Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-214/2024 ~ М-184/2024 от 23.05.2024

Дело № 2-214/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Токаревка, Тамбовская область                                   3 июля 2024 года

Токаревский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи                                        Копченкиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем                              Караваевой Н.И.,

с участием помощника прокурора Токаревского района Тамбовской области Стрелкова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Токаревского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Заря» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере недропользования

установил:

             Прокурор Токаревского района Тамбовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Заря» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере недропользования, указывая, что во исполнение задания прокуратуры Тамбовской области от 15.04.2024 прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере недропользования. В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в т.ч.: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Также в силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. Статья 49 ГК РФ предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия. Согласно п. 3 ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» определено, что пользователями недр могут быть, в том числе юридические лица. В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Согласно акту приема-передачи имущества № 3 от 23.10.2022, вносимого участником ООО «Заря» в качестве вклада в уставной капитал ООО «Заря» передана водозаборная скважина и водозаборная башня, расположенные по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево, ул.Луговая. При проведении прокуратурой района проверки также установлено, что на балансе ООО «Заря» числится водозаборная скважина № 8303 расположенная по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево, ул.Луговая. В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «Заря» является «забор, очистка и распределение воды». Как показала проверка, в нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений ООО «Заря» использует водоисточник – водозаборную скважину, расположенную по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево ул.Луговая, без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами. Таким образом, указанные нарушения могут привести к причинению вреда окружающей среде, а в последствии также могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного просил обязать ООО «Заря» не позднее восьми месяцев с момента вступления в силу решения суда получить лицензию на пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого и хозяйственно – бытового водоснабжения сельского населенного пункта.

Впоследствии заявленные исковые требования уточнил и просил суд обязать ООО «Заря» не позднее восьми месяцев с момента вступления в силу решения суда получить лицензию на пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сельского населенного пункта, а именно на пользование водозаборной скважиной № 8303, расположенной по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево, ул.Луговая.

Определением Токаревского районного суда Тамбовской области от 18 июня 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области.

     В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Токаревского района Стрелков Д.А. заявленные требования полностью поддержал, по основаниям изложенным в иске и просил обязать ответчика не позднее восьми месяцев с момента вступления в силу решения суда получить лицензию на пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения сельского населенного пункта, а именно на пользование аретзианской скважиной № 8303, расположенной по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево, ул.Луговая.

     Представитель ответчика ООО «Заря» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

     Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства экологии и природных ресурсов Тамбовской области в судебное заседании не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

     В силу ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

     Как следует из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

     Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

     Также Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе.

     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в т.ч.: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

       Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

      Также в силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

     Статья 49 ГК РФ предусматривает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

     Федеральным законом от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определены критерии, перечень лицензируемых видов деятельности, а также лицензионные требования и условия.

     Согласно п. 3 ст. 9 ВК РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

     В силу ст. 1.2 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

     В соответствии с п. 3 ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки. Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, подземные воды являются полезными ископаемыми.

     Статьей 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» определено, что пользователями недр могут быть, в том числе юридические лица. В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

      Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

     Согласно акту приема-передачи имущества № 3 от 23.10.2022, вносимого участником ООО «Заря» в качестве вклада в уставной капитал ООО «Заря» передана водозаборная скважина и водозаборная башня, расположенные по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево, ул.Луговая. При проведении прокуратурой района проверки также установлено, что на балансе ООО «Заря» числится артезианская скважина № 8303, расположенная по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево, ул.Луговая.

      В соответствии с п. 7 ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» определено, что права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «Заря» является «забор, очистка и распределение воды».

    Как показала проверка, в нарушение норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды, недропользования, водных отношений ООО «Заря» использует водоисточник – аретзианскую скважину, расположенную по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево ул.Луговая, без специального государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами. Таким образом, указанные нарушения могут привести к причинению вреда окружающей среде, а в последствии также могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Исходя из характера тех действий, которые обязан совершить ответчик в целях исполнения решения суда, срок, указанный в иске - 8 месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу, суд находит достаточным и разумным.

       Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд

Решил:

    Исковые требования прокурора Токаревского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Заря» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере недропользования - удовлетворить.

     Возложить на ООО «Заря» обязанность получить лицензию на пользование недрами с целью добычи пресных подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения сельского населенного пункта из артезианской скважины № 8303 расположенной по адресу: Тамбовская область, Токарёвский муниципальный округ, с.Гладышево, ул.Луговая, не позднее восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

     Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца, через Токаревский районный суд Тамбовской области со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                             Н.В.Копченкина

Решение суда в окончательной форме

принято 05 июля 2024г.

Судья:                                            Н.В.Копченкина

2-214/2024 ~ М-184/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Токаревского района
Ответчики
ООО "Заря"
Другие
Министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области
Суд
Токаревский районный суд Тамбовской области
Судья
Копченкина Наталия Владимировна
Дело на странице суда
tokarevsky--tmb.sudrf.ru
23.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.05.2024Передача материалов судье
27.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2024Дело оформлено
07.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее