Дело № 2-3352/2022
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
16 мая 2022 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Боевой А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова Алексея Анатольевича к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику указав, что ФИО1 является военнослужащим, проживает в служебном жилье по адресу: <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес>., распределенным Центральной жилищной комиссией Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Между ФИО1 и Врио командиром войсковой части 3492 заключен договор о пользовании служебным жилым помещением, находящимся по адресу <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес>. Совместно с ним в указанном жилом помещении проживают: сын ФИО2 (2010 г.р.) и дочь ФИО3 (2014 г.р.)., которые зарегистрированы по адресу: <адрес>. Истец является ветераном боевых действий (удостоверение серия ВВ № выдано ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации). Истец подал заявление в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, установленной пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах». ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано ответчиком, в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений (решение от ДД.ММ.ГГГГ №). Свой отказ в приеме документов ответчик обосновал тем, что адрес регистрации не совпадает с адресом фактического проживания.
Истец просит суд признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> назначить ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха на надлежащего - Министерство социального развития <адрес>.
В судебное заседание истец не явился, извещался.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, просила в иске отказать, рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий представляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах").
В соответствии с положениями ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является военнослужащим и ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серия ВВ №.
На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» истец зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно представленному в материалы дела ответу на запрос из Отдела социальной защиты населения района Лефортово ЮВАО <адрес>, ФИО1 состоит на учете в ОСЗН района Лефортово с ДД.ММ.ГГГГ, имеет льготную категорию «Ветеран боевых действий». ФИО6 оформлена социальная карта москвича. Ежемесячные денежные выплаты в рамках программы мер социальной поддержки жителей <адрес> ФИО1 не назначались и не выплачивались.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Врио командиром войсковой части 3492 заключен договор пользования служебным жилым помещением №, согласно которому правообладатель обязуется предоставить в пользование жилое помещение для использования в целях проживания. Вместе с ним в жилое помещение были вселены члены его семьи: сын ФИО2 (2010 г.р.) и дочь ФИО3 (2014 г.р.).
Истец обратился в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, установленной пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений (решение от ДД.ММ.ГГГГ №). Свой отказ в приеме документов ответчик обосновал тем, что адрес регистрации не совпадает с адресом фактического проживания.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе, по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, Конституциями и законами республик в составе РФ.
Статьей 2 названного Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом установлено, что регистрация истца по адресу: <адрес>А, обусловлена прохождением военной службы по контракту и произведена в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих, п. 106 Административного регламента, и в силу ст. 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, с учетом положений приведенного федерального законодательства, а также принимая во внимание, что истец и члены его семьи фактически проживают по адресу: <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес> на основании заключенного в установленном законом порядке договора пользования служебным жилым помещением, истец и совместно проживающие с ним члены семьи не могут быть лишены предоставленного им положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" права на получение мер социальной поддержки, предоставляемых ветеранам боевых действий и членам их семей только по причине отсутствия регистрации по месту фактического проживания.
При таких обстоятельствах суд признает не основанным на законе решение Балашихинского управления социальной защиты населения об истцу в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N 5-ФЗ "О ветеранах" по месту жительства.
Нарушенное право ФИО1 возможно восстановить путем обязания ответчика предоставить истцу меру социальной поддержки, предусмотренную п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», по оплате жилья в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес>.
В соответствии с п. 6 Порядка предоставления компенсации расходов компенсация назначается с ДД.ММ.ГГГГ, так как компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
Представленные по делу доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а в их совокупности и взаимной связи достаточными для разрешения гражданского дела.
Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца, и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании.
Таким образом, иск ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании отказа ДД.ММ.ГГГГ № и его отмене, а также обязании ответчика назначить ежемесячную денежную компенсацию с момента обращения за указанной мерой социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку компенсация расходов по оплате жилого помещения с первого числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения по городскому округу Балашиха Министерства социального развития Московской области от 17.02.2022 № 52891 и отменить его.
Обязать Министерство социального развития Московской области предоставить Иванову Алексею Анатольевичу, в соответствии с положениями подп.5 п.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки по адресу: <адрес>, мкр. Дзержинского, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Буянтуева Т.В.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Буянтуева Т.В.