УИД 61RS0040-01-2023-000621-38
Дело № 2-594/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2023 года сл. Большая Мартыновна
Мартыновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Галимуллиной Н.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Мартыновского района Ростовской области ФИО2,
при секретаре Талалайко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Прокурора Мартыновского района Ростовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Мартыновского сельского поселения об обязании принять объект в муниципальную собственность,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мартыновского района Ростовской области обратился в суд в интересах неограниченного числа лиц с иском к Администрации Мартыновского сельского поселения об обязании принять объект в муниципальную собственность, об обязании обеспечить средствами индивидуальной защиты, указав, что прокуратурой Мартыновского района во исполнение задания прокуроры Ростовской области проведена проверка исполнения администрацией Мартыновского сельского поселения законодательства при эксплуатации дождевых (ливневых) канализаций, в ходе которой установлено, что на территории Мартыновского сельского поселения по адресу: <адрес> имеется объект ливневой канализации. Указанное сооружение собственника не имеет, на учет в качестве бесхозного имущества не состоит. Просят обязать администрацию Мартыновского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет бесхозное недвижимое имущество – ливневую канализацию, расположенную по адресу: <адрес>, и принять его в муниципальную собственность.
Представитель истца – старший помощник прокурора Мартыновского района Ростовской области ФИО2 в судебном заседании поддержала исковые требования и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Мартыновского сельского поселения в судебное заседание не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, возражений не имеют.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, а также возражение ответчика, суд приходит к следующему.
В силу п. 3 ч. ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Муниципальной собственностью, согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. Согласно ст. 49 Закона № 131-ФЗ муниципальная собственность составляет экономическую основу местного самоуправления, в связи с чем эффективное управление и распоряжение муниципальным имуществом является приоритетными для муниципальных образовании.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Порядок принятия объекта недвижимого имущества в муниципальную собственность установлен статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ № 931).
На основании п. 3 Приказа № 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, Или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 ГК РФ.
Согласно п. 5 Приказа № 931 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Проверкой установлено, что на территории Мартыновского сельского поселения по адресу: <адрес> имеется объект ливневой канализации. Указанное сооружение собственника не имеет, на учете в качестве бесхозяйного имущества не состоит.
Указанное нарушение создает препятствия для содержания ливневой канализации в соответствии с требованиями законодательства, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, что нарушает права жителей сл. Большая Мартыновка на благоприятные и безопасные условия проживания.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района главе администрации Мартыновского сельского поселения <адрес> внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено, нарушение не устранено.
Таким образом, в силу действующего законодательства в области соблюдения требований законодательства при эксплуатации дождевых (ливневых) канализаций требования прокурора, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая правовое положение участников бюджетного процесса, а также особенности финансирования, суд находит необходимым срок исполнения решения определить – 1 год.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора Мартыновского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать администрацию Мартыновского сельского поселения Мартыновского района Ростовской области (ОГРН №) в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет бесхозное недвижимое имущество – ливневую канализацию, расположенную по адресу: <адрес>, и принять его в муниципальную собственность.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Мартыновский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Галимуллина Н.Ф.
Решение в окончательной форме принято 25.09.2023.