Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-100/2023 от 06.03.2023

УИД 31MS0040-01-2022-002525-81 Дело № 2-2109/2022/6

11-100/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 апреля 2023 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Мальцевой Е.Н.,

при секретаре Хомяковой Л.Б.,

в отсутствие: представителя истца и ответчика Степанова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области к Степанову Юрию Александровичу о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт и судебных расходов, с апелляционной жалобой Степанова Ю.А. на решение мирового судьи судебного участка № 6 Западного округа г. Белгорода от 18.11.2022,

У С Т А Н О В И Л:

Степанов Ю.А. является собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу:<адрес>. Согласностатьям 153-155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), ответчик обязан своевременно и в полном объеме вносить оплату за жилье и коммунальные услуги, к которым относится и взнос на капитальный ремонт.

ПостановлениемПравительства Белгородской области от 19.08.2013 № 345-пп «Об утверждении адресной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы» многоквартирный дом <адрес> включен в программу проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

24.12.2021 мировым судьей судебного участка № 6 Западного округа г. Белгорода вынесен судебный приказ о взыскании с Степанова Ю.А. в пользу Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 01.02.2014 по 31.05.2021 в размере 42160,62 руб., 6200,11 руб. - пени в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, а также государственной пошлины в бюджет городского округа «город Белгород» в размере 825,41 руб.

На основании определения мирового судьи судебного участка № 11 Западного округа г. Белгорода, привеченного к осуществлению правосудия на судебном участке №6 Западного округа г. Белгорода от 24.01.2022 вышеуказанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от Степанова заявления с возражениями относительно исполнения судебного приказа.

Дело инициировано иском Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области, в котором просит взыскать с ответчика задолженность по оплате взноса на капитальный ремонт за период с 01.02.2014 по 31.05.2021 в размере 42160,62 руб., пени в связи с ненадлежащим исполнением собственником обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 11.04.2014 по 03.04.2020 в размере 4920,33 руб., с 11.01.2021 по 31.05.2022 в размере 1279,78 руб., расходы по оплате услуг представителя - 1500 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1650,82 руб.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что Степанов Ю.А., являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, в указанный период не уплачивал взносы на капитальный ремонт.

В судебное заседание представитель истца не явился, уведомлен надлежащим образом о дате судебного заседания, направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают, просят решение мирового судьи оставить без изменения, а жалобу ответчика без удовлетворения.

Ответчик Степанов А.Ю. в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором имеет статус «вручено адресату», о причинах неявки не сообщал.

Решением мирового судьи судебного участка № 6 Западного округа г. Белгорода от 18.11.2022 исковые требования Фонда содействия реформированиюЖКХ Белгородской области удовлетворены частично. Со Степанова Ю.А. в их пользу взыскана задолженность по оплате взносов накапитальный ремонт за период с 20.08.2019 по 31.05.2021 в размере 11972,20 руб., пени в связи с ненадлежащим исполнением собственником обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 11.10.2019 по 03.04.2020, с 11.01.2021 по 31.05.2021 с применением ст. 333 ГК РФ в размере 500 руб., расходы по оплате услуг представителя - 1000 руб. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 498,88 руб. В удовлетворении остальной части требований Фонду содействия реформированиюЖКХ Белгородской области отказано.

В апелляционной жалобе Степанов фактически ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, в связи, с чем просит его отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Указывает. Что согласно ст. 7 ФЗ от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фондом признается не имеющая членства коммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд не находит основания к отмене или изменению обжалуемого судебного решения.

В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно пунктам 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу решение суда отвечает приведенным требованиям статьи 195 ГПК РФ.

Принадлежность Степанову Ю.А. на праве собственности <адрес> подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09.06.2021. (л.д. 10). Право собственности зарегистрировано за ответчиком 25.05.2021.

Многоквартирные дома, в которых расположена значительная часть составляющих жилищный фонд жилых помещений, подвержены естественному износу, а потому надлежащее содержание таких домов предполагает в числе прочего непрерывный мониторинг их технического состояния, а также своевременное проведение необходимых работ по устранению неисправностей их конструктивных элементов. В связи с этим Жилищный кодекс Российской Федерации в порядке конкретизации статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанности по обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, по организации своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования, а также по осуществлению государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (пункты 6, 6.1 и 8 статьи 2).

Исполнение названных обязанностей предполагает, в частности, правовое регулирование порядка организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которое - исходя из того что Конституция Российской Федерации относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт «к» части 1), а также учитывая принцип самостоятельности бюджетов - осуществляется как на федеральном уровне - Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, так и на региональном уровне - законами субъектов Российской Федерации. В силу статей 12 и 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации соответствующие нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению органов местного самоуправления в данной сфере, могут приниматься и на муниципальном уровне.

Жилищный кодекс Российской Федерации в первоначальной редакции предусматривал участие собственников помещений в многоквартирных домах в расходах на содержание общего имущества в таких домах путем внесения платы за содержание и ремонт жилых помещений, которая включала в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, а также по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 и часть 1 статьи 158).

До вступления в силу Федерального закона от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» капитальный ремонт многоквартирных домов проводился, главным образом, на условиях долевого финансирования за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых в качестве финансовой поддержки на безвозвратной и безвозмездной основе субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования и средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах.

Внося Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 271-ФЗ изменения в правовое регулирование отношений, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, федеральный законодатель, как следует из пояснительной записки к соответствующему законопроекту, преследовал цель сформировать необходимые правовые основы для создания в субъектах Российской Федерации эффективных и устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта за счет организационного обеспечения процесса его планирования и проведения, а также вовлечения в его финансирование собственников помещений в многоквартирных домах.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Белгородской области, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом Белгородской области, предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, внедрения ресурсосберегающих технологий, установления правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Белгородской области на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» распоряжением Правительства Белгородской области от 25 июня 2012 г. № 336-рп создана некоммерческая организация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области (далее - Фонд).

Распоряжением Правительства Белгородской области от 18 марта 2013 г. № 108-рп Фонд наделен функциями регионального оператора, осуществляющего деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

В соответствии со статьей 178 ЖК РФ региональный оператор (по делу им является Фонд ЖКХ Белгородской области) создается субъектом Российской Федерации и его деятельность осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ЖК РФ, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Перечень сведений, входящих в систему учета фондов капитального ремонта приведен в части 2 статьи 183 ЖК РФ. Указанные сведения, а также информацию о сумме зачисленных на счет платежей собственников всех помещений в многоквартирном доме, об остатке средств на специальном счете, о всех операциях по данному специальному счету (часть 7 статьи 177 ЖК РФ) региональный оператор (владелец специального счета) по запросу предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме, другим, указанным в законе лицам.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта, предусмотренных частью 3 статьи 170 ЖК РФ. Частью 7 статьи 170 ЖК РФ установлено, что в случае, если собственники помещений не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный срок, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.

Доказательств принятия собственниками многоквартирного <адрес> решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализации ими выбранного способа формирования фонда капитального ремонта ответчиком не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.

Возможность регионального оператора взимать взносы на капитальный ремонт при участии платежных агентов предусмотрена частью 15 статьи 155 ЖК РФ.

Согласно статьям 153 и 154 ЖК РФ, взнос на капитальный ремонт многоквартирного дома входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с положениями части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся (часть 2 статьи 169 ЖК РФ).

Частью 8 статьи 170 ЖК РФ установлено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.

Постановлением администрации г. Белгорода от 30 сентября 2013 г. № 210 «О способе формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов» в целях финансового и организационного обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории городского округа «Город Белгород» сформирован фонд капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов на счете регионального оператора.

Постановлением Правительства Белгородской области от 19 августа 2013 г. № 345-пп «Об утверждении долгосрочной адресной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Белгородской области на 2014-2043 годы» многоквартирный дом по адресу: <адрес>-Б включен в программу проведения капитального ремонта общего имущества дома.

Постановлениями Правительства Белгородской области от 19 ноября 2018 г. № 437-пп, от 18 ноября 2019 г. № 494-пп, от 07 сентября 2020 г. № 418-пп установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на 2019, 2020, 2021 гг., соответственно.

Действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение причинения вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, так и жизни, здоровью и имуществу иных лиц (вследствие возможного разрушения или повреждения многоквартирных домов, их отдельных конструктивных элементов либо наступления иных обстоятельств, препятствующих их безопасной эксплуатации), т.е. направлено на защиту конституционно значимых ценностей.

Вводя для собственников помещений в многоквартирном доме обязательный взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в качестве отдельной составляющей платы за помещение и коммунальные услуги, федеральный законодатель исходил из того, что сам по себе такого рода взнос не может быть признан налогом или сбором, поскольку не обладает всеми характерными для данных видов платежей признаками.

Согласно расчету истца, за период с 20.08.2019 по 31.05.2021 от ответчика на капитальный ремонт взносы не поступали. Доказательств внесения взносов за указанный период ответчиком судебным инстанциям не представлено.

Расчет долга, представленный истцом, Степановым Ю.А. не оспорен. Доказательства в подтверждение отсутствия долга, в том числе, единые платежные документы с отсутствием графы - долг по взносам на капитальный ремонт, ответчиком не представлены судебным инстанциям. Контррасчета не предоставлено со стороны ответчика.

Предыдущая редакция части 1 статьи 181 ЖК РФ предусматривала, что собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решение о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, обязаны заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом уплата собственником помещения в многоквартирном доме взноса на капитальный ремонт на счет регионального оператора после получения им проекта такого договора считается его заключением. При этом собственники помещений в этом многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в этом многоквартирном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Однако на основании Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 статьи 181 ЖК РФ изложена в следующей редакции: «Собственники помещений в многоквартирном доме, принявшие решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, а также собственники помещений в многоквартирном доме, не принявшие решения о способе формирования фонда капитального ремонта, в случае, предусмотренном частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, имеют права и исполняют обязанности, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, начиная с даты, определяемой в соответствии с частью 3 статьи 169 и частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса, а региональный оператор должен исполнять обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренные статьей 182 настоящего Кодекса, перечислить в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, денежные средства в размере фонда капитального ремонта на специальный счет или выплатить собственникам помещений в многоквартирном доме денежные средства, соответствующие долям указанных собственников в фонде капитального ремонта, исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом».

Таким образом, в настоящее время обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт прямо предусмотрена нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом не требуется заключение отдельного договора с Фондом ЖКХ Белгородской области.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы» взносы на капитальный ремонт, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации, признаны законными, соответствующими Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового суда об удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, пени и расходов по оплате государственной пошлины.

Доводы апелляционной жалобы об обратном выводов мирового суда не опровергают, поскольку по существу сводятся к неправильному толкованию норм материального права и неправильной оценке обстоятельств дела ответчиком, в связи с чем не могут являться основанием для отмены или изменения судебного решения.

При этом иное толкование ответчиком норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции и не опровергают их.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Других правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Обстоятельства, влекущие в соответствии с частью 4 статьи 330 ГПК РФ отмену решения суда, не установлены.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела по существу правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 335.1 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л:

решение мирового судьи судебного участка № 6 Западного округа г. Белгорода от 18 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску Фонда содействия реформированию ЖКХ Белгородской области к Степановой Юрию Александровичу о взыскании задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт, пени и судебных расходов - оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанова Ю.А. - без удовлетворения.

Апелляционное определение Октябрьского районного суда г. Белгорода может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированный текст апелляционного определения составлен 07.04.2023.

Судья

11-100/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Фонд содействия реформированию ЖКХ Белгородской области
Ответчики
Степанов Юрий Александрович
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгорода
Судья
Мальцева Екатерина Николаевна
Дело на странице суда
oktiabrsky--blg.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
07.03.2023Передача материалов дела судье
09.03.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
05.04.2023Судебное заседание
07.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2023Дело оформлено
12.04.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее