ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 10 августа 2022 года № 7а-315/2022
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Медведчиков Е.Г., рассмотрев жалобу начальника ОГИБДД МО МВД России «Белозерский» Воеводина П.А. на постановление судьи Белозерского районного суда Вологодской области от 12.05.2022,
установил:
25.02.2022 врио начальника ОГИБДЖЖ МО МВД России «Белозерский» Воеводиным П.А. в отношении Алексеева А.С. составлен протокол об административном правонарушении №<адрес>, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), согласно которому 06.11.2021 в 14 часов 07 минут возле дома по адресу: <адрес> Алексеев А.С., управляя автомобилем «...» государственный регистрационный знак ..., при движении задним ходом совершил наезд на пешехода Магальцову Н.М., в результате чего последняя получила телесные повреждения, повлекшие причинение вреда здоровью средней тяжести.
Постановлением судьи Белозерского районного суда Вологодской области от 12.05.2022 прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.24 КоАП РФ в отношении Алексеева А.С. на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник ОГИБДД МО МВД России «Белозерский» Воеводин П.А., просит постановление отменить, направить материалы дела об административном правонарушении на новое рассмотрение. Указывает, что Алексеев А.С. надлежащим образом извещался о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Алексеева А.С. врио начальника ОГИБДД МО МВД России «Белозерский» Воеводиным П.А. допущены существенные нарушения требований КоАП РФ, исключающие возможность использование данного протокола в качестве доказательства по делу и привлечение Алексеева А.С. к административной ответственности.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
КоАП РФ гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется инкриминируемое данному лицу обвинение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трех дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
В соответствии с частью 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Протокол об административном правонарушении №<адрес> составлен должностным лицом 25.02.2022 в 17 часов 15 минут в отсутствие Алексеева С.А.
Повестка о необходимости явиться 25.02.2022 к 15 часам 00 минутам для составления протокола об административном правонарушении направлялась Алексееву С.А., как указано в жалобе и подтверждается приложенным списком внутренних почтовых отправлений №31 (л.д. 61-64), 18.02.2022 заказным письмом с уведомлением (ШПИ ...) по адресу регистрации Алексеева С.А.: <адрес>.
Почтовое отправление с повесткой получено Алексеевым С.А. 22.03.2022, о чем свидетельствует собственноручно сделанная им отметка на почтовом уведомлении (л.д. 60), т.е. уже после составления протокола об административном правонарушении.
В свою очередь, в отчете об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ..., полученном с официального сайта Почты России (https://www.pochta.ru/), указано, что отправление получено адресатом 24.02.2022.
Между тем, в ответе УФПС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области на судебный запрос указано, что в информационной системе ошибочно проставлен статус «вручение адресату» вместо статуса «неудачная попытка вручения». Письмо 1 класса с простым уведомлением с почтовым идентификатором ... фактически вручено лично адресату 22.03.2022.
При таких обстоятельствах судья первой инстанции обоснованно признал составление протокола в отношении Алексеева С.А. без его надлежащего извещения, существенным нарушением процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствует о том, что Алексеев С.А. не был осведомлен об объеме предъявленного ему обвинения в совершении административного правонарушения, что повлекло нарушение его прав.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством по делу и не мог быть использован судом при вынесении постановления, в связи с чем прекратил производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения не усматривается.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.05.2022 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.12-30.17 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░