УИД 25RS0023-01-2024-000286-47 дело № 2-186/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2024 года пгт. Ольга
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Плотициной Н.А.,
при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ананьева О.Л. и Ананьевой М.В. к Правительству Приморского края, Министерству труда и социальной политики Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, признании права на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера,
УСТАНОВИЛ:
Ананьев О.Л. и Ананьева М.В. обратились в суд с указанным иском к ответчикам, указав в его обоснование, что на основании постановления Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в Ольгинском муниципальном округе в связи с прохождением сильного снегопада 21-23 декабря 2022 г. введен режим ЧС. Постановлением администрации Ольгинского МО от 22.01.2023 № 8 определены границы ЧС «Ольгинский муниципальный округ». На момент прохождения снежного циклона истцы имели регистрацию и фактически проживали на территории Ольгинского района по адресу: <адрес> В связи с этим истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». По факту поступивших от истцов заявлений, комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9, должно быть проведено обследование места проживания истцов. По результатам обследования составляется заключение, на основании которого выносится решение о выплате или об отказе в назначении выплаты по факту нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации. О проведении обследования по адресу <адрес> истцам ничего неизвестно, но если были вынесены решения об отказе в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате ЧС, то значит имеется заключение, на основании которого они вынесены. Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 26.01.2023 истцам было отказано в назначении указанной выплаты по основанию: - Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителей в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен. Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: - Условия жизнедеятельности заявителей в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
При этом, начиная с 21.12.2022, имели место отключения электроснабжения на продолжительное время. 22.12.2022 у истцов не было возможности отправиться на работу на личном транспорте из-за высокого снежного покрова, который с проезжей части не убирался. С опозданием добравшись пешком до работы, возвращаться домой истцам пришлось с риском для жизни. Дороги в населенном пункте, где проживают истцы, начиная с 21.12.2022 не очищались от снега, выехать за пределы населенного пункта и Ольгинского муниципального округа было невозможно по причине того, что проезжая часть не была очищена до середины января 2023 года, когда и было восстановлено транспортное сообщение. Из-за большого количества снега несколько дней было невозможно выйти из дома, в т.ч. на работу, за приобретением продуктов питания и лекарств. Поскольку любой из приведенных критериев (отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения) является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, истцы считают, что их права нарушены и просят признать факт нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года, установленным; признать их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить их список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей; признать за ними право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера в размере 10 000 рублей на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением № 223-па от 15.05.2018 администрации Приморского края.
14.06.2024 от Министерства труда и социальной политики Приморского края также поступил письменный отзыв на исковое заявление, в котором Министерство полагает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Истцами не представлено доказательств факта нарушения условий жизнедеятельности в результате ЧС. Заключением комиссии администрации Ольгинского муниципального района установлен факт проживания истцов в жилом помещении, попавшем в зону ЧС, однако факт нарушения условий жизнедеятельности истцов комиссией не установлен. Комиссия с учетом полномочий установила, что основания, по которым оценивается каждый из критериев, не подтверждают факт нарушения условий жизнедеятельности истцов. Заключение комиссии по существу является решением органа местного самоуправления, порядок обжалования которого установлен нормами КАС РФ. Юридически значимым обстоятельством настоящего дела является факт того, что заключение комиссии является действующим, имеющим юридическую силу, никем не отменено и не оспорено. Истцами не представлено доказательств обращения в соответствии с КАС РФ с требованием об оспаривании заключения комиссии, таким образом, органом местного самоуправления принят соответствующий акт, который на момент рассмотрения настоящего спора имеет юридическую силу и которым факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. В соответствии со ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения в ином порядке надлежащего документа, удостоверяющего данный факт. В данном случае такой документ имеется, который никем не оспорен и не отменен. Суд не вправе подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции. Требования истцов о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, о признании истцов пострадавшими в результате ЧС не подлежат удовлетворению, поскольку являются бездоказательными, необоснованными и фактически направлены на подмену решения администрации Ольгинского муниципального района; требования об обязании Учреждения включить истцов в сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и о признании за истцами права на получение единовременной материальной помощи удовлетворению не подлежат, поскольку согласно действующим заключению комиссии и решениям Учреждения, у истцов отсутствует право на получение такой помощи (кроме того, заявленные требования направлены на подмену решения Учреждения). На основании изложенного представитель Министерства просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
19.06.2024 представителем ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» представлены возражения на исковое заявление, в которых отражено, что абз. 7 п. 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ определено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС. В соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания граждан по причине утраты или повреждения их имущества, угрозы жизни или здоровья. На территории муниципального округа для оказания помощи гражданами были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, снегоболотоходы, снегоходы и другая техника. Работали горячие линии в единой диспетчерской дежурной службе и администрации округа по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи, переправе в другие населенные пункты, в районном доме культуры был развернут пункт временного размещения. Истцы не обращались с просьбой эвакуировать их и доставить для проживания в ПВР в связи с невозможностью проживания в своих жилых помещениях, также не поступало обращений с просьбой о перемещении их из блокированных мест. Отсутствие электричества и невозможность осуществления транспортного сообщения именно общественным транспортом никоим образом не причинили им ущерб. Истцы находились в своем доме, не заявляли о том, что не могут при сложившихся условиях проживать в жилом помещении, что их жизни и здоровью при проживании в жилом помещении создается угроза. В соответствии с заключением комиссии ОМСУ факт нарушения условий жизнедеятельности истцов не установлен. До настоящего времени данное заключение комиссии не оспорено и не признано незаконным. Доказательств того, что в связи с отсутствием электроснабжения в жилом помещении, а также невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности, истцами в суд не представлено. Исключительная компетенция по установлению факта нарушения условий жизнедеятельности гражданина в результате ЧС находится у органа местного самоуправления, суд не вправе подменять собой ОМСУ при разрешении данного вопроса. На основании изложенного, представитель ответчика просит в заявленных требованиях к КГКУ отказать в полном объеме.
21.06.2024 от представителя Правительства Приморского края поступил письменный отзыв, в котором он сообщает об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ввиду следующего. Правительство Приморского края и Министерство труда и социальной политики Приморского края являются ненадлежащими ответчиками, но подлежат привлечению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с тем, что решением суда будут затрагиваться их права и обязанности. Доказательств, что истцы обращались за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации ЧС, об оказании помощи или иными жалобами на угрозу их жизни и здоровью, в материалы дела не представлено. Исходя из действующего законодательства в случае, если нарушено электроснабжение, транспортное сообщение, но факт невозможности проживания людей в связи с гибелью и повреждением имущества, угрозой их жизни и здоровья не был установлен, то условия нарушения жизнедеятельности нарушенными не считаются, а значит отсутствуют основания для назначения единовременных выплат. В материалы дела представлены заключения уполномоченной действующим законодательством комиссии ОМСУ, согласно которым при имеющихся (отмеченных в заключении) отдельных показателей фактов нарушения условий жизнедеятельности не установлено. При отсутствии требования истца об оспаривании заключения комиссии ОМСУ суд не вправе устанавливать факты нарушения условий жизнедеятельности, установление которых отнесено к полномочиям ОМС. Учитывая, что согласно заключениям комиссии ОМСУ факты нарушения условий жизнедеятельности не установлены, отсутствуют основания для принятия решений структурными подразделениями КГКУ о включении истцов в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в соответствии с п.п. «з» п. 4.4. Порядка № 236-пп, соответственно отсутствуют основания для возложения такой обязанности в судебном порядке. В связи с изложенным представитель ответчика, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Истцы и представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения спора извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства не просили. Истцы в исковом заявлении, а представители ответчиков - КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и Правительства Приморского края в письменных возражениях и отзыве на иск, просили о рассмотрении дела без их участия. При указанных обстоятельствах в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, все представленные доказательства в их совокупности в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 названного Закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с п. 1.4 и пп. «а» п. 2.1 которого, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тысяч рублей на человека при условии проживания лица в зоне чрезвычайной ситуации и нарушении условий его жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
В период с 21.12.2022 по 23.12.2022 на территории Ольгинского муниципального округа проходил снежный циклон.
Постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в связи с прохождением на территории Ольгинского муниципального округа сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа обстановка признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. Границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21.12.2022 (п. 4 постановления).
Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается ответчиками, что в период данной чрезвычайной ситуации истцы проживали на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края по адресу: <адрес> где Ананьев О.Л. зарегистрирован по месту жительства с 19.02.1998 по настоящее время, а Ананьева М.В. – с 15.06.2016 также по настоящее время.
26 января 2023 года истцы обратились в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 вышеприведенного Порядка, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее - Комиссии). Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
04.02.2023 по факту поступивших заявлений Ананьева О.Л. и Ананьевой М.В. комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9, проведено обследование места проживания заявителей, по результатам которого составлено заключение, которым установлен факт проживания истцов Ананьева О.Л. и Ананьевой М.В. в жилом помещении по адресу<адрес> период чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снегопада с 21-23 декабря 2022 года, а также нарушение электроснабжения указанного жилого помещения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителям остановочного пункта. При этом факт нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации не установлен.
В силу п. 11.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утв. приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
Решениями КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 06.02.2023 Ананьеву О.Л. и Ананьевой М.В. отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации по основанию: - Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен. Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: - Условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Между тем, согласно п. 3 Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 (далее – Порядок от 30.12.2011 № 795), факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (пункт 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).
Критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:
а) степень повреждения здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте (пункт 5 Порядка от 30.12.2011 № 795).
Пунктом 6 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Таким образом, муниципальной комиссией, проводившей обследование места жительства истцов, установлены два прямо предусмотренных действующим законодательством критерия нарушения условий их жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации - нарушение электроснабжения жилых помещений и недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителей.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками и помимо комиссионного заключения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Так, согласно сведениям АО «ДРСК» структурное подразделение «Приморские северные электрические сети» от 18.04.2023 об аварийных отключениях электроэнергии в период прохождения снежного циклона над территорией Ольгинского муниципального округа в декабре 2022 года, в пгт. Ольга отсутствовало электроснабжение: 22.12.2022 - аварийное отключение произошло в 13 час. 53 мин., включено 22.12.2022 в 18 час. 11 мин. (простой - 04 час.18 мин.); 22.12.2022 - аварийное отключение произошло в 20 час. 02 мин., включено 23.12.2022 в 16 час. 00 мин. (простой - 19 час. 58 мин.); 22.12.2022 - аварийное отключение произошло в 21 час. 57 мин., включено 23.12.2022 в 15 час. 02 мин. (простой – 17 час. 05 мин.).
В соответствии с информацией АО «Кавалеровская электросеть» от 18.04.2023, в результате влияния аномальных погодных условий в пгт. Ольга отсутствовало электроснабжение по <адрес> в домах № с 11 час. 10 мин 23 декабря 2022 года до 11 час. 30 мин. 24 декабря 2022 года.
Из информации АО «Примавтодор» филиал «Ольгинский» от 26.04.2023 и ООО «АТО «Приморье-Арсеньев» от 17.04.2023 следует, что с 21 по 27 декабря 2022 года полностью отсутствовало транспортное сообщение по Ольгинскому району Приморского края. Полностью двухполосное движение по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово» было восстановлено 18.01.2023. Дата восстановления безопасного двухполосного сообщения в населенных пунктах Ольгинского района Приморского края по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово»: пгт. Ольга - 10.01.2023; в результате обильных осадков в виде снега, имевших место в декабре 2022 года, существенная часть дорог в Приморском крае была непригодна для проезда автотранспорта, в т.ч. на участке пути от п. Кавалерово до п. Ольга органами ГИБДД был запрещен проезд пассажирскому автотранспорту. В связи с этим в период с 22.12.2022 по 14.01.2023 ООО АТО «Приморье-Арсеньев» не имело физической возможности осуществлять регулярные рейсы по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 532/2 «Владивосток-Кавалерово-Ольга-Владивосток». С 15.01.2023 после приведения дорожными службами пути от г. Владивостока до п. Ольга в надлежащее для движения автотранспорта состояние и отмены органами ГИБДД ограничений на движение, рейсы по указанному маршруту были возобновлены.
При таких обстоятельствах вывод муниципальной комиссии об отсутствии нарушений условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации, а также принятые на его основании решения, противоречат установленным по делу обстоятельствам и положениям закона, которым установлено, что фактом нарушения условий жизнедеятельности, в том числе являются нарушение электроснабжения и отсутствие транспортного сообщения.
Таким образом, в период чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в месте проживания истцов имело место нарушение электроснабжения в жилом помещении и отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с пунктом 4 Порядка от 30.12.2011 № 795 является нарушением условий жизнедеятельности Ананьева О.Л. и Ананьевой М.В., в связи с чем, они являются пострадавшими в результате данной чрезвычайной ситуации и подлежат включению по их заявлению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Доводы ответчика о том, что в период ЧС все граждане Ольгинского муниципального округа находились в своих домах и не заявляли о том, что не могут более пребывать в жилых помещениях на территории округа, вред здоровью истцов не причинен, их жилые помещения не пострадали и они не обращались с просьбой об эвакуации и доставлении для проживания в пункт временного размещения, отсутствие электричества и транспортного сообщения не причинили им ущерб, не свидетельствуют о том, что в период снегопада истцы не находились в тяжелой жизненной ситуации. Исходя из вышеприведенных положений закона необходимость в доказывании невозможности проживания в жилых помещениях в связи с отсутствием в них электроснабжения и/или невозможностью осуществления транспортного сообщения, отсутствует, поскольку условия жизнедеятельности граждан считаются нарушенными, если выявлены нарушения условий хотя бы по одному из указанных критериев. Нарушение хотя бы одного из таких условий представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.
Доводы ответчика о том, при отсутствии требования об оспаривании заключения комиссии ОМСУ, суд не вправе устанавливать факт нарушений условий жизнедеятельности, признаются судом несостоятельными, поскольку обращение истцов в суд с настоящим иском свидетельствует об их несогласии с заключением муниципальной комиссии. В соответствии с положениями ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. В данном случае рассматривается спор о праве истцов на получение единовременной материальной помощи, оказываемой гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации. При этом заключение муниципальной комиссии не является неоспоримым и в силу положений ст. 61 ГПК РФ не имеет преюдициальной силы.
Довод ответчика о том, что Правительство Приморского края и Министерство труда и социальной политики Приморского края являются ненадлежащими ответчиками и подлежат привлечению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом отклоняется.
Согласно действующему законодательству круг ответчиков определяет истец. В соответствии со ст. ст. 41, 150 ГПК РФ возможна замена ненадлежащего ответчика надлежащим.
Из характера спорных правоотношений сторон усматривается, что при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, осуществляется за счет средств резервного фонда, выделенных Министерству труда и социальной политики Приморского края, а распределителем резервов из резервного фонда для оказания единовременной помощи является Правительство Приморского края. Таким образом, рассматриваемым спором затрагиваются права Министерства труда и социальной политики Приморского края и Правительства Приморского края, в связи с чем, суд приходит к выводу о надлежащем составе участвующих в настоящем деле лиц и их верном процессуальном статусе.
При установленных обстоятельствах, исходя из доказанности факта нарушения условий жизнедеятельности истцов в результате чрезвычайной ситуации природного характера, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований, считая их обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ананьева О.Л. и Ананьевой М.В. – удовлетворить.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Ананьева О.Л., <данные изъяты> и Ананьевой М.В., <данные изъяты> в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ, установленным.
Признать Ананьева О.Л. и Ананьеву М.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года.
Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» <данные изъяты> включить Ананьева О.Л. и Ананьеву М.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Признать за Ананьевым О.Л. и Ананьевой М.В. право на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года в размере 10 000 рублей на каждого, выплачиваемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением администрации Приморского края № 223-па от 15.05.2018 «О создании и использовании резервного фонда Правительства Приморского края по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Приморского края».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Судья Н.А. Плотицина
Мотивированное решение принято 27 июня 2024 года.