Дело №2-773/2020г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Карабудахкент 25 сентября 2020 года
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдуллаева А.М., при секретаре Атаевой Г.М., с участием ст. пом. прокурора <адрес> РД Гаджиева М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД Рашидханова Р.К., в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>» о понуждении организовать зону санитарной охраны источника питьевого водоснабжения,-
УСТАНОВИЛ:
<адрес> РД Рашидханов Р.К. в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МР «<адрес>» о понуждении организовать зону санитарной охраны источника питьевого водоснабжения.
Из иска следует, что <адрес> проведена проверка соблюдения на территории МР «<адрес>» требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что на территории МО «<адрес>» водоснабжения осуществляется подземными водами источника «Бекенез-булак». Общий дебет родникового стока - 410,95 л/с.
Данный источник является основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в МО «<адрес>». Водоснабжение селения Карабудахкент осуществляется из разводящей сети длиной 63,3 км, имеются 2 резервуара, 40 шт. водоразборных колонок и 3 гидранта. Микрорайоны «Таха-баш», «Сахарный завод», «Скачки» обеспечиваются питьевой водой из напорных трубопроводов, подающаяся насосами.
Система водоснабжения организована в упрощенной форме, т.е. без обустройства ЗСО, благоустройства площадок, где располагаются объекты системы водоснабжения, насосное оборудование, резервуары чистой воды, накопители. На территории муниципального образования «<адрес>» находится 4 резервуара, эксплуатационные запасы которых ориентировочно составляют 450мЗ. Над источником «Бекенез-булак» построено в 1938 году арочное ж/б перекрытие с водораспределительными шлюзами внутри. Помещения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, требуют проведение капитального ремонта внутри.
В существующей системе водоснабжения отсутствует система очистки воды на всем протяжении комплекса (от источника до ввода к абоненту).
Источник «Бекенез» обеспечен зонами санитарной охраны первого пояса, размеры которых не всегда соответствуют требуемым (30 метров). Зоны
санитарной охраны первого пояса благоустроены и озеленены. Проекты зон санитарной охраны второго и третьего пояса в настоящее время отсутствуют.
Согласно проводимого в 2020 г. социально-гигиенического мониторинга в селении Карабудахкент отобрано 7 проб на санитарно-химические показатели, из них несоответствующих -7 (жесткость), оно составляет 100%, что не соответствует требованиям Сан ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Питьевая вода.
Вышеуказанная информация подтверждена актом санитарно- гигиенического обследования фФБУЗ «ЦТ и Э» в РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1 статьи 43 Водного кодекса РФ).
Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях
допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. <адрес>ов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов постановлением Главного государственного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02» (далее -СанПиН).
Указанные СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Пунктом 1.4 СанПиН определено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Пунктом 1.13 СанПиН установлено, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Однако, в отношении подземных источников для воды, используемых администрацией МО «<адрес>» для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в нарушение действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, установленные санитарные зоны не соответствуют требованиям законодательства.
При этом администрацией МР «<адрес>» не исполняются обязанности по разработке проектов зон санитарной охраны подземных источников для воды, используемой для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, получению санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии указанных проектов санитарным правилам.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических лиц оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Данное исковое заявление предъявляется прокурором в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, в том числе жителей МО «<адрес>», поскольку выявленные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки, а также заболевания населения.
Просит суд:
- Обязать администрацию МР «<адрес>» Республики Дагестан в течении 1 года с момента вступления в законную силу решения суда разработать проекты зон санитарной охраны в отношении подземных источников, находящихся на территории МО «<адрес>».
- Получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> положительные санитарно-эпидемиологическое заключения на данные проекты.
В судебном заседании истец подтвердил заявленные требования и просит удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МР «<адрес>» в суд не явился несмотря на своевременное извещение о дате и времени рассмотрения дела.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявивщейся стороны.
Суд, исследовав материалы дела, приходит следующему.
В силу статьи 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7.1 Водного кодекса РФ водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно материалам дела прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории МР «<адрес>».
Проверкой проведенной по поручению прокуратуры ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в <адрес> (акт санитарно - гигиенического обследования ФБУЗ «ЦГ и Э» в РД от ДД.ММ.ГГГГ с выездом на место установлено, что на территории МО «<адрес>» водоснабжения осуществляется подземными водами источника «Бекенез-булак».
Данный источник является основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения в МО «<адрес>». Водоснабжение селения Карабудахкент осуществляется из разводящей сети длиной 63,3 км.
Система водоснабжения организована без обустройства ЗСО, благоустройства площадок, где располагаются объекты системы водоснабжения, насосное оборудование, резервуары чистой воды, накопители. На территории муниципального образования «<адрес>» находится 4 резервуара, эксплуатационные запасы которых ориентировочно составляют 450мЗ. Над источником «Бекенез-булак» построено в 1938 году арочное ж/б перекрытие с водораспределительными шлюзами внутри. Помещения находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, требуют проведение капитального ремонта внутри.
В существующей системе водоснабжения отсутствует система очистки воды на всем протяжении комплекса (от источника до ввода к абоненту).
Источник «Бекенез» обеспечен зонами санитарной охраны первого пояса, размеры которых не всегда соответствуют требуемым (30 метров). Зоны санитарной охраны первого пояса благоустроены и озеленены. Проекты зон санитарной охраны второго и третьего пояса в настоящее время отсутствуют.
Статьей 45 ГПК РФ установлено полномочие прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.
В связи с указанным, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик не представил доказательств, опровергающих доводы истца.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания и признаются судом достоверными, поскольку они ничем не опровергаются.
В связи с указанным, заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Стороны освобождены от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,-
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> РД Рашидханова Р.К., в интересах МО «<адрес>» и неопределенного круга лиц к администрации МР «<адрес>» о понуждении организовать зону санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, удовлетворить.
- Обязать администрацию МР «<адрес>» Республики Дагестан в течении 1 года с момента вступления в законную силу решения суда разработать проекты зон санитарной охраны в отношении подземных источников, находящихся на территории МО «<адрес>».
- Получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> положительные санитарно-эпидемиологическое заключения на данные проекты.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД через Карабудахкентский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Абдуллаев