Дело № 2-531/2024
(УИД 22RS0009-01-2024-000323-74)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2024 года г. Змеиногорск
Змеиногорский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Сафронова А.Ю.,
при секретаре Косинич Т.Ю.,
с участием: представителя процессуального истца – ст. помощника прокурора Алтайского края Нефедкиной Е.П.,
представителя ответчика Барулько Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Змеиногорский межрайонный прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанностей, указывая, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности администрации г. Змеиногорска. В нарушение положений Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5.3 раздела 5 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длинной 82 см., шириной 170 см., глубина более 5 см., в районе <адрес> этой же улицы, в нарушение п. 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 на проезжей части имеется предмет, не относящийся к элементам обустройства (фундамент канализационного колодца), в районе дома <адрес> имеется выбоина, длинной 80 см., шириной 120 см., глубиной более 5 см., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длиной более 500 см., шириной 90 см., глубиной более 5 см., в районе дома 1 этого же переулка имеется выбоина длинной 92 см., шириной 130 см., глубиной 5 см., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длинной 72 см., шириной 102 см., глубиной более 5 см., в районе дома № 31 этой же улицы имеется выбоина длиной 87 см., шириной 181 см., глубиной более 5 см., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длиной 67 см., шириной 100 см., глубиной более 5 см.; на поверхности проезжей части <адрес> имеются выбоины длинной 90 см., шириной 80 см., глубиной более 5 см., другая длинной 108 см., шириной 70 см., глубиной более 9 см. В нарушение п. 6.2.1 ГОСТа Р 50597-2017 в районе дома № 45 у автобусного павильона отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», кроме того автобусная остановка не соответствует требованиям ОСТа 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 25.05.2003 № ИС-460-р), а именно нет заездного кармана, посадочной площадки и других требований, указанных в п. 3.1.1 ОСТа 218.1.002-2003, в районе дома № 10 этой же улицы имеется выбоина длиной 110 см., шириной 130 см., глубиной 11 см. С целью устранения выявленных нарушений 25.04.2024 в адрес главы администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края внесено представление, которое рассмотрено 15.05.2024, нарушения не устранены. Неисполнение ответчиком обязанностей по содержанию дорог и обеспечению безопасности на дорогах, путем не приведения дорожного покрытия в соответствующее нормам состояние, нарушает права неопределенного круга лиц, как проживающих на территории муниципального образования, так и прибывающих, а также несовершеннолетних, так как на территории города расположены образовательные учреждения, куда осуществляется подвоз детей, что создает угрозу их жизни и здоровья, не обеспечивается безопасность движения школьных автобусов. Неудовлетворительное состояние дорог на улицах <адрес> отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровья граждан, а также повреждения их имущества.
Ссылаясь на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», просит возложить обязанность на администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края привести покрытие проезжей части <адрес> в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, а именно: ликвидировать дефекты и выбоины, иные разрушения дорожного полотна, путем проведения ремонтных работ по <адрес>, в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 ликвидировать предмет, не относящийся к элементам обустройства (фундамент канализационного колодца), <адрес>, в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТа Р 50597-2017 у автобусного павильона установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», автобусную остановку привести в соответствие требованиям ГОСТА 218.1.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р), путем оборудования заездного кармана, посадочной площадки в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ст. помощник Змеиногорского межрайонного прокурора заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края – Барулько Т.В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объёме, представив соответствующее признание.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его
права и свободы являются высшей ценностью.
Под дорожной деятельностью в силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) принимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 10 ст. 3 указанного Федерального закона, капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и
(или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги,
дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется
в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик
класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых
затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и
безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода
автомобильной дороги.
Согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно- транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 3 Федерального закона № 196-ФЗ закреплены основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, а именно: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 196-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 Закона Алтайского края от 03.12.2008 № 123-3C «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Алтайском крае» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 196-ФЗ, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов объектов Российской Федерации, к данным правоотношениям также применяются положения ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденному Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017, проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
Согласно п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Из материалов дела следует, что Змеиногорской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в деятельности администрации г. Змеиногорска.
В нарушение положений Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 5.3 раздела 5 ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длинной 82 см., шириной 170 см., глубина более 5 см., в районе <адрес> этой же улицы, в нарушение п. 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 на проезжей части имеется предмет, не относящийся к элементам обустройства (фундамент канализационного колодца), в районе дома <адрес> имеется выбоина, длинной 80 см., шириной 120 см., глубиной более 5 см., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длиной более 500 см., шириной 90 см., глубиной более 5 см., в районе дома 1 этого же переулка имеется выбоина длинной 92 см., шириной 130 см., глубиной 5 см., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длинной 72 см., шириной 102 см., глубиной более 5 см., в районе дома <адрес> этой же улицы имеется выбоина длиной 87 см., шириной 181 см., глубиной более 5 см., на поверхности проезжей части <адрес> имеется выбоина длиной 67 см., шириной 100 см., глубиной более 5 см.; на поверхности проезжей части <адрес> имеются выбоины длинной 90 см., шириной 80 см., глубиной более 5 см., другая длинной 108 см., шириной 70 см., глубиной более 9 см. В нарушение п. 6.2.1 ГОСТа Р 50597-2017 в районе дома № 45 у автобусного павильона отсутствует дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», кроме того автобусная остановка не соответствует требованиям ОСТа 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 25.05.2003 № ИС-460-р), а именно нет заездного кармана, посадочной площадки и других требований, указанных в п. 3.1.1 ОСТа 218.1.002-2003, в районе дома № 10 этой же улицы имеется выбоина длиной 110 см., шириной 130 см., глубиной 11 см.
25.04.2024 в адрес главы администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края внесено представление, которое рассмотрено.
Согласно ответу на представление администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края № 475 от 15.05.2024, представление признано законным и обоснованным. В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, администрацией г. Змеиногорска после зимнего периода не проведены работы по ремонту дорожного покрытия на территории города Змеиногорска. В целях устранения указанных нарушений, Администрацией г. Змеиногорска проводятся следующие работы: Администрацией Змеиногорского района выделены денежные средства на содержание, ремонт автомобильных дорог на территории города Змеиногорска, в сумме 1388,1 тыс. руб. Специалистами Администрации города Змеиногорска проведен осмотр дорожного покрытия на улицах, указанных в представлении. В настоящее время ведутся работы по подготовке сметной документации для определения объема и стоимости ремонтных работ. После утверждения сметы и заключения муниципального контракта, в ближайшее время на территории города Змеиногорска, начнутся работы по ремонту дорожного покрытия.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Устава муниципального образования город Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края, утвержденного решением Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края от 20.06.2023 № 25, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Неисполнение ответчиком обязанностей по содержанию дорог и обеспечению безопасности на дорогах, путем не приведения дорожного покрытия в соответствующее нормам состояние, нарушает права неопределенного круга лиц, как проживающих на территории муниципального образования, так и прибывающих, а также несовершеннолетних, так как на территории города расположены образовательные учреждения, куда осуществляется подвоз детей, что создает угрозу их жизни и здоровья, не обеспечивается безопасность движения школьных автобусов. Неудовлетворительное состояние дорог на улицах г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровья граждан, а также повреждения их имущества.
Ответчиком выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, доказательств обратного в материалах дела не содержится и суду не представлено.
В связи с чем, исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края о возложении обязанностей суд находит обоснованными.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что прокуратура Российской Федерации – единая федеральная и централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории РФ. Законодателем на прокурора возложена обязанность от имени Российской Федерации требовать исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, установленных ими гражданских прав всеми организациями, предприятиями, гражданами, применяя весь комплекс способов защиты этих прав.
В связи с вышеизложенным, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, ответчик признал исковые требования в полном объёме, что является самостоятельным основанием для их удовлетворения.
Следует возложить обязанность на администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края привести покрытие проезжей части <адрес> в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, а именно: ликвидировать дефекты и выбоины, иные разрушения дорожного полотна, путем проведения ремонтных работ <адрес> в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 ликвидировать предмет, не относящийся к элементам обустройства (фундамент канализационного колодца), по <адрес>, в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТа Р 50597-2017 у автобусного павильона установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», автобусную остановку привести в соответствие требованиям ОСТА 218.1.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р), путем оборудования заездного кармана, посадочной площадки в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Змеиногорский межрайонный прокурор просил установить ответчику срок для совершения действий в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Суд полагает, что указанный срок в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения по делу, является разумным и достаточным сроком для устранения нарушений.
Руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края, ОГРН 1022200729210, ИНН 2200729210, о возложении обязанностей, удовлетворить в полоном объёме.
Возложить обязанность на администрацию г. Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края привести покрытие проезжей части <адрес> в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, а именно: ликвидировать дефекты и выбоины, иные разрушения дорожного полотна, путем проведения ремонтных работ по <адрес>, в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТа Р 50597-2017 ликвидировать предмет, не относящийся к элементам обустройства (фундамент канализационного колодца), <адрес>, в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТа Р 50597-2017 у автобусного павильона установить дорожный знак 5.16 «Место остановки автобуса», автобусную остановку привести в соответствие требованиям ОСТА 218.1.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах», утвержденного распоряжением Минтранса РФ от 23.05.2003 № ИС-460-р), путем оборудования заездного кармана, посадочной площадки в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Змеиногорский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Сафронов
Мотивированное решение изготовлено 14.06.2024.