З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 июня 2023 года г.Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.,
при секретаре судебного заседания: Достоевской О.Л.,
с участием прокурора Румянцева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-802/2023 по исковому заявлению администрации МО г.Салехард к Татариновой З.Б., Рыбалкину Е.П. об изъятии объектов недвижимости,
установил
Администрация МО г. Салехарда обратилась в суд с иском к Татариновой З.Б., Рыбалкину Е.П. об изъятии объектов недвижимости. В обоснование требований указано, что ФИО4 является бывшим собственником жилого помещения с кадастровым номером № общей площадью 31,5 кв.м по адресу: <адрес>. Новыми собственниками жилого помещения является ответчик ФИО1 В соответствии с распоряжением главы администрации МО г. Салехард от 17.08.2020 №-р, дом по указанному адресу признан аварийным и подлежит сносу; на основании постановления администрации МО г. Салехард земельный участок площадью 1438 кв.м. многоквартирного дома под ним подлежит изъятию для муниципальных нужд. Бывшему собственнику было предъявлено требование о необходимости в течение шестимесячного срока произвести снос жилого дома, 01.06.2022 года также вручены требования новым собственникам. Согласно отчету об оценке № от 12.08.2022 года ООО «ЗСК-Центр» общая рыночная стоимость жилого помещения составляет 2566100 рублей. 25.08.2022 в адрес ответчика Татариновой З.Б. направлено уведомление с приложением проекта соглашения и отчета с предложением направить в адрес управления жилищной политики администрации МО г.Салехард предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих документов в срок 90 дней со дня получения уведомления. Направленное уведомление возвращено в связи с истечением срока его хранения отправителю. Ответчиками не предоставлено, соглашение о выкупе доли в праве общей долевой собственности с ними не достигнуто. Правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения путем выкупа является его выселение вместе со членами семьи.
В судебном заседании представитель истца администрации МО г. Салехарда Соколов М.С. действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал. Просил уменьшит выкупную стоимость изымаемых объектов недвижимости до 2 500 000 рублей, поскольку изымаемый объект недвижимости был приобретен собственником Татариновой З.Б. после признания в установленном порядке многоквартирного дома авариным и подлежащим сносу.
Ответчики Татаринова З.Б., Рыбалкин Е.П. в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия, судебное извещение было направлено ответчику по указанному истцом адресу, однако в деле имеется отметка почтового идентификатора «21.06.2023 прибыло в место вручения, 22.06.2023 неудачная попытка вручения, 29.06.2023 возврат отправителю из-за истечения срока хранения», что свидетельствует об отказе в получении ответчиком судебного извещения на почте. Ответчик не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав мнение представителя истца, полагавшего возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, на месте, определил: дело рассмотреть в порядке заочного производства в соответствии со ст.233 ГПК РФ.
Представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ПАО «Сбербанк», будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Помощник прокурора г. Салехарда Румянцев Д.А. дал заключение об удовлетворении требований иска в соответствии с заявленными представителями истца уточнениями.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив исковое заявление, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.
В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.
На основании ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путём выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно представленным выпискам из ЕГРН, Татаринова З.Б. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от <дата> на праве собственности.
Распоряжением главы администрации муниципального образования города Салехарда от 17.08.2020 года №-р жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению жилищной политики администрации города Салехарда предложено предъявить собственникам жилых помещений в многоквартирном доме требование о сносе многоквартирного дома с установлением конкретного срока сноса. Департаменту финансов администрации города Салехарда предложено предусмотреть выделение денежных средств на выкуп жилых помещений, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме: здание, земельный участок под многоквартирным домом. Департаменту строительства, архитектуры и земельных отношений администрации города Салехарда и управлению жилищной политики администрации города Салехарда предложено изъять для муниципальных нужд земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества; в установленном законом порядке осуществить выкуп у собственников принадлежащих им жилых помещений, а также доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирных домах: здание, земельные участки под многоквартирными домами.
На основании постановления администрации МО г.Салехард от 21.12.2022 года № земельный участок с кадастровым номером №, подлежит изъятию у правообладателей недвижимости (собственников жилых помещений) многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также расположенные на нем объекты недвижимого имущества: квартиры №№, 8, 10-11, изъяты для муниципальных нужд.
Таким образом, на основании данного постановления администрации МО г.Салехард подлежат изъятию путем выкупа у Татариновой З.Б принадлежащее ей на праве собственности недвижимое имущество: квартира, общей площадью 31,5 кв.м., находящаяся по адресу: <адрес>, а также доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, с кадастровым номером 89:08:010302:887.
25.08.2022 года Татариновой З.Б. администрацией направлен для подписания проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, а также кадастровый паспорт земельного участка под многоквартирным домом, сведения о характеристиках объекта недвижимости, отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельного участка и жилого помещения. Ответ на данное предложение от ответчиков в адрес Администрации не поступил до настоящего времени в связи с тем, что направленное уведомление с приложением возвращено в связи с истечением срока его хранения отправителю, соглашение с ответчиками о выкупе объекта недвижимости на сегодняшний день не достигнуто. Бывшему собственнику ФИО4 спорного жилого помещения истцом 11.01.2021 года также направлялось уведомление с требование со сносе жилого помещения в шестимесячный срок, требование осталось без исполнения.
Как следует из копии справки о регистрации № от 11.01.2023 года в спорном жилом помещении зарегистрированных лиц не имеется.
Как видно из материалов регистрационного дела Управления Росреестра по ЯНАО, спорное жилое помещение <адрес> было передано в собственность ответчика Татариновой З.Б. на основании договора купли-продажи квартиры от 13.08.2021 года с использованием заемных денежных средств ПАО Сбербанк по договору об ипотечном кредите.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа на основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 9 названной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Согласно положений ч.8.2 указанной статьи граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
В соответствии с п.4 ч.2 ст.56.3 Земельного кодекса РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п.1 указанной статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Согласно п.9 ст.56.12 ЗК РФ в случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» № 14 установлено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения; б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации); в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений); г) соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
При этом исходя из положений ч.4 ст.32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения; д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения; е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ); ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор; з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (статья 79 ГПК РФ); и) требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Согласно п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Ответчикам направлялось уведомление и проект соглашения для подписания об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с открытой датой, между тем действий по внесению предложений относительно указанного соглашения либо согласия путем подписания соглашения им не исполнено.
Поскольку положениями ст.ст.36 - 38 ЖК РФ и ст.290 ГК РФ установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.
Учитывая, что земельный участок изымается для муниципальных нужд в связи со сносом аварийного многоквартирного дома, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на жилое помещение, в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд путем выкупа, стороной истца соблюден.
Согласно положений п.2 ст.281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно представленному истцом отчету № от <дата>, составленному ООО «ЗСК-Центр», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки составила 2 566100 рублей, в том числе: стоимость спорного жилого помещения – 2299000 рублей, стоимость доли в общей долевой собственности на изымаемый земельный участок под моногоквартирным домом – 205800 рублей.
Согласно имеющегося в материалах дела договора купли продажи квартиры от 13.08.2021 года, заключенного между ФИО2 и ФИО1, квартира по адресу: <адрес> продана за 2 500 000 рублей (л.д.216), а потому выкупная стоимость изымаемого жилого помещения не может превышать указанную цену, поскольку сделка купли-продажи данной квартиры была совершена после признания многоквартирного дома, в котором находится изымаемое жилое помещение, в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, а потому суд устанавливает указанную цену в качестве выкупной.
Суд также приходит к выводу о том, что право собственности на изымаемые у ответчика Татариновой З.Б. объекты недвижимости подлежат прекращению, после выплаты истцом ответчику возмещения в виде выкупной стоимости имущества, с признанием права муниципальной собственности на указанное имущество.
Согласно ч.1 ст.35 Жилищного кодекса РФ, в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Учитывая, что право собственности на изымаемое путем выкупа жилое помещение, подлежит прекращению с момента выплаты истцом возмещения ответчику Татариновой З.В., последняя также утрачивает право пользования недвижимым имуществом, после выплаты администрацией МО г. Салехард в пользу Татариновой З.Б. возмещения за спорные объекты недвижимости и подлежит выселению из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Согласно выписке из ЕГРП спорная квартира имеет обременение – ипотека в силу закона в пользу ПАО Сбербанк, запись об ипотеке внесена 19.08.2021 года, срок действия обременения по истечении 60 месяцев с даты фактического предоставления кредита.
Как следует из справки ПАО «Сбербанк», задолженность Татариновой З.Б. по кредитному договору № от 13.08.2021, по состоянию на 15.06.2023 составляет 1 155 613,29 рублей (л.д.194).
Согласно положений ч.1 ст.41 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" если право собственности залогодателя на имущество, являющееся предметом ипотеки, прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, вследствие изъятия имущества для государственных или муниципальных нужд, его реквизиции или национализации и залогодателю предоставляется другое имущество или соответствующее возмещение, ипотека распространяется на предоставленное взамен имущество либо залогодержатель приобретает право преимущественного удовлетворения своих требований из суммы причитающегося залогодателю возмещения.
Согласно положений абз.2 п.2 ст.334 ГК РФ залогодержатель преимущественно перед другими кредиторами залогодателя вправе получить удовлетворение обеспеченного залогом требования также за счет: причитающегося залогодателю возмещения, предоставляемого взамен заложенного имущества, в частности если право собственности залогодателя на имущество, являющееся предметом залога, прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законом, вследствие изъятия (выкупа) для государственных или муниципальных нужд, реквизиции или национализации, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно положений абз.6 п.2 ст.334 ГК РФ в случаях, указанных в абзацах втором настоящего пункта, залогодержатель вправе требовать причитающиеся ему денежную сумму или иное имущество непосредственно от обязанного лица, если иное не предусмотрено законом или договором.
Заложенное имущество изымается администрацией для муниципальных нужд, с выплатой собственнику имущества возмещения в виде выкупной цены, поэтому право залога в данном случае прекращается и не переводится на другой объект недвижимости, следовательно требования залогодержателя должны быть удовлетворены за счёт выкупной стоимости, причитающейся в качестве возмещения на изымаемое жилое помещение, при этом оно подлежит удовлетворению за счет лица, обязанного выплатить возмещение.
Таким образом, исходя из приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу, что администрация МО г. Салехард обязана перечислить часть выкупной стоимости, уплачиваемой за изымаемое жилое помещение, расположенной по адресу: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером №, в размере остатка общей задолженности по кредитному договору № от 13.08.2021, заключенному с ПАО Сбербанк, на день фактического исполнения решения суда, поскольку на дату исполнения решения суда остаток задолженности по ипотечному кредиту может измениться, (перечисления денежных средств в пользу ПАО Сбербанк, но не более остатка суммы долга по кредитному договору по состоянию на <дата> в сумме 1 155 613,29 рублей, и самостоятельные исковые требования третьего лица ПАО Сбербанк в данной части подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя требования иска об изъятии объектов недвижимости и определении их выкупной стоимости, суд возлагает на ответчика Татаринову З.Б обязанность предоставить в адрес управления жилищной политики администрации МО г. Салехарда реквизиты для перечисления денежных средств за изъятый объект недвижимости в течении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Поскольку ответчик Рыбалкин Е.П. является бывшим собственником изымаемого жилого помещения, членом семьи Татариновой З.Б. не является и в спорном жилом помещении не проживает, требования иска к нему не подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 333.20. ч. 1 п. 8 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Истец в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик Татаринова З.Б. от уплаты государственной пошлины не освобождены, в связи с чем с них подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198,233-237 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации муниципального образования город Салехард к Татариновой З.Б., Рыбалкину Е.П. об изъятии жилого помещения путем определения выкупной стоимости и прекращении права собственности на жилое помещение, выселении, снятии с регистрационного учета, удовлетворить частично.
Изъять у Татариновой З.Б. (<данные изъяты>) принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером №, а также изъять долю в праве в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером № путём определения выкупной цены в размере 2 500 000 рублей.
Прекратить право собственности Татариновой З.Б. на принадлежащие ей на праве собственности объекты недвижимости: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером №, а также изъять долю в праве в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером №, после выплаты Администрацией МО г. Салехард (ИНН 8901003315) в ее пользу возмещения за данные объекты недвижимости.
Право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером №, а также долю в праве в общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок с кадастровым номером № пропорционально размеру общей площади изымаемого объекта недвижимости, может возникнуть у муниципального образования города Салехард на основании настоящего решения после возмещения собственникам муниципальным образованием выкупной цены, установленной решением суда.
После прекращения права собственности Татариновой З.Б. на жилое помещение по адресу: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером №, признать Татаринову З.Б., утратившей право пользования данным жилым помещением и выселить ее из этого помещения, без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с Татариновой З.Б.(<данные изъяты>), в бюджет городского округа город Салехард согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Самостоятельные исковые требования публичного акционерного общества Сбербанк России о возложении на администрацию МО г. Салехарда обязанности перечислить выкупную стоимость, причитающуюся Татариновой З.Б. в пользу погашения задолженности по кредитному договору, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования город Салехард (ИНН 8901003315) перечислить часть выкупной стоимости, уплачиваемой за изымаемое жилое помещение, расположенной по адресу: <адрес> в г. Салехард с кадастровым номером №, в размере остатка общей задолженности по кредитному договору № от 13.08.2021, заключенному с ПАО Сбербанк, на день фактического исполнения решения суда (перечисления денежных средств в пользу ПАО Сбербанк (ИНН 7707083893), но не более остатка суммы долга по кредитному договору по состоянию на 27.04.2023 в сумме 1 155 613 рублей 29 копеек.
В удовлетворении требований иска к Рыбакину Е.П., отказать.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья К.В. Лисиенков