Дело № 2-313/2023
УИД: 61RS0058-01-2023-000252-94
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 октября 2023 года п. Целина Ростовской области
Целинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Иваненко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Семеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Целинского района Ростовской области о возложении обязанности по строительству пешеходного моста над железнодорожными путями,
УСТАНОВИЛ:
Сальский транспортный прокурор обратился в суд с названным исковым заявлением, указав, что Сальской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности движения на железнодорожном транспорте, в том числе обеспечения безопасного нахождения граждан в зона повышенной опасности на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта. Установлено, что железнодорожные пути ст. Целина Северо-Кавказской железной дороги, принадлежащие ОАО «РЖД», разделяют населенные пункты - п. Целина и п. Новая Целина. В п. Целина расположены все социально значимые объекты жизнеобеспечения, в том числе детские образовательные организации, организации здравоохранения и социального обслуживания населения, коммунальные службы, автовокзал, а также администрации органов местного самоуправления и др. В связи с данным обстоятельством жители п. Новая Целина вынуждены неоднократно в течение дня пересекать железнодорожные пути. Кроме того, пассажирская платформа ст. Целина расположена со стороны п. Новая Целина, в связи с чем пассажиры, проживающие в п. Целина, пересекают железнодорожные пути ст. Целина. Железнодорожная станция Целина Северо-Кавказской железной дороги согласно техническо-распорядительному акту (ТРА), является промежуточной станцией и отнесена к 4 классу, имеет 1 главный, 4 приемо-отправочных и погрузочно-выгрузочных пути. Среднесуточное количество поездов через ст. Целина составляет нечетном направлении 4 и в четном 4 грузовых поездов, а также 3 нечетных и четных пригородных поезда. Пригородные поезда, следующие с остановкой для посадки и высадка пассажиров на ст. Целина, принимаются на 1 и II от пассажирского здания пути. Для обеспечения безопасного нахождения пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, на ст. Целина обустроены де пассажирские платформы: береговая платформа № 1, расположенная между пассажирским зданием и путем № 1, и островная платформа № 2, расположенная между путем № 1 и путем № II. Для прохода пассажиров на островную платформу № 2 через железнодорожный путь № 1 обустроен переходной настил, расположенный междупутье пути № 1 и пути № II. Железнодорожные пути № 3, № 4, № 5 и № 6 расположенные дальними по отношению к пассажирскому зданию, предназначены для стоянки организованных грузовых поездов, не используются для посадки и высадки пассажиров, в связи с чем на территории станции по маршруту служебного прохода к служебным и вспомогательным помещениям через железнодорожных пути № 3, № 4, № 5 и № 6 для движения работников ОАО «РЖД» оборудовали настил, который для прохода граждан не предназначен. Пешеходный мост или тоннель через железнодорожные пути ст. Целина отсутствует. На удалении 1460 метров от пассажирского здания ст. Целина направлении ст. Трубецкая расположен регулируемый железнодорожных переезд общего пользования, оснащенный пешеходным переходом. Также для прохода граждан через железнодорожные пути в п. Целина п. Новая Целина на 136 км пк 1 ст. Целина обустроен железнодорожный пешеходный переход в одном уровне с железнодорожными путями, который не имеет непрерывной связи с комплексом пешеходных дорожек и путей сложившихся пешеходных потоков населения. В соответствии с п. 1 Правил нахождения граждан и размещения объекта в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда ] перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранс России от 27.01.2022 № 20 (далее - Правила), железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожных станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования (далее - владелец инфраструктуры) или владельце] железнодорожных путей необщего пользования. В соответствии с п. 10, 11 Правил проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, предусмотренными для перехода и обозначенными информационными знаками (при этом следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта). Учитывая, что назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути, а размещение пешеходных переходов должно обеспечиваться с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, наличие пешеходного перехода на регулируемом переезде, расположенном на 134 км пк4+02, а также на 136 км пк1 ст. Целина не может расцениваться как пешеходный переход, предназначенный для движения (перехода) пассажирами, гражданами через железнодорожные пути, поскольку указанные объекты расположены на значительном удалении от мест организованного пешеходного движения. В соответствии с п. 6.1 Свода правил СП 227.1326000.2014 «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации 02.12.2014 № 333, пересечение железнодорожных путей с пешеходными дорожками возможно устраивать в виде: железнодорожный пешеходный переход (в одном уровне с железнодорожными путями); пешеходный мост над железнодорожными путями; пешеходный тоннель под железнодорожными путями. Железнодорожная станция Целина Северо-Кавказской железной дороги решением Росжелдора от 23.05.2021 внесена в Реестр ОТИ, не подлежащих категорированию (реестровый № ЖСТ 403262). 12.07.2021 утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Волгодонская СКЖД. Целями обеспечения транспортной безопасности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ), являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности в числе прочего являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности. Во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее – Требования № 1635). В силу абзаца 4 Требований № 1635 документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. В соответствии с пп. «б» п. 6 Требований № 1635 субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 5 настоящего документа, обязан ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры. Таким образом, обустройство железнодорожного пешеходного перехода (в одном уровне с железнодорожными путями) в пределах ст. Целина противоречит требованиям законодательства о транспортной безопасности. Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Исходя из требований пунктов 11, 12, 18, 19, 27 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относятся вопросы местного значения, вытекающие из потребности населения в доступности к социальным объектам, расположенным в разных участках данного района, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов; организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью. Таким образом, обеспечение условий пешеходной доступности жителей п. Целина и п. Новая Целина к социально значимым объектам является обязанностью органов местного самоуправления. Отсутствие оборудованных мест удобного, быстрого и безопасного перехода граждан (группы граждан) через железнодорожные пути с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития населенных пунктов, нарушает права неограниченного круга лиц, в том числе маломобильных групп населения, на доступ к объектам социальной инфраструктуры. Кроме того, сложившаяся ситуация не исключает недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, в результате прохода по железнодорожным путям в неустановленных местах. В целях исполнения протокольных решений, принятых по результатам рассмотрения раннее внесенных актов прокурорского реагирования, Администрацией Целинского района Ростовской области получено положительное заключение сметного расчета на проектные и изыскательские работы по объекту «Строительство железнодорожного пешеходного перехода, расположенного по адресу: Ростовская облассть, Целинский район, п. Целина, ул. 1-я Линия» для включения объекта в государственную программу Ростовской области «Развитие транспортной системы». Просил суд: обязать Администрацию Целинского района Ростовской области в течение года со дня вступления в силу решения суда обустроить пешеходный мост над железнодорожными путями станции Целина Северо-Кавказской железной дороги.
Впоследствии истец неоднократно уточнял исковые требования, в окончательной редакции уточненного искового заявления истец просит суд: обязать Администрацию Целинского района Ростовской области разработать программу реализацию мероприятия, предусмотренного Генеральным планом муниципального образования «Целинское сельское поселение» в части строительства пешеходного моста через железнодорожные пути станции Целина Северо-Кавказской железной дороги в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании истец старший помощник прокурора Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Подолякина Н.Е. поддержала заявленные требования, просила суд удовлетворить уточненное исковое заявление.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации Целинского района не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в заявлении также указали, что исковые требования признают в полном объеме, последствия признания иска им понятны.
12.05.2023 года в Целинский районный суд Ростовской области от представителя ответчика Администрации Целинского района поступили возражения на исковое заявление, доводы которого суд в решении не дублирует.
01.09.2023 года в Целинский районный суд Ростовской области от представителя ответчика Администрации Целинского района поступили возражения на исковое заявление, доводы которого суд в решении не дублирует.
Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» Пересадина Л.В. в судебном заседании полагала возможным удовлетворить заявленные треьования.
21.06.2023 года в Целинский районный суд Ростовской области от представителя третьего лица ОАО «Российские железные дороги» поступил отзыв на исковое заявление, доводы которого суд в решении не дублирует.
Представитель третьего лица Министерство транспорта Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, об уважительной причине неявки не сообщили.
25.08.2023 года в Целинский районный суд Ростовской области от представителя третьего лица Министерства транспорта Ростовской области поступил отзыв на исковое заявление, доводы которого суд в решении не дублирует.
Представитель третьего лица Министерство финансов Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
25.08.2023 года в Целинский районный суд Ростовской области от представителя третьего лица Министерства финансов Ростовской области поступил отзыв на исковое заявление, доводы которого суд в решении не дублирует.
Представитель третьего лица Министерство финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, об уважительной причине неявки не сообщили.
Представитель третьего лица Правительство Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, об уважительной причине неявки не сообщили.
Представитель третьего лица Территориальное управление Росимущества в Ростовской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, об уважительной причине неявки не сообщили.
20.09.2023 года в Целинский районный суд Ростовской области от представителя третьего лица ТУ Росимущества в Ростовской области поступил отзыв на исковое заявление, доводы которого суд в решении не дублирует.
Ибрагимов Р.О., допрошенный в судебном заседании 21.09.2023 года в качестве свидетеля, суду пояснил, что станция Целина является промежуточной станцией. На станции осуществляются оказания услуг пассажирам, ходят пригородные поезда, ежесуточно в 10 часов 26 минут 2 пригородных поезда на этой станции скрещиваются. Есть 2 специализированных пути на этой станции, имеется 2 платформы, одна обычная стандартная платформа, примыкает к зданию вокзала, другая островная. В этот период времени движение грузовых поездов не осуществляется. Для перехода пассажиров к островной платформе в момент скрещения этих пригородных поездов имеется специальный переход, который располагается по оси здания, 135 км пикет 7, его предназначение служебный переход. Этот переход пересекает все 6 путей, его основное предназначение переход работников железнодорожной станции для осуществления своих служебных функций. Он по всем нормам является служебным, но не является пешеходным переходом. Кроме этого времени в 10.26, есть еще пригородные поезда, в 5.40, в 10.26, вечерний отправление в 16.30, и из г. Батайска в 21.30 и в 19.00, все приходят на первый путь, где имеется пассажирская платформа, которая примыкает к зданию вокзала и переходить через переход нет надобности. С учетом жалоб, и видя ситуацию они вынуждено разрывают составы, нарушается график производства, чтобы в утреннее время люди могли бы переходить, на станции имеется 2 пешеходных переходя оборудованных, но которыми люди не так активно пользуются. Станция «Целина» как и любая другая имеет паспорт обеспечения транспортной безопасности. Сегодня при полной реализации этих мероприятий ЖД станция Целина будет огорожена забором, исключая доступ посторонних лиц, для получения услуг перевозки, лица будут заходить со стороны здания вокзала, будет установлен пропускной режим, и по документам будет осуществлен пропуск.
В отношении не явившихся лиц суд рассмотрел дело в силу ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Учитывая, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчика и полагает возможным удовлетворить исковые требования Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Целинского района Ростовской области о возложении обязанности по строительству пешеходного моста над железнодорожными путями, в полном объеме.
Решение в окончательной форме принято 05.10.2023 года.
Руководствуясь ст. ст. 12, 39, 56, 194-199, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: