Мотивированное решение изготовлено 22 августа 2022 года
УИД: 66RS0017-01-2022-000621-49
Гражданское дело № 2-545/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 17 августа 2022 года
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Касаткиной О.А.,
при секретаре судебного заседания Тукановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Швалева А. С. к Мангилевой Л. С., Озорниной Е. С., Швалев М.С., Чебыкиной Л. С. об установлении факта принятия наследства, включении недвижимого имущества в состав наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Швалев А.С. обратился в суд с иском к Мангилевой Л.С., Озорниной Е.С., Швалев М.С.., Чебыкиной Л.С. об установлении факта принятия наследства, включении недвижимого имущества в состав наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования.
В обоснование иска Швалев А.С. указал, что после смерти его отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, осталось наследство, заключающееся в земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. При жизни ФИО1 составил завещание, в соответствии с которым жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> завещал сыну Швалеву А.С. Другие дети наследодателя Мангилева Л.С., Озорнина Е.С., Швалев М.С., Чебыкина Л.С. – ответчики по делу на наследственное имущество не претендуют. В установленный законом шестимесячный срок после смерти отца, Швалев А.С. к нотариусу не обратился, однако, фактически приняла наследство, поскольку наследственное имущество перешло в его фактическое пользование. В связи с чем, он просит установить факт принятия им наследства после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, включить в состав наследства ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, недвижимое имущество в виде земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и признать за ним право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования.
В судебное заседание истец Швалев А.С. не явился, в телефонограмме адресованной суду просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требований настаивал.
Ответчики Мангилева Л.С., Озорнина Е.С., Швалёв М.С., Чебыкина Л.С. в судебное заседание не явились, направив суду заявления о признании исковых требований в полном объеме, также просили рассмотреть дело в их отсутствие.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, а также дополнительно представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, что подтверждается свидетельством о смерти №, выданным отделом ЗАГС Нижнесергинского района в Артинском районе Управления ЗАГС Свердловской области 20.01.2022 года.
На момент смерти ФИО1 проживал и был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой Свердловской сельской администрации Администрации Артинского городского округа от 25.03.2022 №. Вместе с ним на момент смерти был зарегистрирован его сын Швалев А.С.
После смерти ФИО1 осталось наследство в виде земельного участка, площадью <адрес> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>
Право собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, запись регистрации № от 20.05.2014.
При жизни ФИО1 составил завещание от 11.06.2021 года <адрес>3, в соответствии с которым жилой дом с хозяйственными постройками и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> завещал своему сыну Швалеву А.С.
Согласно информации, предоставленной по запросу суда нотариусом нотариальной палаты нотариального округа п. Арти и Артинский район ФИО8 после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось, заявления о принятии наследства от наследников не поступали.
Наследником на имущество ФИО1 по закону являются его дети - истец по настоящему делу Швалев А.С. и ответчики Мангилева Л.С., Швалев М.С., Чебыкина Л.С., которые на наследственное имущество не претендует, о чем подали суду заявление о признании исковых требований.
Других наследников, а также нетрудоспособных лиц, которые находились бы на иждивении наследодателя не менее одного года до его смерти, судом не установлено.
Супруга наследодателя ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ, о чем представлено свидетельство о смерти, выданное Отделом ЗАГС Артинского района Свердловской области.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (абзац 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, изложенным в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, возможно предъявление иска о включении имущества в состав наследства, а если в срок, предусмотренный статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение не было вынесено - также требования о признании права собственности в порядке наследования за наследниками умершего.
Из указанных разъяснений следует, что требования о включении в состав наследства имущества наследодателя возможно только при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на это имущество.
Поскольку судом установлено, что право собственности наследодателя на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес> оформлены надлежащим образом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, то суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о включения в состав наследства ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ указанного земельного участка.
Согласно ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Швалев А.С. в установленный законом шестимесячный срок со дня смерти наследодателя ФИО1 к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обратился.
Между тем, истец полагает, что срок для принятия наследства он не пропустил, поскольку после смерти ФИО1, сразу же принял наследственное имущество, стал открыто владеть им, обрабатывать земельный участок.
В соответствии с пунктом 9 части второй ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
В соответствии с частью второй ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом, принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства или притязаний третьих лиц, произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества, оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых, проявляется отношение наследника к наследству, как к собственному имуществу.
Факт принятия Швалевым А.С. наследства, оставшегося после смерти отца ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ, ответчиками не оспаривается.
При данных обстоятельствах учитывая, что Швалевым А.С. были совершены действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, а именно вступление во владение наследственным имуществом, обеспечение его сохранности, извлечение из имущества полезных свойств, а также то, что на момент смерти наследодателя истец был зарегистрирован с ним по одному адресу, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования Швалева А.С. об установлении факта принятия им наследства, оставшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
При рассмотрении дела, суд пришел к выводу о том, что наследник умершего может получить только то имущество, которое на момент смерти принадлежало наследодателю. Поскольку факт принадлежности наследодателю спорного имущества, факт принятия наследства истцом нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований о признании за истцом в порядке наследования права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования.
Определением Артинского районного суда от 02.08.2022 года истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения гражданского дела по существу. Доказательств уплаты государственной пошлины, на момент рассмотрения гражданского дела истцом суду предоставлено не было. При подаче искового заявления истцом подлежала уплате государственная пошлина в размере 8 177,60 руб. (7 577,60 руб. + 300 руб. + 300 руб.), фактически была уплачена государственная пошлина, в размере 500 руб.. Таким образом, с Швалева А.С. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, в размере 7 677,60 руб. ( 8 177,60 руб. - 500 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198, 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Швалева А. С. к Мангилевой Л. С., Озорниной Е. С., Швалев М.С., Чебыкиной Л. С. об установлении факта принятия наследства, включении недвижимого имущества в состав наследства и признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, удовлетворить частично.
Установить факт принятия Швалевым А. С. наследства, оставшегося после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Швалевым А. С. право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Швалева А. С. в доход местного бюджета государственную пошлину, в размере 7 677,60 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований Швалеву А. С. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в гражданскую коллегию Свердловского областного суда через Артинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Касаткина О.А.