КОПИЯ
№12-158/2023
86MS0007-01-2022-003189-15
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Нижневартовск 22 февраля 2023 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты - Мансийского автономного округа – Югры Калашникова Н.Н.,
с участием должностного лица административного органа Бойковой Н.В., защитника Шилана С.И. - Григорьева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, старшего инспектора в Службе Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Бойковой Н.В. на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты–Мансийского автономного округа - Югры от <дата> производство по делу об административном правонарушении в отношении Шилана С. И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Государственный инспектор ХМАО - Югры в области охраны окружающей среды, старший инспектор в Службе Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Бойкова Н.В. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, которое просит отменить, направить дело на новое рассмотрение. В обоснование требований жалобы указала, что к охоте также приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Федерального закона № 209-ФЗ, п. 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 24 июля 2020 г. № 477 «Об утверждении Правил охоты». Обязательным признаком производства охоты является нахождение на территории охотничьих угодий с оружием, орудиями охоты либо добытой продукции охоты. Оружие может быть в любом его виде - как зачехленном, так и не зачехленном, как в заряженном, так и в разряженном состоянии.
В судебном заседании должностное лицо административного органа Бойкова Н.В. доводы жалобы поддержала в полном объёме, пояснила, что оружие находилось на плече у Шилана С.И.
Защитник Шилана С.И. - Григорьев Д.А. в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи без изменения, поскольку мировым судьей дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам.
Шилан С.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Судья, проверив доводы, изложенные в жалобе, выслушав должностное лицо административного органа, защитника, изучив представленный в суд административный материал в целом, приходит к выводу, что постановление мирового судьи подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1.2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 57 Закона об охоте).
Как следует из части 1 статьи 22 Закона об охоте, в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования могут устанавливаться такие ограничения охоты как запрет охоты в определенных охотничьих угодьях; запрет охоты в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов; определение сроков охоты и иные установленные в соответствии с федеральными законами ограничения охоты.
Основанием для составления в отношении Шилана С.И. протокола об административном правонарушении № от <дата> послужили изложенные в нем выводы должностного лица о том, что <дата> в 13:30 часов он, находился в общедоступных охотничьих угодьях Нижневартовского района в географических координатах <данные изъяты>с охотничьим огнестрельным оружием «<данные изъяты>» 12 кбр. в закрытые сроки охоты, чем нарушил п. 5.5 Правил охоты.
По результатам рассмотрения дела мировой судья пришел к выводу о прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения, поскольку не доказан факт нахождения Шилана С.И. в общедоступных охотничьих угодьях с оружием в разряженном состоянии, а также отсутствуют данные, свидетельствующие о выполнении Шиланом С.И. действий, указанных в п.5 ст.1 Федерального закона об охоте.
Однако с судебным актом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об охоте) охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Согласно части 2 статьи 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.
Пунктом 4 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477, к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, за исключением случаев нахождения в охотничьих угодьях с охотничьим огнестрельным оружием должностных лиц при осуществлении федерального государственного охотничьего надзора и производственных охотничьих инспекторов при осуществлении производственного охотничьего контроля.
Под охотничьими угодьями понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Пунктом 5.5 Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477 предусмотрено, что при осуществлении охоты физические лица обязаны осуществлять охоту в местах охоты, в пределах сроков и норм добычи охотничьих животных, указанных в разрешении на добычу охотничьих ресурсов.
Из материалов дела следует, что Шилан С.И. находился в охотничьих угодьях с расчехленным охотничьим огнестрельным оружием марки <данные изъяты> и боеприпасами к нему в количестве 2 штук в закрытые сроки на все виды охоты.
При таких обстоятельствах указанные выводы мирового судьи нельзя признать соответствующими приведенным положениям Федерального закона об охоте.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях, а выводы мирового судьи в рассматриваемом случае являются преждевременными.
Допущенные мировым судьей нарушения процессуальных требований носят существенный характер и повлияли на сделанные им выводы, в связи с чем обжалуемый судебный акт нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы срок давности привлечения Шилан С.И. к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел не истёк, дело подлежит направлению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Руководствуясь статьями 29.10 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, старшего инспектора в Службе Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Бойковой Н.В. удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата>, предусмотренное ч. 1.2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шилана С. И. отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова
Копия верна
Судья Н.Н. Калашникова
Подлинный документ находится
в административном деле №
Судья __________ подпись
Секретарь _________ подпись