05RS0№-62
№а-151/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2024 года <адрес>
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Испагиева А.А.,
при секретаре судебного заседания – Гамзатове А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ФНС России по РД к Саидову Магомедсаиду Гаджиевичу о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям,
у с т а н о в и л:
Управление ФНС России по РД обратилось в суд с административным исковым заявлением к Саидову М.Г. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и соответствующей пени, мотивируя требования тем, что Саидов М.Г. владел перечисленными в налоговых уведомлениях имуществом (транспортные средства, жилые и нежилые строения, земельный участок), следовательно, административный ответчик является плательщиком земельного, транспортного и имущественного налогов. В связи с неуплатой указанных налогов Саидовым М.Г. ему направлены налоговые уведомления, а затем и требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа за 2017–2021 годы, последнее из них от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма недоимки по налогам и пени в общей сумме 612 389 руб. 14 коп., с предложением добровольного погашения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что ответчиком своевременно задолженность не была погашена, просит взыскать с ответчика недоимку по налогам и пени всего в размере 294 368,04 руб., которая состоит из земельного налога за 2017-2020 годы в размере 82 417 рублей, налога на имущество физических лиц за 2021 год в размере 162 538 рублей, транспортного налога за 2021 год в размере 41 153 рублей, а также пени за 2017-2021 годы в размере 58 300 рублей 04 копеек, в принудительном порядке.
Административный истец о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил. Имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Саидов М.Г., которому при подготовке дела к судебному разбирательству было предложено представить доказательства необоснованного начисления налогов, таких сведений не представил, принадлежность названного в исковом заявлении имущества, на которые начислены налоги, не оспорена, будучи надлежаще извещенным о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Пунктом 1 ч.1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По смыслу ч.1 ст. 45, ч. 1 ст. 69 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога, то есть письменного извещения о неуплаченной сумме налога и обязанности уплатить ее в установленный срок.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов ( налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
В силу ч.4 ст. 57 Налогового кодекса РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ч.1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч.3). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.4).
В силу с п. 5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ст.ст. 400, ч.1 401 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается имущество, расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе: жилое помещение (квартира, комната).
Согласно п.1 чт. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с ч.1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
П.п. 1.4 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст.ст.356, 357, ч.1 ст.358 Налогового кодекса РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ).
В судебном заседании установлено, что Саидову М.Г. в 2017-2021 годах принадлежали на праве собственности имущество, перечисленные в налоговых уведомлениях № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
* транспортные средства:
-ВАЗ 2108 за г/н Х181АА05рус (сумма налога за 2021 год – 464 рублей);
- Мерседес Бенц за г/н Н666АК05рус (сумма налога за 2021 год – 40 689 рублей)
* земельные участки
- с к/н 05:25:000001:443, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2017 год – 204 рублей, за 2021 год – 138 рублей);
- с к/н 05:40:000027:4013, общей площадью 888 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес>, №-г, участок - Б (сумма налога за 2017 год – 46 565 рублей, за 2021 год – 28 172 рублей);
- с к/н 05:40:000027:4012, общей площадью 989 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес>, №-д, (сумма налога за 2017 год – 3 475 рублей, за 2021 год – 4 205 рублей);
* объекты недвижимого имущества:
- жилой дом с условным номером 05-0-1-80/2014/72586, общей площадью 128 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2017 год – 2 280 рублей);
- квартира с условным номером 05-05-01/007/2011-674, расположенная по адресу: РД, <адрес>-а, <адрес> (сумма налога за 2017 год – 1 291 рублей);
- нежилое помещение с к/н 05:15:000004:849, общей площадью 171,8 кв.м., расположенное по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2021 год – 3 237 рублей);
- нежилое помещение с к/н 05:15:000004:831, общей площадью 48,6 кв.м., расположенное по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2021 год – 1 617 рублей);
- нежилое помещение с к/н 05:15:000004:848, общей площадью 1158,6 кв.м., расположенное по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2021 год – 83 875 рублей);
- нежилое помещение с к/н 05:15:000004:867, общей площадью 38,9 кв.м., расположенное по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2021 год – 733 рублей);
- нежилое помещение с к/н 05:15:000004:897, общей площадью 36,4 кв.м., расположенное по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2021 год – 440 рублей);
- нежилое помещение с к/н 05:15:000004:879, общей площадью 706,7 кв.м., расположенное по адресу: РД, <адрес> (сумма налога за 2021 год – 72 636 рублей);
Принадлежность такого имущества в указанный период административным ответчиком Саидовым М.Г. не оспаривалась.
В связи с неуплатой административным ответчиком исчисленного налога в установленные сроки, были направлены требования об уплате недоимки и пени по транспортному, имущественному и земельному налогам и пени.
Факт направления налогового уведомления, требований подтверждается списком почтовых отправлений, а также скриншотами базы данных АИС-3.
ДД.ММ.ГГГГ, мировым судьей судебного участка № <адрес> РД по заявлению налогового органа вынесен судебный приказ №а-930/2023 о взыскании с Саидова М.Г. задолженности по налогам и пени. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен по заявлению Саидова М.Г.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец УФНС России по РД обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Саидова М.Г. задолженности по обязательным платежам и санкциям всего в размере 294 368,04 рублей.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности административным ответчиком суду не представлено.
Расчет задолженности по требованиям судом проверен, признан правильным, контррасчета суду не представлено.
Срок обращения к мировому судье за выдачей судебного приказа по требованиям, когда сумма недоимки превысила 10000 рублей – соблюден. Срок обращения в суд с административным исковым заявлением после отмены судебного приказа также не пропущен.
Вопрос соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации проверяется при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей, о чем разъяснено в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
То есть, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании обязательных налоговых платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропущенного процессуального срока (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Следовательно, в настоящее время полагать, что налоговым органом пропущен срок обращения в мировой суд за выдачей судебного приказа оснований не имеется.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Управления ФНС России по РД о взыскании с Саидова М.Г. задолженности по обязательным платежам и санкциям в заявленном размере, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ и пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с Саидова М.Г. в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 144 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Управления ФНС России по <адрес> – удовлетворить.
Взыскать с Саидова Магомедсаида Гаджиевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Дагестан, зарегистрированного по адресу: <адрес>, (паспорт 82 10 905481, ИНН 050900824605) недоимку по:
- земельному налогу за 2017-2021 годы в размере 82 417,00 рублей,
- налогу на имущество физических лиц за 2021 год в размере 162 538,00 рублей,
- транспортному налогу за 2021 год в размере 41 153,00 рублей,
- пени за 2017-2021 годы в размере 58 300,04 рублей,
- а всего в размере 294 368 (двести девяносто четыре тысячи триста шестьдесят восемь) рублей 04 копеек.
Взыскать с Саидова Магомедсаида Гаджиевича государственную пошлину в доход федерального бюджета в сумме 6 144 (шесть тысяч сто сорок четыре) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Унцукульский районный суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Испагиев