Дело № 2-558/2023
УИД 92RS0004-01-2022-004231-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2023 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
Председательствующего - судьи Макоед Ю.И.,
при секретаре – Шереужевой А.Х.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту капитального строительства <адрес>, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Правительство Севастополя о признании права на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту капитального строительства <адрес> о признании права на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации.
Исковые требования мотивированы тем, ФИО2 обратился в МФЦ с вопросом о предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилыхпомещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)» по адресу <адрес>, которую он получил в 1998 году от Министерства обороны Украины, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № серия 5 и справки жилищной группы 9 ОМИС за № го ДД.ММ.ГГГГ.
Право истица подтверждается: Договором социального найма; Фактом, регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по воинской части А-Е235 (г. Севастополь, <адрес>ёва, <адрес>).
В судебном заседании истец требования иска поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента капитального строительства г.Севастополя в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третьи лица, незаявляющие самостоятельные требования, Департамент по имущественным и земельным отношениям <адрес>, Правительство Севастополя в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседмния.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц извещенных надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы гражданского дела оценив доказательства, приходит к следующему.
В силу пункта 4 статьи 3 ЖК РФ, никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Соответственно, жилые помещения, указанные в названной статье, после передачи их в муниципальную собственность приобретают правовой режим жилья, используемого на условиях социального найма, и подлежат приватизации на общих основаниях.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с этим требованием.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Исходя из указанных положений право на бесплатное приобретение в собственность занимаемого жилья, предполагает создание гражданам равных правовых условий, реализации данного права. Устанавливая в законодательном порядке право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Как установлено в судебном заседании, спорным жилым помещением является квартира по адресу: г. Севастополь, пр. победы, 19, <адрес>, которая включена в Реестр собственности <адрес>.
ФИО2 обратился в МФЦ с вопросом о предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)» по адресу <адрес>, которую он получил в 1998 году от Министерства обороны Украины, на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № серия 5 и справки жилищной группы 9 ОМИС за № го ДД.ММ.ГГГГ.
Департаментом капитального строительства <адрес> ФИО2 было отказано в предоставлении услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)» в виду отсутствия: - справки о регистрации по месту жительства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; - справки (документы), подтверждающие, что ранее право на приватизацию жилья мною не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым истец проживал за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорная квартира, относится к кругу объектов, которые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат приватизации, ответчиками суду не представлено.
Согласно распоряжению Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от 27.08.2019г №-РДИ квартира, расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>, включена в реестр собственности г. Севастополя.
Согласно сообщению Департамента капитального строительства <адрес> Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № О1ТР/20-121 ФИО2 отказано в предоставлении государственной услуги «Заключение договоров о передаче в собственность граждан жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> (приватизация)» на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, по причине того, что заявителем не представлены документы, необходимые для оказания государственной услуги, указанные в пункте 16 Административного регламента, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, а именно:
документы, подтверждающие регистрацию ФИО2 по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в случае, если Заявитель ранее был гражданином иного государства, за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с непредставлением сведений заявителем и отсутствием указанных сведений в Государственном унитарном предприятии Севастополя «Единый информационно- расчетный центр», базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
справка (документ), подтверждающая, что ранее право на приватизацию жилья ФИО2, не было использовано, из всех мест проживания на территории Российской Федерации, по которым он проживал за период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (документ (сведения), подтверждающий факт неиспользования права приватизации жилых помещений на территории <адрес>, не требуется).
Согласно имеющимся в Департаменте сведениям ФИО2 не принимал участия в приватизации следующих жилых помещений:
г. Севастополь, <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
г. Севастополь, <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
В Судебном заседании были допрошены свидетели ФИО5, ФИО6, ФИО7 которые подтвердили, что ФИО2 служил с ними в воинской части и постоянно проживал в квартире по адресу: г.Севастополь, <адрес> 1999 года с момента получения, не выезжал из нее, другого жилья не имеет.
Оценив показания свидетелей, суд принимает их во внимание, поскольку свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, не заинтересованы в исходе дела.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования урегулирован Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Согласно статье 2 указанного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам статьей 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.
Таким образом, согласно действующему законодательству одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма и наличие согласия иных проживающих лиц.
В соответствии со статьей 6 данного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которым передан жилищный фонд.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом достоверно установлено, что истец проживает в спорном жилом помещении на условиях договора социального найма, ранее участия в приватизации не принимал. Доказательств, подтверждающих наличие препятствий для приватизации истцом спорной жилого помещения в материалах дела не имеется.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что истец вселен в спорное жилое помещение в установленном законом порядке на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, с указанного времени проживает в квартире, несет расходы как наниматель, с ФИО2 заключен договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время право истца на жилье не оспаривается, ранее истцом не использовалось право на приватизацию жилого помещения, приходит к выводу об удовлетворении требования истца о признании права на приобретение в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, Победы, 19, <адрес>, в порядке приватизации.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд -
решил:
Исковые требования ФИО2 к Департаменту капитального строительства <адрес> удовлетворить.
Признать за ФИО2 право на приобретение в собственность в порядке приватизации – на жилое помещение – квартиру по адресу: г.Севастополь, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья <адрес>
суда г. Севастополя Ю.И. Макоед