Судья: Викторова О.А. адм. дело № 33а-4812/2023
УИД 63RS0033-01-2022-003507-27
№2а-72/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
18.05.2023 г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Роменской В.Н.,
судей Гулевича М.И., Мыльниковой Н.В.,
при секретаре Алиеве Н.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шабановой Т.В. на решение Чапаевского городского суда Самарской области от 19.01.2023 по административному делу № 2а-72/2023 по административному исковому заявлению Межрайонной Инспекции ФНС России № 23 по Самарской области к Шабановой Т.В. о взыскании обязательных платежей,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Мыльниковой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец МИФНС России № 23 по Самарской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Шабановой Т.В. о взыскании обязательных платежей.
В обоснование заявленных требований указано, что Шабанова Т.В. является налогоплательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в рассматриваемых налоговых периодах, в связи с наличием объектов налогообложения. Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления, которые оставлены без исполнения, в связи с чем, налоговым органом начислены пени. В адрес налогоплательщика направлены требования об уплате налога, которые также не исполнены. Судебный приказ по административному делу № № о взыскании с Шабановой Т.В. задолженности по налогам и сборам отменен 31.05.2022 определением Мирового судьи судебного участка № № Самарской области.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец, с учетом уточнений, просил суд взыскать с Шабановой Т.В. недоимку в размере <данные изъяты> копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере <данные изъяты> копеек, налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере <данные изъяты> копеек, пени за 2020 год в размере <данные изъяты> копейки, транспортный налог за 2020 год в размере <данные изъяты> копеек, пени за 2020 год в размере <данные изъяты> копеек, штрафы за налоговые правонарушения, установленный Главой 16 НК РФ (штрафы за непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчет по страховым взносам)): штраф за 2020 год в размере <данные изъяты> копеек.
Решением Чапаевского городского суда Самарской области от 19.01.2023 административное исковое заявление МИФНС России № 23 по Самарской области к Шабановой Т.В. о взыскании задолженности по обязательным платежам удовлетворено (л.д. 106-117).
В апелляционной жалобе Шабанова Т.В. просит отменить решение суда отменить, как незаконное, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (л.д. 120).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии со стастьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На основании статьи 356 Налогового Кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу абзаца 1 статьи 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что за Шабановой Т.В. с 31.08.2019 было зарегистрировано транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, снято с регистрационного учета в связи с продажей 16.11.2021; транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> с 31.03.2018, снято с регистрационного учета, в связи с изменением собственника (владельца) 10.11.2021 года; транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, с 26.02.2014 по настоящее время, что подтверждается сведениями МРЭОГИБДД О МВД России по г. Чапаевску от 22.11.2022.
Также из материалов дела следует, что 15.12.2021 в отношении Шабановой Т.В. было вынесено решение № № о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, поскольку последней не была представлена первичная декларация 30.04.2021 (л.д. 34-37).
Также Шабановой Т.В. на праве собственности принадлежала <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на помещение, расположенное по адресу: <адрес> с 18.04.2018 по 16.03.2020; также Шабановой Т.В. на праве собственности принадлежала 1/8 доли в общей долевой собственности на помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с 18.04.2018 по 27.02.2020 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 07.12.2022.
В адрес административного ответчика направлялись налоговые уведомления № № от 01.09.2020, № № от 01.09.2021 (л.д. 6, 7).
В данных налоговых уведомлениях указано транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, которое по сведениям МРЭО ГИБДД не числится за Шабановой Т.В.
Согласно ответу налоговой инспекции на запрос суда, за Шабановой Т.В. в период с 26.02.2008 по 05.03.2011 было зарегистрировано транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>. 21.11.2022 по транспортному налогу физических лиц, исчисленному на данное транспортное средство произведен перерасчет в сторону уменьшения за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 г. по <данные изъяты> рублей соответственно.
В связи с чем, административный истец уточнил заявленные требования и просил взыскать транспортный налог за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей, то есть без учета налога на транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>.
Из материалов дела следует, что в адрес административного ответчика направлено требование № № по состоянию на 21.06.2021 об уплате налога на имущество за 2019 год в срок до 25.11.2021 (л.д. 41); налоговое требование № № по состоянию на 20.12.2021 об уплате транспортного налога за 2020 год в срок до 02.02.2022 (л.д.42); налоговое требование № № от 01.02.2022, об уплате штрафа за налоговые правонарушения за 2020 год в размере <данные изъяты> копеек, в срок до 10.03.2022 (л.д. 40).
04.04.2022 мировым судьей судебного участка № № судебного района г. Чапаевска Самарской области вынесен судебный приказ № № о взыскании с Шабановой Т.В задолженности по транспортному налогу за 2020 год в размере <данные изъяты> рублей, налогу на имущество за 2019 год в размере <данные изъяты> рублей, за 2020 год в размере <данные изъяты> рубля, пени в размере <данные изъяты> копеек, а также штрафов за налоговые правонарушения в размере <данные изъяты> рублей.
31.05.2022 по заявлению Шабановой Т.В. вышеуказанный судебный приказ отменен, что послужило основанием настоящего иска (л.д. 19).
Разрешая административные исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что административным ответчиком не исполнены требования налогового органа об уплате суммы налога и пени, вследствие чего имеется непогашенная задолженность. Предусмотренные законом основания для освобождения Шабановой Т.В. от обязанности по уплате обязательных платежей и санкций отсутствуют. Расчет пени произведен, верно. Нарушений сроков на обращение в суд с административным иском, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации суд не установил. В связи с чем, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, которым дана надлежащая оценка.
При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы.
Так, в своей апелляционной жалобе Шабанова Т.В. указывает, что административным истцом не была соблюдена обязанность, возложенная на него действующим законодательством, в виде направления в ее адрес административного искового заявления с приложенными документами, в связи с чем, у нее отсутствовал возможность подготовиться и направить суду соответствующий отзыв.
Указанные доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда ввиду следующего.
В силу части 7 стастьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 126 КАС РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, в том числе в случае подачи в суд искового заявления и приложенных к нему документов в электронном виде. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, подаваемых на бумажном носителе, не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.
Из материалов дела следует, что при подачи административного искового заявления, в подтверждение факта направления в адрес административного ответчика копии административного искового заявления налоговый орган представил список № № внутренних почтовых отправлений от 24.08.2022 (л.д. 23-25).
Таким образом, административным истцом исполнены требования действующего законодательства в части направления в адрес Шабановой Т.В. административного искового заявления, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Кроме того, материалами дела установлено, что административный ответчик неоднократно извещалась о дате и времени рассмотрения дела, что последней не оспаривалось, в связи с чем, она не была лишена права ознакомиться с материалами дела.
Из изложенного следует, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
До настоящего времени административный ответчик не уплатил задолженность по налогу и пени. Доказательств обратного ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Расчет задолженности по налогу и пени судебная коллегия находит обоснованным и арифметически правильным.
Таким образом, при разрешении спора, суд первой инстанций правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенный им судебный акт соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем, основания для его отмены отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования судом первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не влияют на правильность принятого решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.01.2023 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: