Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 года р.п. Тальменка Тальменского района
Тальменский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Гомер О.А.,
при секретаре Берстеневой В.В.,
с участием:
представителя процессуального истца Сахновой О.В.,
представителя ответчика Краморовой Г.И.,
третьего лица Петренко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тальменского района в интересах Клейменова Василия Степановича к КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в Тальменский районный суд с иском в интересах Клейменова В.С., в котором, с учетом дополненных уточненных требований, просил взыскать с КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» в счет возмещения материального ущерба 1941 руб. и компенсации морального вреда 150000 руб.. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение норм Конституции РФ, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденой постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506, Клейменова В.С., имеющий инвалидность, не был обеспечен тест-полосками к глюкометру, иголками к шприц-ручкам в полном объеме, что нарушило его личные неимущественные права (право на здоровье). Клейменову В.С. приходилось неоднократно приобретать указанные медицинские изделия за свой счет: 53 руб. 30 коп. (Иглы BD Micro-Fine Plus д/инсулин 0,30*8мм – 5 шт., чек от ДД.ММ.ГГГГ), 213 руб. (Иглы BD Micro-Fine Plus д/инсулин 0,30*8мм – 20 шт., чек от ДД.ММ.ГГГГ), 53 руб. 20 коп. (Иглы BD Micro-Fine Plus д/инсулин 0,30*8мм – 5 шт., чек от ДД.ММ.ГГГГ), 312 руб. (Тест-полоски Сателли, чек от ДД.ММ.ГГГГ), 650 руб. (Тест-полоски Сателли, чек от ДД.ММ.ГГГГ), 380 руб. (Тест-полоски Сателли, чек от ДД.ММ.ГГГГ), 280 руб. (Иглы BD Micro-Fine Plus – 5 шт., чек от ДД.ММ.ГГГГ). Указанным Клейменову В.С. причинен моральный вред, выразившийся в физических и нравственных страданиях: постоянных волнениях, переживаниях, повышении давления и болях в сердце, который истцом оценен в размере 150000 руб..
В судебном заседании представитель прокуратуры Тальменского района помощник прокурора Сахнова О.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Истец Клейменов В.С. в судебное заседание не явился, не возражал против рассмотрения дела в его отсутствие, в ходе производства по делу поддержал исковые требования прокурора, наставил на их удовлетворении в полном объеме, дополнительно указав, что по назначению врача должен мерить уровень сахара не менее 4 раз в сутки и ставить инсулин 5 раз в день. Уколы ставит шприц-ручкой, иглами 5 мм или 8 мм. Рецепты на иглы ему никогда не выдавали, после обращения в прокуратуру, раз за три годы было выдано 10 игл, в остальных случая приобретал за собственные средства, потому что без иглы ставить укол шприц-ручкой невозможно. По рекомендации врачей замерять уровень сахара в крове ему необходимо 4 раза в день, на месяц нужно 120 штук, поэтому выданных по рецепту врача было недостаточно, постоянно докупал за собственные средства. Заявленный к взысканию размер компенсации моральный вред в сумме 150000 руб. определил из того, что в течение трех лет врач, больница ему не предоставляли иглы и тест-полоски, убеждая, что не положено, он нервничал, нес материальные затраты на их приобретение, пока не попал осенью 2018 года в краевую больницу, где другие пациенты ему разъяснили, что имеет право на данные меры социальной поддержки. По поводу повышение давления, болей в сердце, в связи с переживаниями о необеспечении тест-полосками и инъекционными иглами, за медицинской помощью не обращался, лечился самостоятельно. Раньше у него также было повышенное давление, страдает мерцательной аритмией, стенокардией и был инфаркт, состоит на учете у кардиолога, хирурга, эндокринолога по нескольким заболеваниям (л.д. 70-75).
Представитель ответчика КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница», действующая на основании доверенности Краморова Г.И., в судебном заседании в удовлетворении иска просила отказать, в представленных в суд письменных возражениях указала, что Клейменов В.С. относится к категории граждан, лекарственное обеспечение которых является расходным обязательством бюджета Российской Федерации. Федеральным законом «О государственной социальной помощи», полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством РФ, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц. Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществляется Минздравом Алтайского края, исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки. Поставки лекарственных препаратов в аптечные организации в 2019-2020 годах осуществлялись в соответствии с заявками отдела Минздрава Алтайского края в пределах выделенных объемов финансирования и количества препаратов, закупленных по государственным контрактам. При составлении и подачи заявки в Минздрав Алтайского края не допустимо превышение выделенной денежной суммы на учреждение. На 2019 год рекомендуемая сумма 7691764 руб. 32 коп.. Согласно поручения Минздрава Алтайского края № 446-ЛОФД от 17.08.2018 лимит медицинской организации рассчитан на все лекарственные препараты, включая дорогостоящие препараты, инсулины и медицинские изделия. На основании поручения Минздрава Алтайского края № 555-ЛОФД от 98.2019 дано указание, заявки сформировать на 2020 год в пределах выделенных средств. В первую очередь при формировании заявки отдается предпочтение жизненно важным препаратам, в том числе инсулины, гипотензивные препараты. Тест-полоски для глюкометров и иглы для шприцов ручек не относятся к ЖВЛП, поэтому заказываются исходя из предоставленных Минздравом средств федерального бюджета. Так, в 2019 году тест-полосок для глюкометра «Сатэллит экспресс», которым пользуется Клейменов В.С., заявлено 600 упаковок на 150 пациентов, в среднем 4 упаковки на одного пациента в 2019 году, а заявителем получено, как указано выше 6 упаковок. При каждом обращении к врачам специалистам, Клейменову В.С. назначены требующие лекарственные препараты, которые были в дальнейшем получены в аптеке. Не обращение за медицинской помощью и не обращение за назначением лекарственных препаратов пациентом, не может считаться действием (бездействием) медицинских работников посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага. Под такими благами законодатель подразумевает жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, а также личную и семейную тайны. Приобретение лекарственных препаратов за свои средства не явились причиной возникновения у него заболевания или ухудшения здоровья. При обращении к врачу кардиологу и врачу ВОП жалоб на ухудшение состояния не было. С учетом вышеизложенного, все льготные бесплатные рецепты, выданные при обращении ГБУЗ «Тальменская ЦРБ», предъявленные Клейменовым В.С. в период с 2019 года по январь 2020 года, а также февраль 2020 года в аптеке были обслужены, рецепты не были аннулированы, права на получение лекарственных препаратов не нарушены. Одним из условий для бесплатного обеспечения истца лекарственными препаратами является рецепт врача. На этапе амбулаторного лечения препараты, указанные в заявлении, лечащим врачом были выписаны. Дополнительных рекомендаций не было, рецепты на их бесплатное приобретение не выписывались, решения врачебной комиссии о назначении и применении в амбулаторных условиях указанных препаратов не принималось. Истец самостоятельно принял решение, дополнительно за счет собственных средств приобрести за период с 25.12.2019 по 02.03.2020 медицинские изделия на суму 1941 руб. 50 коп.. Доводы о наличии у него рекомендаций в выписных эпикризах в приобретении игл не подтверждены и не могут являться основанием для взыскании расходов на их приобретение, так как на этапе амбулаторного лечения лечащим врачом КГБУЗ «Тальменская ЦРБ» не рекомендовались, рецепты на бесплатное получение указанных препаратов не выписывались. При отсутствии положительного решения лечащего врача, требуется заключение врачебной комиссии. Данное врачебное решение было в марте 2020 года, 23.03.2020 в Минздрав Алтайского края направлено ходатайство, в настоящее время оно одобрено и иглы в количестве 100 шт. согласно стандартам при обращении Клейменова В.С. будут выданы. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по всем выписанным льготным рецептам Клейменову В.С. отпущено препаратов на общую сумму 23992 руб. 64 коп., из них: в период с ДД.ММ.ГГГГ по 14.04. 2020 на сумму 8275 руб. 99 коп.. Исходя из норматива 2020 года финансовых затрат в месяц на одного гражданина, сумма составляет 887 руб. 30 коп. (с учетом индексации – 889 руб. 66 коп.). В 2020 году Клейменов В.С. может использовать в среднем 10675 руб. 92 коп., то есть пациент за неполных четыре месяца 2020 года использовал сумму 8275 руб. 99 коп., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ получены тест-полоски: ДД.ММ.ГГГГ - 2 упаковки (100шт), ДД.ММ.ГГГГ - 2 упаковки (100шт), ДД.ММ.ГГГГ - 2 упаковки (100шт). Общая сумма на отпущенные тест - полоски составляет 2 268 руб.. Лечащий врач при выписке льготных рецептов, с учетом наличия их в перечне поступающих препаратов в аптеку, выписывает препараты в первую очередь дорогостоящие, которые пациенту трудно приобрести. Клейменову В.С. при обращении к лечащему врачу необходимые препараты своевременно выписывались и были отпущены, что подтверждается карточкой льготного отпуска пациента. Пациент Клейменов В.С. в КГБУЗ «Тальменская ЦРБ» и в Минздрав Алтайского края с заявлением или ходатайством по конкретным препаратам не обращался. Права пациента в связи с невыполнением конкретного обращения и неполучения назначенного лечащим врачом лекарственного средства (препарата), не нарушались (л.д. 34-38, 87-88).
Помимо приведенных в письменных отзывах возражений, Краморова Г.И. дополнительно суду пояснила, что по тест-полоскам Клейменов В.С. обеспечен в полном объеме. Иглами не обеспечен, в связи с отсутствием бюджетных средств. В районе 150 пациентов с подобным диагнозом, на всех подаются заявки. В 2019 году Минздрав Алтайского края районной больнице выделил 15 упаковок игл, а в 2020 году, до возбуждения дела в суде, ни одной упаковки. Из полученных 15 упаковок игл, которые предназначались детям, одну упаковку врач передал Клейменову В.С.. Рецепты Клейменову В.С. на иглы не оформлялись, в связи с их отсутствием. Даже при условии оформления рецепта, он был бы аннулирован аптекой (л.д. 70-75, 105-106).
Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица врач КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» Петренко Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, в том числе в качестве при даче показаний свидетеля, что Клейменов В.С. обеспечивался лекарственными средствами и медицинскими изделиями в пределах лимита финансирования. Данный пациент нуждается в инъекциях инсулина 5 раз в день, которые ставит двумя шприц-ручками: для короткого и продленного инсулина. По клиническим рекомендациям надо менять иглу при каждой инъекции инсулина, практически – пациенты делают инъекции по 2-3 дня одной иглой, это допустимо. За много лет врачебной практики, случаев негативных последствий для организма в связи с неоднократным использованием пациентом одной иглы, не выявлено. По медицинским стандартам, утвержденным приказом Минздрава России от 11.12.2007 № 748, для пациентов страдающих сахарным диабетом 2 типа, предусмотрено 110 игл в год, которые можно получить бесплатно по рецепту. Но, в 2019 году и 2020 году Клейменову В.С. рецепты на иглы не выдавались из-за недостаточности финансирования. При составлении заявки больница ставила Минздрав Алтайского края в известность о недостаточности выделенных средств для обеспечения льготных пациентов в полном объеме, Минздравом Алтайского края было рекомендовано составлять заявку из тех финансовых резервов, которые выделяются. В связи с обращениями истца, 24.03.2020 в Минздрав Алтайского края в электронном виде по решению врачебной комиссии от 23.03.2020 было подано ходатайство на выделение 110 игл, которое было исполнено, изделия предоставлены пациенту 28.04.2020. По медицинским стандартам для пациентов 2 типа по рецептам положено 180 тест-полосок в год. Клейменов В.С. имеет глюкометр «Сателлит экспресс», на который в 2019 году ему выдавались рецепты на тест-полоски в количестве 6 упаковок - 300 штук, в 2020 году - 200 тест-полосок, получил все. Указанная в дневнике самоконтроля больного сахарным диабетом и выписном эпикризе краевой больнице частота измерения уровня сахара в крови являются клиническими рекомендациями. Истцу положено мерить уровень сахара минимум 2 раза в сутки. Одна тест-полоска рассчитана для однократного применения, повторно не используется. При окончании выданных тест-полосок пациент может обратиться к врачу, представить глюкоментр, в памяти которого хранятся информация о последних 150 операциях, чтобы подтвердить расход. Но истец с данным вопросом между плановыми приемами не обращался. Последний раз представлял глюкометр в 2019 году, а потом только приносил записи на бумаге о том, как контролировал сахара. ДД.ММ.ГГГГ на приеме Клейменову В.С. были выписаны рецепты на короткий и продленный инсулины на срок три месяца, тест-полоски «Сателлит экспресс» 100 штук, рецепт на иглы не выписывался, потому что их не было в наличии. На приеме ДД.ММ.ГГГГ – выписаны рецепты на короткий и продленный инсулины на срок три месяца, тест-полоски «Сателлит экспресс» 100 штук, а также без оформления рецепта были выдан иглы 8 мм в количестве 10 штук, поступившие из Минздрава Алтайского края. При следующем приеме ДД.ММ.ГГГГ пациенту выписаны рецепты на инсулин двух видов на три месяца, тест-полоски 100 шт.. Рецепт на иглы был оформлен ДД.ММ.ГГГГ после поступления информации об удовлетворении Минздравом Алтайского края ходатайства от ДД.ММ.ГГГГ. Сахарный диабет 2 типа, по своему определению, является хроническим, медленно прогрессирующим заболеванием, выздоровления от него не бывает. Истец наблюдается не только у третьего лица, но и кардиолога, терапевта по иным хроническим заболеваниям. Выписка из амбулаторной карты сведений о наблюдении у специалистов с острым заболеванием, не содержит (л.д. 70-75, 105-106).
Представитель третьего лица Минздрава Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в поступившем в суд письменном отзыве в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что согласно приложенным к иску документам отсутствуют доказательства причинно-следственной связи наступления вредных последствий и действиями сотрудников КГБУЗ «Тальменская ЦРБ». Виновность причинителя вреда является одним из обстоятельств, которые обязательно должны быть установлены для взыскания компенсации морального вреда - наряду с фактом наличия физических или нравственных страданий лица и причинно-следственной связью между ними и действиями причинителя вреда. При определении размеров компенсации морального вреда, суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения (л.д. 83-85).
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца и представителя третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив каждое доказательство в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб) (п. 2).
В силу п.п. 1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Юридическое лицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
По смыслу данного положения закона для возложения гражданско-правовой ответственности установлению и оценки подлежит противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Материалами дела установлено, сторонами не оспорено, что Клейменов В.С. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ, состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница», в том числе с диагнозом <данные изъяты>, в связи с чем нуждается в инсулинотерапии, включен в федеральный реестр лиц, имеющих право на получение государственной помощи.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи).
Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Закона о государственной социальной помощи в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми, в том числе, медицинскими изделиями, по рецептам врача.
Правительство РФ утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Закона о государственной социальной помощи).
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, также включены иглы инсулиновые для автоинъектора (шприц-ручка со сменным картриджем), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Закона об основах охраны здоровья.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья, при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2019 и 2020 годов была утверждена постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2021 годов - постановлением от 07.12.2019 № 1610.
Согласно разделу V Программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Сахарный диабет входит в Перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, а также инсулиновые шприцы, иглы к ним и средства диагностики, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Частью 5 ст. 6.3 Закона о государственной социальной помощи определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минздравсоцразвития от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок предоставления набора социальных услуг), который регулирует, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п.п. 2.1, 2.3 названного Порядка, за предоставлением необходимых изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Как следует из положений, закрепленных в утвержденном приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н Порядке назначения лекарственных препаратов, лекарственные препараты назначаются, рецепты оформляются лечащим врачом при наличии медицинских показаний в ходе непосредственного оказания медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения. Гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно, осуществляется на рецептурном бланке формы № 148-1/у-04 (л) с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний (п.п 2, 8, подп. 3 п. 36).
При этом процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная п.п. 2.1 - 2.8 Порядка предоставления набора социальных услуг, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из указанного выше норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу п. 2.7 названного Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2007 № 748 утвержден Стандарт медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, которым, в том числе утвержден и перечень изделий медицинского назначения, в который входит тест для определения глюкозы крови к глюкометру, шприц-ручка для введения инсулина и инъекционные иглы к шприц-ручкам.
Согласно данному Стандарту, обеспечение пациентов лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения производится из расчета на 365 дней лечения, при этом среднее количество тестов для определения глюкозы крови к глюкометру определено в размере 180 штук, инъекционных игл к шприц-ручкам - 110 штук, частота предоставления инъекционных игл - 0,1 (то есть предоставляются не каждому пациенту с диагнозом МКБ-10: Е 11).
Следовательно, на основании приведенных правовых норм Клейменов В.С., как инвалид, страдающий инсулинозависимым сахарным диабетом, в случае нуждаемости имеет право на бесплатное получение на основании выписанных рецептов тест-полосок, шприц-ручки и инъекционных игл к ней; в необходимом количестве, определяемом лечащий врач индивидуально, с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Вопреки возражениям стороны ответчика, право истца на получение государственной социальной помощи в данном виде не поставлено законом в зависимость нормативов финансовых затрат в месяц, наличия в аптеке, и не ограничено размером субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, стоимостью изделий. Стандарты медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, в соответствии с которыми гарантировано оказание медицинской помощи, носят рекомендательный характер, среднее число и количество назначения изделий медицинского назначения, которое должно корректироваться лечащим врачом индивидуально для каждого пациента.
Из амбулаторной карты пациента КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» (л.д. 61-63, 101-103) и пояснений врача Петренко Е.В., данных в судебном заседании, следует, что ДД.ММ.ГГГГ Клейменову В.С. назначены на три месяца инъекции двух видом инсулина – короткого и продленного действий в общем количестве 5 инъекций в сутки («ИКД: ФИО10 6+7+4 ед», «ИПД: ФИО11 два раза в сутки в 08.00 и 21.00 по 8 ед»), а также рекомендован самоконтроль сахара крови в течение суток тест-полосками «Сателлит экспресс» в количестве 100 шт., выданы шприц-ручка «Комфорт», рецепты на бесплатное получение назначенных инсулин-содержащих препаратов. ДД.ММ.ГГГГ Клейменову В.С. назначены на три месяца инъекции двух видом инсулина – короткого и продленного действий в общем количестве 5 инъекций в сутки («ИКД: ФИО10 6+7+4 ед», «ИПД: ФИО11 8+8 ед»), выданы рецепты на бесплатное получение указанных препаратов и тест-полосками «Сателлит экспресс» в количестве 100 шт., а также предоставлены иглы для инъекций в количестве 10 шт.. Следующее обращение в медицинскую организацию и оформление рецептов на инсулиносодержащих препаратов, тест-полосок имело место ДД.ММ.ГГГГ. Рецепты на получение игл к шприц-ручкам до ДД.ММ.ГГГГ не оформлялись. В указанную дату лечащим врачом Клейменову В.С. выписан рецепт на инъекционные иглы в количестве 100 шт., выделенные Минздравом Алтайского края по ходатайству КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ, направленному по решению врачебной комиссии учреждения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57-59, 89).
В судебном заседании врач Петренко Е.В. подтвердила, что Клейменов В.С. обеспечен двумя шприц-ручками для введения в течение суток инсулина короткого действия и отдельно инсулина продленного действия (л.д. 72-73).
Карточка льготного отпуска пациента подтверждает обеспечение Клейменова В.С. по рецептам врача в рассматриваемые периоды инсулином короткого и продленного действия и ДД.ММ.ГГГГ инъекционными иглами в количестве 100 шт. (л.д. 14-15, 39-40, 90-95, 104).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что при назначении ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Клейменову В.С. инъекций двух видов инсулина в сутки, рецепты на иглы к шприц-ручке не оформлялись. До ДД.ММ.ГГГГ пациент иглами не обеспечивался. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (очередной плановый прием после ДД.ММ.ГГГГ с назначением инсулиносодержащих препаратов на следующий период), пациенту выдано 10 штук инъекционных игл ДД.ММ.ГГГГ, что является недостаточным при определенной лечащим врачом частоте введения препаратов указанный период, даже при условии использования одной иглы в сутки в каждом шприце-ручке.
В результате Клейменов В.С. был лишен возможности пользоваться гарантированным право на бесплатное обеспечение по рецепту врача медицинским изделием для введения, необходимым ему по жизненным показаниям лекарственных препаратов, вследствие чего был вынужден приобрести их за счет собственных средств.
Согласно представленным кассовым чекам, Клейменовым В.С. за личные средства приобретены иглы для инъекций инсулина ДД.ММ.ГГГГ в количестве 5 штук на сумму 53 руб. 30 коп., ДД.ММ.ГГГГ в количестве 20 шт на сумму 213 руб., 5 шт на сумму 53 руб. 20 коп., ДД.ММ.ГГГГ в количестве 14 штук на сумму 280 руб. (л.д. 16, 33, 68), всего 44 шт. на общую сумму 599 руб. 50 коп..
Учитывая, что без инъекционных игл, включенных в перечень медицинских изделий предоставляемых инвалидам, страдающим сахарным диабетом, бесплатно по рецептам врача, использование шприц-ручки по ее целевому назначению невозможно, при наличии доказательств несения расходов на самостоятельное приобретение в количестве не превышающем рекомендованное врачом в течение трех месяцев число инъекций двух видов инсулина при суточном использовании одной иглы в каждом шприце (3 мес. * 2 иглы в сутки), с учетом предоставленных ДД.ММ.ГГГГ 10 штук, суд признает обоснованным требование прокурора о праве истца на возмещение расходов в указанной части в связи с необеспечением Клейменова В.С. в полном объеме.
Поскольку бесплатно в необходимом объеме изделиями медицинского назначения – иглами для шприц-ручек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Клейменов В.С. не был обеспечен по вине медицинского персонала КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» - бездействие по оформлению рецептов, заявленные расходы подлежат взысканию с ответчика.
Нуждаемость Клейменова В.С. в иглах к шприц-ручкам возникла с момента назначения инъекций инсулина ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, предоставление изделий в количестве 100 шт. ДД.ММ.ГГГГ не может свидетельствовать о восстановлении права лица. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ при очередном назначении инсулинотерапии, рецепт на инъекционные иглы не оформлялся, до ДД.ММ.ГГГГ изделия не предоставлялись.
Как следует из амбулаторной карты и карточки льготного отпуска пациента, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ лечащим врачом Клейменову В.С. рекомендовано измерение уровня сахара в крови с оформлением рецептов на тест-полоски «Сателлит экспресс» в количестве 100 шт. при каждом назначении (всего 300 шт.), исполненных аптекой 27.12, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15, 39-40, 61-63, 91-95).
Согласно представленным кассовым чекам, Клейменовым В.С. за личные средства приобретены тест-полоски «Сателлит экспресс» ДД.ММ.ГГГГ в количестве 25 штук на сумму 312 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 380 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 650 руб., всего на сумму 1342 руб..
Как указано в выше приведенных правовых нормах, медицинские изделия предоставляются бесплатно по рецепту врача, которым по результатам непосредственного наблюдения пациента определяется нуждаемость и объем лечения. Доказательства, свидетельствующие о нуждаемости Клейменова В.С. в обеспечении тест-полосками в большем количестве, чем назначено на приеме лечащим врачом и предоставлено по рецептам бесплатно, суду не представлены.
В приобщенных истцом дневнике самоконтроля больного сахарным диабетом и выписном эпикризе краевой больнице приведены рекомендации о частоте самоконтроля (л.д. 60, 64). Так, в дневнике указывается, что приведенные в нем данные являются общими советами, необходимо следовать рекомендации врача, которые будут конкретными в каждом случае, а также указывается на однократное измерение от 3 до 7 раз в неделю при стабилизации уровня глюкозы, и четырехкратного – при нестабильности уровня. Выписной эпикриз содержит рекомендации по состоянию на 2018 год, что следует из пояснений истца о периоде нахождении на лечении в краевой больнице и теста документа, с указанием на дальнейшее наблюдение у эндокринолога по месту жительства.
Ходатайство о содействии в истребовании иных доказательств, в том числе назначении судебной медицинской экспертизы, стороной истца не заявлялось.
Помимо этого, не представлены доказательства, свидетельствующие об обращении Клейменова В.С. к лечащему врачу между плановыми приемами ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с жалобами на недостаточность назначенного и предоставленного количества по рецептам тест-полосок, соответственно, бездействия медицинского персонала в назначении изделий и оформлении рецепта.
Решение вопросов своевременности обеспечения гражданина медицинским изделием в льготном порядке по выписанному врачом и предъявленном к исполнению в аптечное учреждение рецепту, не относится к компетенции медицинского учреждения, в данном случае КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница», в соответствии с вышеприведенными правовыми актами, регулирующими порядок и условия, а также устанавливающими сроки и механизм обеспечения лекарственными препаратами граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами.
При установленных обстоятельствах, не имеется законных оснований для удовлетворения требования о взыскании с КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» понесенных Клейменовым В.С. расходов на приобретение ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ тест-полосок на сумму 1342 руб..
Удовлетворяя исковые требования в части возмещения расходов на приобретение инъекционных игл, суд не соглашается с приведенными в отзывах ответчика и третьего лица Минздрава Алтайского края доводами об отсутствии правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда по мотиву того, что со стороны ответчика не допущено действий, нарушающих личные неимущественные права истца.
Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья).
Статьей 29 названного закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 43 Закона об охране здоровья, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень данных заболеваний утверждается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 сахарный диабет входит в перечень социально значимых заболеваний.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим сахарным диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы медицинскими изделиями: иглы инсулиновые для автоинъектора (шприц-ручка со сменным картриджем), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
Согласно ст. 22, ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, каждый человек имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого, и право на обеспечение на случай болезни, инвалидности.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.
Обеспечение изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
Таким образом, в результате бездействия КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница», выразившегося в неоформлении рецептов на получение Клейменовым В.С. необходимых инъекционных игл к шприц-ручкам, было нарушено право истца на бесплатное обеспечение в срок жизненно важными для него лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения. С целью поддержания здоровья, исключения ухудшения самочувствия, Клейменов В.С. был вынужден нести материальные затраты. Наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу своей жизни и здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственного препарата, назначенного врачом и необходимого по жизненным показаниям, свидетельствует о нарушении нематериального блага.
Следовательно, по делу установлена совокупность юридически значимых обстоятельств для наступления ответственности за причинение морального вреда: виновное бездействие ответчика по обеспечению истца медицинскими изделиями в необходимом объеме, наступившие в связи с этим бездействием последствия - нравственные страдания и приобретение за счет собственных средств изделий (противоправное поведение, вина, и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом), в связи с чем требования о компенсации морального вреда подлежит возмещению.
В силу п. 1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Статьей 151 ГК РФ установлено, что при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Верховный Суда РФ в п. 1 Постановления Пленума от 20.12.1994 № 10 разъяснил, что в целях обеспечения правильного и своевременного разрешения возникшего спора необходимо по каждому делу выяснять характер взаимоотношений сторон, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В обоснование заявленных требований прокурор и истец, в том числе, указывает на ухудшение состояние здоровья в связи с перенесенными нравственными страданиями: повышение давления и боли в сердце.
Представленные в деле медицинские документы и выписки из них свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии здоровья Клейменова В.С., наблюдении у нескольких специалистов в связи с хроническими заболеваниями, выявленными (диагностированы) до возникновения спорной ситуации. Вместе с тем, данные об изменении состояние здоровье истца с ДД.ММ.ГГГГ вследствие обострения хронических заболеваний, диагностировании новых, документы не содержат (л.д. 77-79). Не сообщены данные обстоятельства свидетелями со стороны истца - ФИО7, ФИО8 (л.д. 70-75).
На основании изложенного, руководствуясь приведенными нормами права, а также разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ, учитывая степень и характер физических и нравственных страданий истца (переживания по поводу своей жизни и здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия жизниважного лекарственного препарата), исходя из фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, степень вины ответчика, с учетом требований о применении принципов разумности и справедливости, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и возмещении компенсации морального вреда в размере 2500 руб..
Эта сумма, по мнению суда, наиболее полно отвечает приведенным принципам и требованиям, в соответствии с которыми и подлежит определению размер необходимой денежной компенсации морального вреда.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, учитывая размер удовлетворенных требований с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 700 руб. (400 руб. имущественное требование + 300 руб. неимущественное требование).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Тальменского района в интересах Клейменова Василия Степановича к КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Взыскать с КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» в пользу Клейменова Василия Степановича в счет возмещения материального ущерба 599 руб. 50 коп., компенсации морального вреда 2500 руб., всего 3099 руб. 50 коп..
Взыскать с КГБУЗ «Тальменская центральная районная больница» в доход бюджета муниципального образования Тальменский район госпошлину в размере 700 руб..
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15.05.2020.
Судья Гомер О.А.