Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-108/2024 (2-1747/2023;) ~ М-1772/2023 от 05.12.2023

Дело № 2-108/2024 (2-1747/2023)

УИД 89RS0002-01-2023-002454-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 февраля 2024 года                 г. Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи         Михайловой О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ... о призвании действий незаконными, предоставлении жилого помещения взамен изымаемого,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в Лабытнангский городской суд ... с исковым заявлением к Администрации ... о признании действий незаконными, предоставлении жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения, отвечающее санитарным нормам и правилам, площадью не менее 48,9 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании заключения межведомственной комиссии ... от ДД/ММ/ГГ №, ... в ... признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно Приложения к данному распоряжению данный дом подлежал расселению еще в 2020 году. До настоящего времени данное распоряжение ответчиком не исполнено. ДД/ММ/ГГ истец получил соглашение о выплате денежной компенсации в размере 3 000 000 рублей. Истец с данным предложением не согласен по следующим основаниям: распоряжение Главы Администрации ... от ДД/ММ/ГГ № «Об утверждении Перечня жилых домов, признанных аварийными, и подлежащих сносу или реконструкции, и сроков отселения из аварийных и подлежащих сносу домов на территории ...» никем не отменено, не оспорено и не продлено. До настоящего времени более двух лет Администрации ... подвергает жизнь и здоровье жителей этого дома риску, связанному с обрушением дома. Администрация ... не исполняет сои собственные распорядительные акты. Истец согласен на предоставление в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 годах, утвержденной Постановлением Правительства ЯНАО, другого жилого помещения, отвечающее санитарным нормам и правилам, взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: ... по площади не менее 48,9 кв.м. При этом дом истца был включен в региональную адресную программу «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... в 2019 - 2023 годах», утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от ДД/ММ/ГГ №-П.

Протокольным определением суда от ДД/ММ/ГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ФИО5 и ФИО6

Судебном заседании, истец ФИО1 и его представитель ФИО4, действующий на основании нотариальной доверенности от ДД/ММ/ГГ, поддержали требования иска, по основаниям в нем изложенным.

Представитель ответчика администрации ... участия в судебном заседании не принимал, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя с их стороны, в удовлетворении заявленных требований просил отказать.

Третьи лица ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании, просили иск удовлетворить, полагая его законным и обоснованным.

Представитель третьего лица Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО участия в судебном заседании не принимал, извещен.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и документально подтверждено, что ФИО1 является собственником жилого помещения расположенного по адресу: ЯНАО, ..., на основании договора купли-продажи квартиры от ДД/ММ/ГГ (л.д. 57).

Заключением Межведомственной комиссии, назначенной Постановлением Главы ... от ДД/ММ/ГГ №, принятом ДД/ММ/ГГ № жилой дом расположенный по адресу: ЯНАО, ... признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 71).

Распоряжением заместителя главы Администрации ... от ДД/ММ/ГГ № утвержден Перечень жилых домов, признанных аварийными, и подлежащими сносу или реконструкции, и сроков отселения из аварийных и подлежащих сносу домов на территории ..., согласно которому срок отселения многоквартирного ... в ... запланирован на 2020 год (л.д. 12-13).

ДД/ММ/ГГ ФИО1 был вручен проект соглашения об изъятии жилого помещения, подлежащего сносу, с предоставлением возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу (л.д. 8-11).

Рыночная стоимость жилого помещения, подлежащего сносу, определена на основании отчета № «Об оценке Объекта оценки» составленного оценщиком ООО «АКСЕРЛИ», из которого следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки – квартиры, расположенной по адресу: ЯНАО, ... составляет 3 338 758 руб.

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия (части 1 и 2 статьи 40). В числе основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, ликвидация аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Базовые принципы реализации жилищных прав определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (Далее ЖК РФ).

В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно п. 6 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Частью 8 ст.32 ЖК РФ определено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.

Федеральный закон от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до ДД/ММ/ГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД/ММ/ГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ДД/ММ/ГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД/ММ/ГГ №473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», которым была введена часть 8.2 статьи 32 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 указанной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 указанной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, правовое значение для разрешения настоящего спора имеет обстоятельство, когда именно дом признан аварийным, включен в программу по переселению, и, когда лицо приобрело право на предоставление жилого помещения взамен аварийного.

Как уже было указано судом выше, заключением межведомственной комиссии № от ДД/ММ/ГГ, дом расположенный по адресу: ЯНАО, ... признан аварийным и подлежащим сносу.

Также судом установлено, что названный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ..., на 2019-2024 годы», утвержденную постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П.

Дата окончания переселения граждан из данного многоквартирного ... в ... определена ДД/ММ/ГГ (п. 400 Перечня многоквартирных домов, призванных авариными до ДД/ММ/ГГ).

В судебном заседании установлено, что ФИО1 приобрел жилое помещение ДД/ММ/ГГ, таким образом, истец имеет право на предоставление жилого помещения взамен аварийного, поскольку приобрел права до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При таких установленных судом обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований ФИО1 поскольку, как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным в 2014 году и включенном в региональную Программу переселения, выбрал способ обеспечения жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначное по площади другое жилое помещение.

Согласно правовой позиции изложенной в определении Верховного Суда РФ от ДД/ММ/ГГ №-КГ22-17-К8 включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Доводы ответчика о необходимости применения к спорным правоотношениям положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №473-ФЗ суд находит несостоятельными.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

При установленных судом обстоятельствах, анализируя приведенные выше нормы материального права и предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о признании за ФИО1 права на другое жилое помещение взамен аварийного при расселение многоквартирного жилого ... в ... в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ... в 2019-2024 годах, утвержденной Постановлением Правительства ... от ДД/ММ/ГГ №-П.

Разрешая требования иска о признании действий администрации ... незаконными, суд не усматривает оснований к удовлетворению иска в данной части.

Признание незаконными действий и решений органа местного самоуправления возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Указанная совокупность условий не установлена судом по настоящему делу.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что незаконность действий ответчика выражается в переносе сроков отселения из спорного аварийного дома и отсутствие ремонтных работ жилого фонда.

Вместе с тем, в материалах дела не представлено доказательств свидетельствующих о том, что распорядительные акты органа местного самоуправления о срока отселения из многоквартирного аварийного дома, признавались незаконными, в установленном законом порядке.

Также, отсутствуют сведения об обращениях истца в досудебном порядке в адрес ответчика с требованиями о предоставлении жилого помещения и расселении аварийного дома, в котором он проживает.

Кроме того, факт вручения истцу проекта соглашения, об изъятии жилого помещения подлежащего сносу с предоставлением возмещения за жилое помещение, исходя из приведенных выше обстоятельств и положений законодательства, не свидетельствует о незаконности действий Администрации ..., поскольку подписание проекта Соглашения носит добровольный характер, несогласие же с ним, не лишает стороны оставить свои права в том числе и в судебном порядке.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 48,9 ░░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ..., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 08 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ /░░░░░░░/

░░░░░ ░░░░░:

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-108/2024 (2-1747/2023;) ~ М-1772/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Холопов Василий Иванович
Ответчики
Администрация г. Лабытнанги
Другие
Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО
Холопова Елена Викторовна
Баричук Дмитрий Владислалович
Манзырев Родион Сергеевич
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Михайлова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2023Передача материалов судье
11.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Дело оформлено
20.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее