Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1875/2024 ~ М-882/2024 от 08.02.2024

дело № 2-1875/2024

27RS0004-01-2024-001259-25

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 марта 2024 года                                                                                                г.Хабаровск

Индустриальный районный суд г.Хабаровска

в составе председательствующего судьи Черновой А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Панковской О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю к ФИО1 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие, обращении его в собственность государства, разрешении на его уничтожение,

установил:

Истец обратился в суд с иском к ФИО1 о прекращении права собственности на гражданское огнестрельное оружие <данные изъяты>.в, обращении его в собственность государства, разрешении на уничтожение.

В обоснование заявленных требований указано, что вышеуказанное оружие, принадлежащее ответчику, изъято в связи с нарушением требований Федерального закона «Об оружии», находится на хранении в комнате хранения оружия Отдела полиции УМВД России по <адрес> с <данные изъяты>. по настоящее время. В соответствии с ч.5 ст.27 Федерального закона «Об оружии» изъятые или сданные оружие и (или) патроны к нему, находящиеся на хранении в войсках национальной гвардии РФ либо органах внутренних дел, должны быть отчуждены собственником в соответствии с гражданским законодательством либо получены собственником в течении одного года со дня приема их на хранение. Ответчиком в течение всего времени (по настоящее время) не принимались какие-либо действия, направленные на возврат принадлежащего ему оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Отдел полиции УМВД России по <адрес>. Хранение оружия требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и т.д. Отделом ЛРР (по г.Хабаровску, Нанайскому и Хабаровскому районам) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю ответчику направлено уведомление о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако каких либо действий гр.ФИО1 предпринято не было. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным. Территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия - Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю такое бездействие расценивается, как отказ от права собственности в отношении названного оружия. Наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создает угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству. В силу ч. 6 ст.25 Федерального закона «Об оружии» обращенные в порядке, установленном законодательством РФ, в государственную собственность оружие и (или) патроны к нему уничтожаются войсками национальной гвардии РФ.

На основании изложенного просит прекратить право собственности гражданина ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие <данные изъяты>, обратить его в собственность государства, разрешить уничтожение указанного оружия.

Представитель истца в судебное заседание не явился, истец о времени и месте судебного заседания извещен согласно ст.117 ГПК РФ, предоставлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласии на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства путем направления судебной корреспонденции по адресу регистрации. Кроме того, сведения о ходе судебного разбирательства размещены на официальном сайте суда. Об уважительных причинах неявки ответчик суду не сообщил, не ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении судебного заседания. Возражений на иск не представил.

В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, в порядке заочного производства.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу положений ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).

Одно из таких оснований предусмотрено ст. 238 ГК РФ, согласно которой если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.

В соответствии с п. 2 ст.129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

На основании ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона Российской Федерации от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены, в том числе, полномочиями осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.

В соответствии с ч.ч. 1, 14 ст. 13 Федерального закона от 13.12.1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", право на приобретение охотничьего оружия имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года. Гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия, при регистрации спортивного огнестрельного короткоствольного оружия с нарезным стволом - разрешение на его хранение и использование на стрелковом объекте сроком на пять лет без права ношения. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 9 данного Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в установленном законом порядке получено разрешение на гражданское огнестрельное оружие МР-80-13Т калибр 45RUBBER г.в, что следует из выписки из СЦУО «Росгвардия».

Указанное оружие, принадлежащее ФИО1, изъято у последнего в связи с истечением срока действия разрешения, что подтверждается указанной выпиской, протоколом изъятия от <данные изъяты>.; передано на хранение и находится в комнате хранения оружия Отдела полиции УМВД России по <адрес> с указанной даты по настоящее время.

На основании ст. 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Из представленных документов следует, что ответчиком в течение всего времени (по настоящее время) не принимались какие-либо действия, направленные на возврат принадлежащего ему оружия. При этом бремя содержания оружия легло на Отдел полиции УМВД России по <адрес>.

Довод истца о том, что хранение оружия требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и так далее, в установленном процессуальном порядке не опровергнут.

Отделом ЛРР (по г.Хабаровску, Нанайскому и Хабаровскому районам) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю гражданину ФИО1 направлено уведомление исх. от <данные изъяты>. о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия либо принятии решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке.

Каких либо мер ответчиком до настоящего времени не принято: ФИО1 с заявлением о продлении срока действия разрешения в установленном законом порядке в органы внутренних дел не обращался.

Исходя из положений п. 2 ст. 129 ГК РФ и вышеуказанных норм ФЗ "Об оружии", гражданское огнестрельное оружие <данные изъяты>, относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, т.е. может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО1 не вправе на законных основаниях владеть спорным оружием.

Учитывая, что ответчик не может владеть и использовать оружие на законных основаниях, после передачи оружия на хранение в течение длительного времени не принял мер к его возврату, отчуждению, сведения о получении ответчиком нового разрешения (лицензии) отсутствуют, а наличие изъятого из оборота оружия, в отношении которого не принято мер к определению дальнейшего правового статуса, может привести к утрате контроля за таким оружием, что создаст угрозу его использования для совершения преступлений и причинения вреда гражданам, обществу и государству, суд полагает удовлетворить исковые требования в части - прекратить право собственности ФИО1 на гражданское огнестрельное оружие <данные изъяты> указанное оружие обратить в собственность государства.

При этом суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требований истца в части разрешения на уничтожение данного гражданского огнестрельного оружия по следующим основаниям.

Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814.

В силу п. 82 указанных Правил, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры РФ, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. При этом оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Истцом не представлено доказательств того, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически неисправным, при этом иных требований, определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено.

Кроме того, являясь органом, на которого законом в установленном порядке возложены полномочия по уничтожению изъятого огнестрельного и иного оружия, истец при наличии оснований, установленных Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814, вправе самостоятельно, без судебного решения, принять соответствующие меры, направленные на уничтожение изъятого у ответчика оружия. Суд в своей деятельности не подменяет другие государственные органы.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В соответствии с п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с ответчика ФИО1, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Хабаровскому краю (ИНН 2721227153) удовлетворить частично.

Прекратить право собственности ФИО1 (<данные изъяты> на гражданское огнестрельное оружие <данные изъяты> указанное оружие обратить в собственность государства.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ФИО1 (<данные изъяты> в доход муниципального образования Городской округ "Город Хабаровск" государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                           Чернова А.Ю.

мотивированное решение составлено 19 марта 2024г.

2-1875/2024 ~ М-882/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Хабаровскому краю
Ответчики
Третьяков Александр Валерьевич
Другие
Старший инспектор Отдела лицензионно-разрешительной работы (по г. Хабаровску, Нанайскому и Хабаровскому районам) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю майор полиции С.К. Лаптев
Суд
Индустриальный районный суд г. Хабаровска
Судья
Чернова А.Ю.
Дело на сайте суда
industrialny--hbr.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2024Передача материалов судье
12.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2024Подготовка дела (собеседование)
01.03.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2024Предварительное судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее