутствует покрытие проезжей части пригодного для передвижения транспортных средств и пешеходов, присутствует наличие травы, древесно-кустарниковой растительности. Дорога в муниципальной собственности органов местного самоуправления Холмского муниципального района не находится, иных собственников не имеет, таким образом, альтернативных путей доступа к населенному пункту не имеется. Указанное приводит к тому, что содержание автодороги не осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов. Данное обстоятельство приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц (пользователей автодорог) на безопасность дорожного движения.
В судебном заседании представитель истца Меркушева А.А., исковые требования, с учетом уточнения срока, исполнения требований прокурора поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении. Просила суд, обязать Администрацию Холмского муниципального района Новгородской области в течение семи месяцев со дня вступления решения принять действия по постановке на учет бесхозное недвижимое имущество – участка автомобильной дороги от <адрес>
Представитель ответчика – Администрации Холмского муниципального района Новгородской области Логинова И.Е., участвующая в деле по доверенности, исковые требования, с учетом их уточнения признала в полном объеме.
Заслушав мнение сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 199-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из принципов обеспечения безопасности является «приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении», и согласно п. 4 ст. 6 этого же закона, именно муниципальные образования должны проводить мероприятия по обеспечению безопасности на местных дорогах.
В соответствии с ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14, ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 5 ст. 8 Устава Холмского муниципального района Новгородской области к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Холмского муниципального района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах Холмского муниципального района, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из представленных материалов судом установлено, что на территории Холмского муниципального района Новгородской области находится объект недвижимого имущества - автомобильная дорога, соединяющая д. Власково и д. Барсуки, который не стоит на балансе администрации Холмского муниципального района, однако востребована населением, поскольку является связующим звеном между населенными пунктами, в которых постоянно проживает 6 человек.
При обращении гражданина ФИО4 в прокуратуру Новгородской области, выявлено, что автодорога не находится на балансе администрации Холмского муниципального района.
К собственности муниципального района в соответствии с п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Судом установлено, что участок дороги от д. Власково до д. Барсуки не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог, в настоящее время является бесхозяйным. Наличие на территории района бесхозяйных автомобильных дорог ведет к угрозе безопасности дорожного движения. Отсутствие собственника у автомобильной дороги влечет невозможность обеспечения ее сохранности, безопасной и надлежащей эксплуатации, создает угрозу нарушения прав граждан на безопасность дорожного движения.
В соответствии ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Орган местного самоуправления единственный кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения искового заявления и возложения на ответчика обязанности принять меры к постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйного, участка автомобильной дороги <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,
решил:
Заявление Холмского межрайонного прокурора Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Возложить на администрацию Холмского муниципального района Новгородской области обязанность в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу принять меры о постановке участка автомобильной дороги <адрес> на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, как бесхозяйное недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через суд Старорусский районный суд Новгородской области в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 22 декабря 2022 года.
Судья: Ю.А. Иванова