Дело №2-291/2020
УИД 44RS 0023-01-2020-000390-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 сентября 2020 г. п.Кадый
Макарьевский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.И.,
при секретаре Жаровой Н.В.,
с участием истца Иванова Л.Ю., представителя ответчика администрации Кадыйского муниципального района Костромской области Амахина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Иванова Леонида Юрьевича к администрации Кадыйского муниципального района Костромской области об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор Кадыйского района Костромской области обратился в суд в интересах Иванова Л.Ю. с иском к администрации Кадыйского муниципального района Костромской области об обязании предоставить по договору найма специализированное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда Кадыйского муниципального района с учетом нормы предоставления площади жилого помещения изолированное жилое помещение, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Кадыйского муниципального района Костромской области. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Кадыйского района по заявлению Иванова Л.Ю. о защите его жилищных прав проведена проверка соблюдения законодательства о защите жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что Иванов Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать ФИО10 и отец ФИО11 решениями Кадыйского районного суда Костромской области от 10 июля 2007 г., вступившим в законную силу 24 июля 2007 г., и от 04 октября 2007 г., вступившим в законную силу 16 октября 2007 г., лишены родительских прав в отношении сына Иванова Л.Ю. На основании приказа департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 05.05.2014 №260 Иванов Л.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Иванов Л.Ю. проживает на территории Кадыйского муниципального района, работает в пожарно-спасательной службе ПСЧ-27 п.Кадый Костромской области. В ходе проверки установлено, что Иванов Л.Ю. не имеет в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации, не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма. Как следует из ответа администрации Кадыйского муниципального района Костромской области от 11.06.2020 №2005 на заявление Иванова Л.Ю. об обеспечении его жилым помещением, ему было отказано в предоставлении жилого помещения.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент по труду и социальной защите населения Костромской области, департамент финансов Костромской области, администрация Костромской области, департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области.
В судебном заседании помощник прокурора Кадыйского района Костромской области Грачева О.О. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании истец Иванов Л.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что после того как его родителей лишили родительских прав он проживал с бабушкой ФИО12 до ее смерти 20.12.2017 и до настоящего времени зарегистрирован в принадлежащей бабушке квартире по адресу: <адрес> Еще в 2013 г. они с бабушкой переехали в п.Кадый, снимали там жилье. Прошлым летом он ездил в п.Текун. В квартире проживать невозможно – потолок рухнул, печь развалилась, сгнил пол. С 2013 г. там никто не жил, В настоящее время он работает пожарным в 27 пожарно-спасательной части п.Кадый, снимает квартиру по адресу: <адрес>. В дальнейшем намерен проживать в п.Кадый.
Представитель ответчика администрации Кадыйского муниципального района Костромской области на основании доверенности Амахин Е.А. признал исковые требования, указал, что заявленные требования полагает обоснованными, однако в настоящее время у администрации нет квартир, находящихся в специализированном жилищном фонде и отвечающим нормам и установленным требованиям, финансовых средств для приобретения жилья в бюджете не имеется.
Департамент по труду и социальной защите населения Костромской области в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В материалы дела представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что департамент исковые требования считает неподлежащими удовлетворению, так как обеспечение жильем вне зависимости от очередности ущемляет права и законные интересы иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Департамент финансов Костромской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.
Администрация Костромской области, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила. В представленных суду письменных пояснениях представитель администрации указала, что администрация Костромской области не является участником правоотношениий, связанных с обеспечением лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилого фонда, на территории городских округов и муниципальных районов Костромской области.
Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст.26.3 ФЗ от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ, имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищный кодекс Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
В силу ст.6 Закона Костромской области от 19 декабря 2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по месту жительства указанных лиц, в порядке, установленном Законом Костромской области от 05 октября 2007 г. №196-4-ЗКО «О специализированном жилищном фонде Костромской области», однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Костромской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.3 Закона Костромской области от 29 декабря 2014 г. №620-5-3KO «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, включают в себя в частности формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятие решений о предоставлении таким лицам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения на срок пять лет.
Законом Костромской области от 24 декабря 2018 г №495-6-ЗКО «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» в бюджете Костромской области денежные средства на расходы муниципальных образований по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа предусмотрены.
Таким образом, действующим законодательством реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области в настоящее время возложена на органы местного самоуправления.
Надлежащим ответчиком по данному делу является администрация Кадыйского муниципального района Костромской области.
Как усматривается из материалов дела, Иванов Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.
Согласно свидетельству о рождении, выданному 24.01.2005 № родителями Иванова Л.Ю. являются ФИО13 и ФИО14
Решением Кадыйского районного суда Костромской области от 10 июля 2007 г., вступившим в законную силу 24.07.2007, ФИО15 лишена родительских прав в отношении Иванова Л.Ю.
Решением Кадыйского районного суда Костромской области от 04 октября 2007 г., вступившим в законную силу 16.10.2007, ФИО16. лишен родительских прав в отношении Иванова Л.Ю., ребенок передан на попечение бабушки ФИО17
По информации адресно-справочной работы миграционного пункта полиции №10 МО МВД России «Макарьевский», Иванов Л.Ю. зарегистрирован по месту жительства с 12.05.2005 по настоящее время по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 04.08.2020 в качестве собственника квартиры, площадью <...> кв.м по адресу: <адрес> указана ФИО18
Приказом департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 05 мая 2014 г. №260 Иванов Л.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Постановлением администрации Паньковского сельского поселения Кадыского муниципального района Костромской области от 04.08.2008 №22 Иванов Л.Ю., как оставшийся без попечения родителей, принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как следует из материалов дела, Иванов Л.Ю. не имеет в собственности жилых помещений на территории Российской Федерации, нанимателем либо членом (бывшим членом) семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является.
Согласно объяснениям Иванова Л.Ю., полученным помощником прокурора Кадыйского района 10.06.2020, и пояснениям Иванова Л.Ю. в судебном заседании, после того, как его родителей лишили родительских прав, он проживал с бабушкой ФИО19 до ее смерти 20.12.2017. С 2013 г. они не проживали по месту регистрации в п.Текун, так как квартира находилась в непригодном состоянии, жить в ней было невозможно.
В настоящее время он снимает квартиру по адресу: <адрес>.
Согласно справке 27 Пожарно-спасательная часть п.Кадый «1 Пожарно-спасательный отряд Федеральной противопожарной службы по Костромской области от 18.09.2020 Иванов Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приказом Главного управления МЧС России по Костромской области №75-К от 06.02.2020 принят на работу в 27 пожарно-спасательную часть на должность пожарного.
01.06.2020 Иванов Л.Ю. обратился с заявлением в администрацию Кадыйского муниципального района с заявлением о предоставлении жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
В ответ на данное обращение главой администрации Кадыйского муниципального района Костромской области 11.06.2020 Иванову Л.Ю. направлено письмо с уведомлением о невозможности предоставления ему жилого помещения в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете на приобретение жилья.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что Иванов Л.Ю. жилым помещением не обеспечен.
Доводы ответчика об отсутствии необходимого финансирования для обеспечения истца специализированным жилым помещением не могут быть признаны судом в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по реализации льгот, установленных федеральным законодательством, по смыслу статей 132 и 133 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию возникших дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования. Таким образом, органы местного самоуправления могут предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда с последующим возмещением данных расходов за счет субвенций на реализацию соответствующих государственных полномочий.
Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта органам местного самоуправления для приобретения жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления. То обстоятельство, что обеспечение должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
Принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации, учитывая наличие у Иванова Л.Ю. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и признания его нуждающимся в получении жилого помещения, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Иванова Л.Ю. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г., разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, является место жительства этих лиц.
Согласно п.1 ст.20 ГК РФ место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Поскольку из материалов дела следует, что истец проживает в п.Кадый Костромской области – снимает квартиру по адресу: <адрес> так как квартира, в которой он зарегистрирован, непригодна для проживания, его место работы также находится в п.Кадый, имеет намерение и в дальнейшем проживать в п.Кадый, суд приходит к выводу, что для Иванова Л.Ю. п.Кадый Костромской области является постоянным местом жительства, в связи с чем жилое помещение истцу должно быть предоставлено на территории Кадыйского муниципального района Костромской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кадыйского района Костромской области в интересах Иванова Леонида Юрьевича удовлетворить.
Обязать муниципальное образование Кадыйский муниципальный район Костромской области в лице администрации Кадыйского муниципального района Костромской области предоставить Иванову Леониду Юрьевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Кадыйского муниципального района Костромской области, изолированное жилое помещение из муниципального специализированного жилищного фонда Кадыйского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Бурова
Мотивированное решение суда изготовлено 24.09.2020
Судья Е.И. Бурова