Дело № 2-229/2023
УИД62RS0031-01-2023-000161-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2023 года. р.п. Шилово
Шиловский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Рябкова И.А., с участием истца Коротковой Т.В., третьего лица Симаковой О.В., при секретаре Папушиной Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротковой Татьяны Владимировны к Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области и Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Короткова Т.В. первоначально обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования, мотивируя заявленные требования тем, что (дата) умер ее отец ФИО1, после смерти которого осталось наследственное имущество, состоящее в том числе, из квартиры общей площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>. Истец Короткова Т.В. является наследником первой очереди к имуществу умершего и фактически приняла наследство, поскольку поддерживала квартиру отца в порядке, при этом пользовалась всем имуществом, нажитым отцом, в том числе мебелью, посудой, постельными принадлежностями, бытовой техникой и другими предметами домашнего обихода. Также до настоящего времени она поддерживает квартиру в надлежащем состоянии, то есть приняла все меры по сохранности наследственного имущества и фактически вступила в наследство путем владения и управления наследственным имуществом. Однако, она не имеет возможности оформить свои наследственные права, поскольку своевременно, в установленный законом срок не обратилась к нотариусу за оформлением своих наследственных прав. Кроме истца наследником первой очереди к имуществу умершего является его дочь Симакова О.В. (третье лицо по делу), которая наследство отца не принимала и не желает оформлять свои наследственные права. В связи с чем, истец просит признать за ней право собственности в порядке наследования по закону на квартиру общей площадью <данные изъяты> с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую ее отцу ФИО1
Определением суда от (дата) для участия в деле в качестве соответчика привлечена Администрация муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области.
Определением суда от (дата) для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Петрова О.В.
Определением суда от (дата) для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Короткова С.А.
В судебном заседании истец Короткова Т.В. поддержала исковые требования в полном объеме.
Ответчики – Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области и Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, возражений поводу заявленных требований не представили.
Третье лицо – Симакова О.В. не возражала против удовлетворения исковых требований Коротковой Т.В., при этом пояснив, что наследство после смерти отца не принимала и не желает оформлять свои наследственные права.
Третьи лица – Петрова О.В. и Короткова С.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщили, никаких заявлений, ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания с документами, подтверждающими уважительность причин своей неявки к началу судебного заседания не предоставили, как и не предоставили возражений по поводу заявленных требований.
Суд, выслушав истца и третье лицо, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно разъяснений, отраженных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входит принадлежавшее наследодателю на день открытия наследства имущество, в частности: вещи, включая деньги и ценные бумаги (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации); имущественные права (в том числе права, вытекающие из договоров, заключенных наследодателем, если иное не предусмотрено законом или договором; исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации; права на получение присужденных наследодателю, но не полученных им денежных сумм); имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества (пункт 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
По делу судом установлено, что (дата) умер ФИО1, (дата) рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный на день смерти по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о смерти № (дата), а также сведениями о регистрации по месту жительства, представленными ОВМ МОМВД России «Шиловский» на запрос суда (вх.№ от (дата)).
После смерти ФИО1 осталось наследственное имущество, состоящее из квартиры площадью <данные изъяты>м., с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>
Принадлежность наследодателю ФИО1 вышеуказанной квартиры подтверждается регистрационным удостоверением №, выданным Шиловским предприятием технической инвентаризации (дата), согласно которому <адрес> зарегистрирована за ФИО1 на основании решения Шиловского поссовета от (дата), полезная площадь квартиры составляет <данные изъяты>., жилая – <данные изъяты>.
Кроме того, согласно сведениям Государственного архива Рязанской области, представленным на запрос суда (вх.№ от (дата)) в архивном фонде Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» имеются сведения о наличии права собственности в период (дата) на объект недвижимости по адресу: <адрес>, за ФИО1
Сведения о квартире внесены в государственный кадастр недвижимости и ей присвоен кадастровый №, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № от (дата), согласно которой площадь квартиры составляет <данные изъяты> назначение: жилое, этаж №, местоположение: <адрес>.
В силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснений, отраженных в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При жизни ФИО1 завещания не оставил.
Наследниками первой очереди по закону после его смерти, в силу статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, являлись его дети: Короткова Т.В. (истец по делу), Симакова О.В. (третье лицо по делу), Петрова О.В. (третье лицо по делу), а также ФИО2, который умер (дата), наследником которого является Короткова С.А. (третье лицо по делу).
Других наследников к имуществу умершего судом не установлено.
Никто из указанных выше наследников в установленный законом срок не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, что подтверждается сведениями нотариуса Шиловского нотариального округа Прониной Е.А. представленными на запрос суда (вх.№ от (дата)), согласно которым наследственное дело к имуществу ФИО1, (дата) рождения, умершего (дата), нотариальной конторой не заводилось.
В то же время дочь умершего Короткова Т.В. (истец по делу) совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, поскольку поддерживала квартиру отца в порядке, при этом пользовалась всем имуществом, нажитым отцом, в том числе мебелью, посудой, постельными принадлежностями, бытовой техникой и другими предметами домашнего обихода, оплачивала коммунальные платежи за квартиру. Также до настоящего времени она поддерживает квартиру в надлежащем состоянии, то есть приняла все меры по сохранности наследственного имущества.
Факт принятия истцом наследства после смерти своего отца подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО3 и ФИО4, которые показали суду, что после смерти ФИО1 в принадлежащей ему квартире осталась проживать мать истца ФИО5, брак с которой у отца зарегистрирован не был. В спорную квартиру после смерти отца приезжала только Короткова Татьяна, которая сразу же после его смерти распорядилась его имуществом по своему усмотрению, поддерживала квартиру в надлежащем состоянии. Других родственников в квартире после смерти ФИО1 они не видели.
Данные показания свидетелей судом приняты как допустимые, поскольку они не противоречат друг другу и подтверждены письменными доказательствами, перечисленными выше, а также: свидетельством о рождении Коротковой Татьяны Владимировны (№ от (дата)), где в графе «отец» значится «ФИО1»; свидетельством о рождении Коротковой Оксаны Владимировны (№ от (дата)), где в графе «отец» значится «ФИО1»; свидетельством о заключении брака Симакова Н.Н. и Коротковой О.В. (№ от (дата)), после заключения которого последняя сменила фамилию на «Симакова»; записью акта о рождении Коротковой Ольги Владимировны (№ от (дата)), где в графе отец значится «ФИО1»; записью акта о заключении брака Петрова А.А. и Коротковой О.В. (№ от (дата)), после заключения которого последняя сменила фамилию на «Петрова»; записью акта о рождении ФИО2 (№ от (дата)), где в графе «отец» значится «ФИО1»; записью акта о рождении Коротковой Светланы Александровны (№ от (дата)), где в графе «отец» значится «ФИО2»; записью акта о смерти ФИО2 (№ от (дата)), копией домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>; квитанциями по оплате коммунальных услуг по адресу: <адрес>.
В соответствии со статьями 12 и 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каких-либо доказательств, опровергающих исковые требования, суду не предоставлено.
Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что истец Короткова Т.В., являясь наследником первой очереди по закону к имуществу наследодателя ФИО1, фактически приняла наследство своего отца, состоящего из квартиры площадью <данные изъяты>., с кадастровым №, расположенной по адресу: <адрес>.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчиков и третьих лиц, что признание права собственности на спорное недвижимое имущество за истцом не нарушает прав и охраняемых интересов других лиц, суд находит требования Коротковой Т.В. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Закона от 13 июля 2016 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступившее в силу решение суда о признании права собственности является основанием для государственной регистрации данного права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Коротковой Татьяны Владимировны к Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области и Администрации муниципального образования - Шиловское городское поселение Шиловского муниципального района Рязанской области о признании права собственности на имущество в порядке наследования, – удовлетворить.
Признать за Коротковой Татьяной Владимировной, (дата) рождения, уроженкой <адрес> (ИНН №), в порядке наследования по закону право собственности на квартиру площадью <данные изъяты>., с кадастровым №, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Шиловский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья – И.А. Рябков