Судья Сабирьянов Р.Я. Дело № 7р-297/2022
РЕШЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 20 июля 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Пузидарова В. В. на постановление инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 5 мая 2021 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пузидарова В. В., <дата> рождения, уроженца <...>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
установил:
постановлением инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Шубина Э.Е. от 5 мая 2021 года УИН <№> Пузидаров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 июня 2022 года указанное постановление от 5 мая 2021 года оставлено без изменения, жалоба Пузидарова В.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Пузидаров В.В. просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указано, что в связи с Указом Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» в назначенное должностным лицом время Пузидаров В.В. не мог явиться на рассмотрение дела, поэтому направил письменное ходатайство о рассмотрении дела по месту своего жительства, которое должностным лицом необоснованно оставлено без удовлетворения. Инспектор ДПС ограничил права Пузидарова В.В. на защиту. В связи с вынесением постановления об административном правонарушении сразу же после составления протокола об административном правонарушении у Пузидарова В.В. в нарушение части 4 статьи 28.2 КоАП РФ отсутствовала возможность ознакомиться с протоколом. Полагает, что событие вмененного правонарушения отсутствует, поскольку действующее на момент ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» не устанавливало обязанности регистрировать транспортные средства, зарегистрированные на территории государств – членов Евразийского экономического союза. Транспортное средство, принадлежащее Пузидарову В.В., выпущено в свободное обращение 4 октября 2019 года, в связи с чем приобрело статус товаров Союза и в силу пункта 10 статьи 262 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза его можно использовать на территории Союза без ограничений. В соответствии с положениями статей 257, 260 Таможенного кодекса ЕАЭС транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные в государствах-членах ЕАЭС не подлежат таможенному декларированию. Указывает, что инспектор, сделав вывод, изложенный в постановлении, о том, что Пузидаров В.В., имея в собственности автомобиль, зарегистрированный в Республике Армения, не платит транспортный налог в Российской Федерации, а также избегает административной ответственности, вышел за пределы своих полномочий.
Пузидаров В.В. для рассмотрения жалобы не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил. В соответствии с частью 2 статьи 25.1. КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения инспектора ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Ш., пояснившего относительно составления административного материала в отношении Пузидарова В.В., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление в полном объеме по правилам части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Согласно статье 5 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ) государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Основные положения), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Как следует из материалов дела, Пузидаров В.В., являясь гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место регистрации на территории Российской Федерации, 1 мая 2021 года в 18 часов 40 минут на 62 км автодороги Йошкар-Ола-Зеленодольск Звениговского района в нарушение пункта 1 Основных положений управлял транспортным средством марки <...>, зарегистрированным на территории Республики Армения с государственным знаком <...> и не зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации.
Факт совершения Пузидаровым В.В. вмененного административного правонарушения, вина Пузидарова В.В. в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении от 5 мая 2021 года <№>, информацией из АС «Российский паспорт», копией свидетельства об учете транспортного средства в Республике Армения, рапортом инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл Ш., видеоматериалом.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья городского суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях Пузидарова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года, на транспортные средства, со дня приобретения прав владельца которых не прошло десяти дней, а также на транспортные средства (в том числе на базовые транспортные средства и шасси транспортных средств), перегоняемые в связи с их вывозом за пределы территории Российской Федерации либо перегоняемые к местам продажи или к конечным производителям и являющиеся товарами, реализуемыми юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Федерального закона № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 1764, государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Транспортное средство считается находящимся в «международном движении» по территории какого-либо государства, если оно: принадлежит физическому или юридическому лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него (статья 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 года)).
Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в другом государстве-члене Евразийского экономического союза за гражданином России, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, требуется его регистрация в подразделениях Госавтоинспекции в десятидневный срок. Такие требования не распространяются только на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. При этом гражданин России, управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц Евразийского экономического союза, не может считаться участником международного дорожного движения, если он не имеет постоянного места жительства в том государстве, где зарегистрирован данный транспорт.
Приведенные нормы согласуются также с пунктом 35 приложения № 3 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, согласно которому автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.
То есть срок использования таких автомобилей не ограничен на территориях других государств-членов Евразийского экономического союза, но их отчуждение, передача в пользование, распоряжение иным лицам, не являющимся гражданами Республики Армения (постоянно проживающими на территории Российской Федерации), возможны только при условии их таможенного декларирования и уплаты разницы сумм таможенных пошлин, налогов.
Из материалов дела следует, что собственником транспортного средства марки <...>, имеющего государственный знак <...>, является Пузидаров В.В., зарегистрированный по адресу: <адрес>. Транспортное средство поставлено на учет в Республике Армения.
Согласно доводам Пузидарова В.В., изложенным в жалобе, указанное транспортное средство ввезено на территорию Российской Федерации в 2019 году.
Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что транспортное средство, которым управлял Пузидаров В.В., ввезено на территорию Российской Федерации не временно, однако в установленном порядке не зарегистрировано, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, действия Пузидарова В.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии события вмененного правонарушения, поскольку действующее на момент ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» не устанавливало обязанности регистрировать транспортные средства, зарегистрированные на территории государств – членов Евразийского экономического союза, подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Совершённое Пузидаровым В.В. административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ, является длящимся, выявлено и пресечено сотрудниками полиции 1 мая 2021 года.
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» утратило силу с 1 января 2021 года, правоотношения, связанные с государственной регистрацией транспортных средств в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом №283-ФЗ и Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года №1764.
Ссылка в жалобе на пункт 10 статьи 262 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза), согласно которому товары для личного пользования, которые приобрели статус товаров Союза, находятся и используются на таможенной территории Союза без ограничений по пользованию и (или) распоряжению, в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку положения указанного пункта не исключают обязанности владельца транспортного средства зарегистрировать его в установленном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Общая территориальная подсудность, установленная данной нормой, может быть изменена по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.
Вместе с тем, по делам, перечисленным в частях 1.1-6 статьи 29.5 КоАП РФ, установлена исключительная территориальная подсудность, не подлежащая изменению по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу статьи 24.4 КоАП РФ ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Как следует из материалов дела, 2 мая 2021 года Пузидаровым В.В. заявлено ходатайство о направлении дела для рассмотрения по месту его жительства. Определением должностного лица от 3 мая 2021 года в удовлетворении указанного ходатайства Пузидарову В.В. отказано.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту его жительства должностным лицом рассмотрено и обоснованно оставлено без удовлетворения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 2 июля 2015 года 1536-О указал, что поскольку административные правонарушения в области дорожного движения носят массовый характер и в силу конкретных обстоятельств таких дел, непредоставление адвоката непосредственно на этапе привлечения к административной ответственности (т.е. составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении) не нарушает конституционные права граждан, поскольку в указанных случаях граждане не лишены возможности обратиться к помощи адвоката для защиты своих прав в суде.
Как следует из материалов дела, при рассмотрении судом жалобы Пузидарова В.В. по настоящему делу участвовал его защитник М.
Кроме того, Пузидаров В.В. не был лишен возможности привлечь к участию в деле защитника и в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом.
Из представленного видеоматериала следует, что Пузидаров В.В. должностным лицом административного органа был надлежащим образом извещен о месте и времени составления и рассмотрения протокола об административном правонарушении, однако в назначенное время не явился, защитника на рассмотрение дела об административном правонарушении не направил.
Ссылка в жалобе на невозможность явки на рассмотрение дела об административном в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 2021 года № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года» во внимание не принимается, поскольку нерабочие дни объявлены данным указом в целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан Российской Федерации и не могут считаться нерабочими днями в смысле, придаваемом этому понятию статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, под которым понимаются выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренные статьями 111 и 112 Трудового кодекса Российской Федерации. Названным указом также постановлено органам публичной власти, иным органам и организациям определить количество служащих и работников, обеспечивающих с 1 по 10 мая 2021 г. включительно функционирование этих органов и организаций, в связи с чем, должностным лицом административного органа правомерно назначено рассмотрение дела об административном правонарушении на 5 мая 2021 года.
Ходатайство об отложении рассмотрения дела Пузидаровым В.В. не заявлялось.
Вопреки доводам жалобы, составление протокола по делу об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один и тот же день не свидетельствует о нарушении прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в связи с тем, что действующие нормы КоАП РФ не содержат запрета на совершение таких процессуальных действий в течение одного дня.
Выводы должностного лица, изложенные в последнем абзаце второй страницы обжалуемого постановления, не относящиеся к предмету рассматриваемого дела об административном правонарушении, на которые имеется ссылка в жалобе, не являются основанием для отмены обжалуемых актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении процедуры привлечения Пузидарова В.В. к административной ответственности и не исключают из его действий состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Пузидарова В.В. к административной ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.1 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, личности Пузидарова В.В.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.
С учетом изложенного оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление инспектора ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 5 мая 2021 года и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 1 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Пузидарова В. В. оставить без изменения, жалобу Пузидарова В.В. – без удовлетворения.
Судья С.Г. Орлова