Дело № 2-730/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.05 2023 года
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Федяковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.
с участием представителя истца по доверенности Коваленко И.Н., представителя ответчика по доверенности Голощапова С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах к Администрации Сальского городского поселения об устранении нарушений,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Песчанокопском, Целинском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области об устранении нарушений, указывая на то, что с целью выполнения функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучии населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Сальском, Целинском, Песчанокопском, Егорлыкском, Орловском, Пролетарском (с) районах (далее по тексту - территориальный отдел) регулярно проводится оперативный мониторинг за качеством воды подаваемой населению г. Сальска Сальского района Ростовской области, в рамках которого филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в городе Сальске отбираются пробы воды на водопроводе (скважины, резервуары, разводящая сеть, мониторинговая тока у потребителя).
По результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных из водопровода <адрес> вода не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям- цветность, аммиак, сухой остаток, железо.
В соответствии с ч.6 ст.23 №416-ФЗ получив уведомления, органы местного самоуправления до 1 марта текущего года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы для водоснабжающих организаций в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с обращением ООО «Сальский Водоканал», поступившего в территориальный отдел из Управления Роспотребнадзора по Ростовской области (вх. от 11.04.2023 №) направлены запросы в Администрацию Сальского городского поселения (исх. от 13.04.2023 №), в ООО «Сальский Водоканал» (исх. от 19.04.2023 №) о предоставлении изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы для ООО «Сальский Водоканал». Администраций Сальского городского поселения представлена информация (вх. от 26.04.2024 №) согласно которой, в срок до 01.03.2023 Администрацией Сальского городского поселения не откорректировано техническое задание на разработку инвестиционной программы. Из ответа ООО «Сальский Водоканал» (вх. от 20.04.2023 №) Администрацией Сальского городского поселения до 01.03.2023 года техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы не поступало.
Истец просит обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области принять меры к надлежащему обеспечению населения <адрес> питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, а именно внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета конкретных мероприятий по приведению качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в соответствии с установленными требованиями, предусмотренными п.3.1, п.3.3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 ФЗ от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Представитель истца Коваленко И.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Голощапов С.П. действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.05.2012г. № 636 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, а Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее по тексту - Управление Роспотребнадзора по Ростовской области) - территориальным органом вышеназванного Федерального органа исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24 апреля 2006 г. № 308 утверждено «Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
Кроме того, полномочия Управления Роспотребнадзора по Ростовской области утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2006 № 257 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области».
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Ст. 46 ГПК РФ установлено, что, в случаях предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо неопределенного круга лиц.
Право Управления Роспотребнадзора по Ростовской области на подачу иска в защиту прав неопределенного круга потребителей вытекает также из ст.ст. 17, 40, 46 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Для обеспечения водой населения, проживающего в <адрес> используется система централизованного холодного водоснабжения, представленная подземными источниками водоснабжения (артезианскими скважинами), водопроводными сооружениями (резервуары), распределительными городским водопроводными сетями.
Вода в подземных источниках водоснабжения в <адрес> является недоброкачественной, содержащей отдельные химические соединения, в концентрациях превышающих предельно допустимые нормы по показателям: аммиак, цветность, сухой остаток, железо.
В связи с отсутствием на рассматриваемом водопроводе соответствующих очистных сооружений с применением методов по снижению концентрации данных веществ, они практически в неизменных количествах, превышающих гигиенические нормативы, присутствуют в воде, подаваемой населению. На водопроводе в <адрес>, подающем населению воду из подземных источников водоснабжения водоподготовка (очистка воды) не проводится.
Водопроводная вода используется населением для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд, поступает через уличную распределительную водопроводную сеть во дворы и благоустроенные дома жилой застройки, в то время как иной системы водоснабжения, в <адрес>, не существует.
Постоянное употребление воды с повышенным содержанием указанных химических веществ создает угрозу возникновения массовых неинфекционных заболеваний среди населения.
Так, данные гигиенических исследований показывают, что питьевая вода с повышенным содержанием химических веществ (сухой остаток) способствует развитию таких заболеваний, как мочекаменная болезнь, гипертоническая болезнь, увеличивает риск развития инфаркта, полиартритов обменного характера и т.д. Повышенное содержание железа приводит к развитию гемохроматоза (поражение тканей), патологии печени, почек, ЖКТ; ослаблению иммунитета, общей слабости; разрушению структуры волос, аллергическим проявлениям. Повышенное содержание аммиака первую очередь влияет на репродуктивную систему – нарушаются ее функции. Такая вода вредна для беременных женщин: установлено, что аммиак замедляет развитие и рост плода, провоцирует хромосомные аномалии.
Одной из целей государственной политики в сфере водоснабжения является охрана здоровья населения и улучшения качества его жизни путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения, обеспечения развития централизованных систем водоснабжения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций (п.1, п.5 ч.1 ст.3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту 416-ФЗ).
Способом реализации данного направления, предусмотренным рассматриваемым федеральным законом, являются в том числе: утверждение органами местного самоуправления технических заданий на разработку инвестиционных программ, разрабатываемых с учетом схем водоснабжения поселений, содержащих плановые значения показателей надежности и качества; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы (ст.40. ч.1, ч.3 п.п. 2-4 416-ФЗ).
Приоритетность обеспечения населения питьевой водой, создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения является одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения (п.п.1, 2 ч.1 ст.3 416-ФЗ).
Также № 416-ФЗ (частью 3 статьи 1) предусмотрено, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статья 19 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержит следующие требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению: питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства; население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с п.6.1 ч.1 ст.17 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно п.4.3 ч.1 ст.17 данного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрены Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно ч.1 ст.6 № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, такие полномочия, как: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений;
утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ и др.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные данной частью данной статьи, на территории Сальского городского поселения осуществляются органами местного самоуправления городского поселения, на территории которого расположено городское поселение (ч.1. ст.6 №416-Ф).
Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» включает ряд важных положений, определяющих для различных структур, принимающих участие в организации и осуществлении водоснабжении населения, их функции в обеспечении качества питьевой воды. Так в соответствии с ч.1 ст.23 организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Однако согласно части 2 данной статьи, обеспечение условий, необходимых для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям входит в обязанности органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии ч.5 ст.23 рассматриваемого Федерального закона, в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления.
В силу части 6 рассматриваемой статьи данного Федерального закона, в случае получения указанного в части 5 этой статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в ч.6 ст.23, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч.7 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ).
С целью выполнения функций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучии населения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в <адрес> районах (далее по тексту - территориальный отдел) регулярно проводится оперативный мониторинг за качеством воды подаваемой населению <адрес>, в рамках которого филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в городе Сальске отбираются пробы воды на водопроводе (скважины, резервуары, разводящая сеть, мониторинговая тока у потребителя).
По результатам лабораторных исследований проб воды, отобранных из водопровода <адрес> вода не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическим показателям- цветность, аммиак, сухой остаток, железо.
Выполняя требования ч.5 ст.23 №416-ФЗ территориальным отделом по результатам исследований воды на рассматриваемых водопроводах, согласно которым, средние уровни показателей проб воды не соответствовали нормативам качества питьевой воды, в адрес администрации Сальского городского поселения Ростовской области, ежегодно, до 1 февраля очередного года направлялись соответствующие уведомления, в 2023 году данное уведомление было направленно по результатам проведенных исследований за 2022 год (исх. № от 25.01.2023).
Аналогичное уведомление было направлено в адрес организации, осуществляющей водоснабжение <адрес>, в ООО «Сальский Водоканал» (исх. № от 25.01.2023).
Согласно приведенным выше положениям действующего законодательства определены порядок и сроки реагирования муниципалитетов на такие уведомления. Так, в соответствии с ч.6 ст.23 №416-ФЗ получив данные уведомления, органы местного самоуправления до 1 марта текущего года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы для водоснабжающих организаций в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
В судебном заседании достоверно установлено, что ООО «Сальский Водоканал», обратилось с заявлением в территориальный отдел из Управления Роспотребнадзора по Ростовской области (вх. от 11.04.2023 №) направлены запросы в Администрацию Сальского городского поселения (исх. от 13.04.2023 №), в ООО «Сальский Водоканал» (исх. от 19.04.2023 №) о предоставлении изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы для ООО «Сальский Водоканал».
Администраций Сальского городского поселения представлена информация (вх. от 26.04.2024 №) согласно которой, в срок до 01.03.2023 Администрацией Сальского городского поселения не откорректировано техническое задание на разработку инвестиционной программы. Из ответа ООО «Сальский Водоканал» (вх. от 20.04.2023 №) Администрацией Сальского городского поселения до 01.03.2023 года техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы не поступало. (л.д.21-22).
Отсутствие доведения конкретных показателей в техническом задании на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями затрудняет дальнейшую реализацию указанных мероприятий, так как очередным этапом их выполнения исходя из требований п.7 ст.23 №416-ФЗ является разработка в течении 3-х месяцев организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Применительно к существующей ситуации разработка такого плана мероприятий должна быть осуществлена ООО «Сальский Водоканал» после получения соответствующего технического задания от администрации Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области.
Таким образом, надлежащие действия, создающие условия для устранения нарушений требований санитарного законодательства по обеспечению жителей <адрес> питьевой водой надлежащего качества в необходимом количестве, органом местного самоуправления, а именно Администрацией Сальского городского поселения, не были приняты.
Данные факты бесспорно нарушают права жителей <адрес> на охрану здоровья и благоприятную среду обитания, гарантированные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, нормами Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при использовании ими подаваемой воды. В нарушение требований Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», регулирующего процедуру внесения изменений в технические задания на разработку или корректировку инвестиционных программ в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, ответчик, не принял своевременные меры по реализации данных процедур, что привело к сохранению существующей ситуации, при которой населением <адрес> для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд продолжает использоваться вода, не соответствующая требованиям санитарного законодательства.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, суд приходит к выводу, что требования истца к Администрации Сальского городского поселения об устранении нарушений, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Сальского городского поселения Сальского района Ростовской области принять меры к надлежащему обеспечению населения <адрес> питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением, а именно внести изменения в техническое задание на разработку инвестиционной программы в части учета конкретных мероприятий по приведению качества питьевой воды по санитарно-химическим показателям в соответствии с установленными требованиями, предусмотренными п.3.1, п.3.3 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст. 19 ФЗ от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Мотивированное Решение изготовлено 29 мая 2023 года.