КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2024 года г. Трехгорный
Трехгорный городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Мастяниной Д.А.,
при секретаре Бауэр М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-171/2024 по заявлению прокурора ЗАТО г.Трехгорный Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Трехгорного городского округа о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор ЗАТО г.Трехгорный Челябинской области обратился в Трехгорный городской суд Челябинской области с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Трехгорного городского округа Челябинской области, в котором просил:
обязать администрацию Трехгорного городского округа поставить недвижимое имущество – канализацию ливневую, местоположение объекта – от КПП-3, отступив 50 метров, вдоль <адрес> до перекрестка <адрес> года ввода в эксплуатацию, инвентарный №, на учет в Трехгорном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> как безхозяйное недвижимое имущество, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе – план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование указано, что истцом была поведена проверка, в ходе которой установлено, что на территории Трехгорного городского округа находится указанное недвижимое имущество, которое на дату подачи иска ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплено и фактически никто не осуществляет его содержание, фактически является безхозяйным. Отсутствие правоустанавливающих документов на указанный объект недвижимого имущества влечет его преждевременное разрушение, увеличение количества аварийных ситуаций, в том числе – чрезвычайных, а не выполнение ответчиком действий, о совершении которых просит истец, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, а также причинения им материального ущерба.
Представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Трехгорного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области представлено мнение по иску, в котором представитель указывает, что государственный кадастровый учет безхозяйной недвижимой вещи может быть осуществлен в отношении объекта, созданного в порядке, установленном для создания объекта недвижимости, на основании технического плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ.
Участвующий по делу прокурор Епифанова Л.А. в судебном заседании полностью поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика – администрации Трехгорного городского округа Челябинской области в судебное заседание при надлежащем извещении не явился, о причинах неявки суд не уведомил, каких-либо ходатайств в адрес суда не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Трехгорного отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил дело рассмотреть без участия представителя.
В соответствии с ч.4,5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным и необходимым рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст.212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.1 ст.213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п.1 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной вещью является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
На основании п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с частями 1, 3 ст.234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Согласно ст.3 Федерального закона № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»; эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение; собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
Согласно ст.7 Закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр). Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статьей 9 Закона № 117-ФЗ установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Как следует из материалов дела в отношении спорного имущества право собственности не зарегистрировано. Вместе с тем отсутствие права собственности на не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Поскольку рассматриваемый объект расположен в границах муниципального образования – Трехгорного городского округа, бездействие администрации указанного муниципального образования по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии спорного имущества на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Отсутствие собственника данного имущества влечет, с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций, обязанность органа местного самоуправления по постановке данных сооружений на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества.
В связи с изложенным и руководствуясь вышеприведенными положениями действующего законодательства, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора ЗАТО г.Трехгорный Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Трехгорного городского округа о возложении обязанностей.
Обязать администрацию Трехгорного городского округа принять меры по постановке на учет в Трехгорном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в качестве бесхозяйного объекта недвижимое имущество – канализацию ливневую, местоположение объекта – от КПП-3, отступив 50 метров, вдоль <адрес> до перекрестка <адрес> года ввода в эксплуатацию, инвентарный №.
Направить копию настоящего решения в течение трех дней со дня вступления его в законную силу администрации Трехгорного городского округа <адрес> для исполнения.
Обязать указанных лиц сообщить Трехгорному городскому суду Челябинской области об исполнении данного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда через Трехгорный городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>