Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1386/2023 ~ М-1137/2023 от 21.07.2023

Дело № 2-1386/2023

УИД №44RS0028-01-2023-001206-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 октября 2023 года                                                                                          г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Костромского района, действующего в интересах Дурандина И.В. к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Костромского района, действующий в интересах Дурандина И.В. обратился в суд с иском к МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области о возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Костромского района по поручению прокуратуры Костромской области и обращению Дурандин И.В. проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения (адрес), согласно постановлению администрации Костромского муниципального района Костромской области от 18.07.2019 г. № 1635 «О присвоении МУП «Коммунсервис» Костромского района статуса гарантирующей организации по водоснабжению на территории Костромского муниципального района Костромской области» является МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области. Решением Костромского районного суда Костромской области от 23.04. 2015 по делу № 2- 460/ 2015 были удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Костромской области к МУП ЖКХ «Караваево» администрации Караваевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (правопреемник - МУП «Коммунсервис», на предприятие возложена обязанность устранить нарушение санитарного законодательства, а именно в срок до 01.09.2015 обеспечить качество холодной воды, поставляемой жителям (адрес), гигиеническим нормативам. Решение суда до настоящего времени не исполнено. В рамках исполнения решения суда в зоне эксплуатационной ответственности МУП «Коммунсервис», точка отбора: (адрес), насосная станция, 21.09.2022 произведено взятие проб холодной воды. Также повторно взяты пробы 26.09.2023. Несмотря на имеющие место факты подачи некачественной питьевой воды, будучи осведомленным о предоставлении услуги ненадлежащего качества, МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области продолжает обеспечивать Дурандина И.В. водой, не отвечающей гигиеническим требованиям к качеству питьевой воды, при этом самоустраняясь от добровольного выполнения своей обязанности по перерасчету за коммунальные услуги. Дурандин И.В. в силу заболевания является инвалидом 2 группы, и отсутствия юридического образования, в связи с чем не может самостоятельно защищать свои права. На основании изложенного, руководствуясь ст.1, ч.3 ст.35 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, прокурор Костромского района в интересах Дурандина И.В. просит возложить на МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области обязанность произвести перерасчет платы истца Дурандина И.В. за услуги холодного водоснабжения за период с 26 сентября 2022 года до устранения недостатков качества питьевой воды.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено АО «ЕИРКЦ».

Истец Дурандин И.В. будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, причины неявки не сообщила.

Помощник прокурора Костромского района Матасова М.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям в нем изложенным. Пояснил, что до настоящего времени услуга по водоснабжению в квартире Дурандина И.В. оказывается некачественно, что подтверждается лабораторными испытаниями проб воды в насосной станции, из которой вода поступает в дом по месту жительства истца.

Представитель ответчика МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области Федоров Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Костромского района в интересах Дурандина И.В. признал частично, сославшись на их добровольное исполнение в связи с обращением в суд. Предприятие в добровольном порядке направило в АО «ЕИРКЦ» письмо об освобождении от оплаты услуги водоснабжения в квартире истца с 26 сентября 2022 по 26 октября 2023 года. Просил рассматривать дело без участия представителя ответчика.

Третье лицо АО «ЕИРКЦ», будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, причины неявки неизвестны. В письме к суду сообщают, что от МУП «Коммунсервис» Костромского района поступили письма о выполнении перерасчета платы за холодное водоснабжение в связи с некачественным предоставлением услуги.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося третьего лица АО «ЕИРКЦ».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон от 30.03.1999 № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числеиндивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ предусмотрено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

В силу статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Согласно частям 1 и 4 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 введены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», которыми утверждены требования к качеству и безопасности воды.

В соответствии с п. 75 СанПиН 2.1.3685-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

В силу требованиям таблиц 3.1, 3.14 к СанПиН 2.1.3685-21 содержание железа в воде питьевой централизованного водоснабжения должно быть не более 0,3 мг/дмЗ, мутность - не более 2,6 ЕМФ.

Исходя из требований п.150 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Установленные законоположения отвечают требованиям норм жилищного законодательства.

Так, на основании п. 9.1., п. 10 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Дурандин И.В. по настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: (адрес)

В данном населенном пункте водоснабжение централизованное по схеме водоснабжения: насосная станция (адрес) осуществляется с водоразборного участка.

В соответствии с Постановлением администрации Костромского муниципального района Костромской области от 18.07.2019 г. № 1635 «О присвоении МУП «Коммунсервис» Костромского района статуса гарантирующей организации по водоснабжению на территории Костромского муниципального района Костромской области» ресурсоснабжающей организацией - гарантирующим поставщиком коммунальных услуг холодного водоснабжения (адрес), является МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области.

Таким образом, в условиях использования централизованной системы холодного водоснабжения на МУП «Коммунсервис» Костромского района вышеприведенными правовыми нормами возложена обязанность по подаче абонентам питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Судом также установлено, что 31 марта 2023 года в связи с предоставлением услуги холодного водоснабжения ненадлежащего качества Дурандин И.В. обратился к Прокурору Костромского района с просьбой о защите её нарушенных прав в судебном порядке о перерасчете платы за водоснабжение по адресу проживания: (адрес). В рамках проведенной проверки Прокуратурой Костромского района факт предоставления некачественной услуги водоснабжения нашел свое подтверждение.

Так, по результатам отбора 26.09.2023 пробы воды в точке забора по адресу: (адрес) котельная, пробы взята в квартире истца и на вводе в дом и квартире истца, и проведенных лабораторных испытаний ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» дано Экспертное заключение № 11046 -К от 26.09.2023 года, согласно которому, вода из крана в ванной не соответствует требованиям санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторы среды обитания» по органолептическому анализу и санитарно-гигиеническим требованиям по бактериологическим исследованиям.

Факт предоставления некачественной услуги по водоснабжению является основанием для перерасчета платы абоненту, однако в добровольном порядке обязательство по перерасчету ответчиком выполнено не было, что послужило основанием для предъявления настоящего иска в суд.

Как пояснил суду в ходе судебного разбирательства представитель ответчика, получив копию искового заявления, МУП «Коммунсервис» Костромского района предприняло меры к добровольному исполнению требований и направило в адрес АО «ЕИРКЦ» письмо о полном снятии платы за услугу ХВС с 26.09.2022 по 26.10.2023 в связи некачественным предоставлением услуги потребителю по адресу проживания истца Дурандина И.В. Из сообщения АО «ЕИРКЦ» следует, что по указанному обращению ответчика был произведен перерасчет платы за услугу ненадлежащего качества в период с 26.09.2022 по 24.102023.

Поскольку дальнейших действий по перерасчету платы ответчиком не производилось, прокуратурой по Костромскому району вновь были инициированы лабораторные испытания.

26 сентября 2023 года осуществлен отбор проб, в результате исследования которых установлен факт несоответствия питьевой воды по бактериологическим исследованиям.

О несоответствии питьевой воды нормативным требованиям ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» дано экспертное заключение.

Как следует из представленных в дело доказательств, ответчик принял во внимание факт некачественного оказания услуги и в добровольном порядке в ходе судебного разбирательства направил в адрес АО «ЕИРКЦ» информацию о полном снятии оплаты за услугу ХВС в квартире истца Дурандина И.В. в период с 26.09.2022 по 24.10.2023.

Данные сведения по запросу суда подтвердило АО «ЕИРКЦ», которое сообщило о перерасчете за некачественно предоставленную услугу в заявленный период.

Таким образом, ответчиком признано несоответствие качества установленным нормативам и требованиям питьевой воды в квартире истца в период с 07 марта 2023 года по настоящее время, в связи с чем в добровольном порядке исполнены требования прокурора о перерасчете платы в период с 26 сентября 2022 по 26 октября 2023 года, то есть по день вынесения решения. В связи с частичным исполнением требований прокурора иск в части обязания ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу в указанный период удовлетворению не подлежит.

Вместе с тем, исковые требования прокурора включают в себя обязательство ответчика не по день принятия судом решения, а до устранения недостатков качества питьевой воды.

При этом, как установлено судом, исполнение части требований прокурора связано с фактом судебного разбирательства по настоящему делу, притом, что иск обоснован наличием угрозы дальнейшего нарушения прав потребителя услуги.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно не только путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, но и путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения в будущем.

Такой же способ защиты жилищных прав предусмотрен пунктом 2 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом предусмотренного ст. 12 ГПК РФ принципа состязательности сторон и положений части 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На день принятия судом решения ответчиком не было представлено доказательств полного освобождения истца от оплаты услуги ненадлежащего качества до устранения недостатков, равно как и не представлено доказательств устранения недостатков качества поставляемой в квартиру Дурандина И.В. питьевой воды на день принятия судом решения. Сам факт оказания некачественной услуги ответчиком признан.

При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком вопрос об освобождении истца от оплаты услуги до устранения недостатков качества не был инициирован, и соответствующего требования в адрес АО «ЕИРКЦ» не направлялось, сохраняется угроза нарушения прав истца неисполнением обязательства о перерасчете платы за некачественную услугу в будущем. Указанное свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в части обязании МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области произвести перерасчет платы за услугу водоснабжение за период с 27 октября 2023 года и до устранения недостатков качества питьевой воды.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Костромского района, действующего в интересах Дурандина И.В. удовлетворить частично.

Обязать МУП «Коммунсервис» Костромского района Костромской области произвести перерасчет платы за услугу холодного водоснабжения по адресу: (адрес) за период с 27 октября 2023 года и до устранения недостатков качества питьевой воды.

Прокурору Костромского муниципального района в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья                                                                                                              Гурьянова О.В.

решение в окончательной форме

изготовлено 27.10.2023

2-1386/2023 ~ М-1137/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Космтромского района
Дурандин Игорь Витальевич
Ответчики
МУП "Коммунсервис" Костромского района Костромской области
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова О. В.
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2023Передача материалов судье
21.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2023Судебное заседание
27.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023Дело оформлено
27.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее