Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-297/2024 от 21.05.2024

Судья Новикова И.В. Дело № 21-297/2024

(дело в суде первой инстанции № 12-369/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Колесникова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Панькиной Е.О.,

рассмотрев 29 мая 2024 года в г. Сыктывкаре Республики Коми в открытом судебном заседании жалобу Попова А.А., защищающего интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми на постановление № 194/24/98011-АП врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов от 01 марта 2024 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением № 194/24/98011-АП врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Л. от 01 марта 2024 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее по тексту также Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попов А.А. в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратился с жалобой в Сыктывкарский городской суд Республики Коми, в которой просил оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить, приводя доводы о том, что Министерством приняты надлежащие меры к исполнению установленной судебным решением обязанности, в пределах возможных размеров финансирование до ГКУ РК «УправтодорКоми» доведено.

По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми 25 апреля 2024 года принято решение, в соответствие с которым постановление № № 194/24/98011-АП врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов от 01 марта 2024 года оставлено без изменения, жалоба Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

В настоящее время защитник Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми Попов А.А., уполномоченный соответствующей доверенностью, обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой на состоявшиеся по делу об административном правонарушении постановление и решение, в которой, приводя доводы, аналогичные доводам жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, просит об их отмене и прекращении производства по делу, полагая, что Министерством предприняты все меры для исполнения решения суда, в том числе до ГКУ РК «УправтодорКоми», силами которого осуществляется решение суда, в полном объеме доведены денежные средства на выполнение мероприятий, указанных в Перечне объектов капитального ремонта, ремонта в 2024-2026 годы, сформированном по предложениям и информации ГКУ РК «УправтодорКоми»; также указывает со ссылкой на государственные контракты от 11 октября 2021 года (работы приняты приемочной комиссией по акту от 30 декабря 2022 года), от 23 мая 2023 года (работы приняты приемочной комиссией по акту от 28 декабря 2023 года), от 07 ноября 2022 года (работы приняты приемочной комиссией по акту от 20 декабря 2022 года) на выполнение решения суда, а равно отсутствии оснований для привлечения Министерства к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Попов А.А., защищающий интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, доводы жалобы поддержал в полном объеме, утверждая об исполнении решения суда.

Иные участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми не явились, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явку которых обязательной не признаю.

Заслушав объяснения защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии со статьей 11 указанного Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 105 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Как усматривается из материалов дела и установлено судьей городского суда, вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 10 сентября 2020 года по делу № 2-6084/2020 на Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми возложена обязанность в срок до 01 октября 2021 года организовать и привести состояние дорожного покрытия автомобильной дороги «Сыктывкар – Кудымкар» на участке с 3 км по 49 км в соответствие с требованиями ГОСТ 33220-2015 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию» и ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

На основании исполнительного документа, выданного по вступлению в законную силу вышеуказанного решения суда, МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми 11 октября 2021 года в отношении Министерства возбуждено исполнительное производство № 84334/21/98011-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 03 ноября 2021 года с Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.

Постановлением МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми от 03 ноября 2022 года произведена замена должника в исполнительном производстве с Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми на правопреемника Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.

Постановлениями должностных лиц МОСП по ИОВИП УФССП по Республике Коми от 21 декабря 2022 года и 21 августа 2023 года Министерство привлечено к административной ответственности по частям 1 и 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Постановлением должностного лица службы судебных приставов от 13 ноября 2023 года, оставленным без изменения решениям Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 декабря 2023 года, Министерство привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением Верховного Суда Республики Коми приведенные постановление и решение изменены, действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми переквалифицированы с части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми 15 ноября 2023 года вручено требование от 14 ноября 2023 года об исполнении решения суда в срок до 15 января 2024 года.

Согласно информации Министерства № 03-26-01/6084/5 от 21 декабря 2023 года, исполнить решение суда в срок до 15 января 2023 года не представляется возможным ввиду недостаточного объеме финансирования, а также по технологическим причинам, обусловленным требованиям ГОСТ.

Таким образом, требования исполнительного документа в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, должником не исполнены.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 22 февраля 2024 года протокола об административном правонарушении и вынесения должностным лицом службы судебных приставов 01 марта 2024 года постановления № 194/24/98011-АП о привлечении Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности по вмененному административному правонарушению, судья городского суда на основании фактических обстоятельств пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства строительства и дорожного хозяйства Республики Коми к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из того, что требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа срок в отсутствие на то уважительных причин не исполнены.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 22 февраля 2024 года № 194/24/98011-АП, постановлением о взыскании исполнительского сбора от 03 ноября 2021 года, постановлением от 13 ноября 2023 года (с учетом решения Верховного Суда Республики Коми от 24 января 2024 года) о привлечении Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, требованием от 14 ноября 2023 года, а также другими представленными доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми квалифицированы по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего исполнительное производство.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 указанного Кодекса.

Доводы жалобы о выделении Министерством денежных средств на капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог в 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 году ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», силами которого должно быть осуществлено исполнение судебного решения, не влекут отмену постановления должностного лица и судебного акта.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2478-О указано, что положения части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины, только лишь на основании факта невыделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Вместе с тем из представленных документов не следует, что денежные средства были выделены для исполнения судебного решения по гражданскому делу № 2-6084/2020 от 10 сентября 2020 года.

Само по себе осуществление финансирования не является основанием, исключающим административную ответственность Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми в совершении вмененного административного правонарушения, поскольку объектом правонарушения является фактическое исполнение судебного акта.

При этом указание в жалобе на заключение на выделенные Министерством денежные средства ГКУ РК «...» государственных контрактов № 0307200030621001733/2021 на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар-Пермь на участке Веселовка-Граница Пермского края км 25+000 – км 35+000 от 11 октября 2021 года, № 0307200030622000765/2022 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар-Пермь на участке Веселовка-Граница Пермского края км 25+000 – км 35+000 от 23 мая 2022 года, № 0307200030622002469/2022 на выполнение работ по замене существующего барьерного ограждения на отдельных отрезках автомобильной дороги Сыктывкар-Кудымкар-Пермь на участке Веселовка-Граница Пермского края от 07 ноября 2022 года и принятие данных работ приемочной комиссией не опровергает выводов должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в действиях Министерства состава вмененного правонарушения, поскольку не свидетельствует об исполнении приведенного выше судебного решения в полном объеме. Вместе с тем следует отметить, что настаивая на исполнении решения суда, Министерством доказательств исполнения решения суда, в том числе постановления об окончании исполнительного производства не представлено.

Кроме того, данные доводы опровергаются сведениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми № 03-26-01/6084/5 от 21 декабря 2023 года, согласно которым исполнить решение суда в срок, установленный судебными приставами, до 15 января 2023 года не представляется возможным ввиду недостаточного объема финансирования, а также по технологическим причинам, обусловленным требованиям ГОСТ; а также № 03-26-01/6084/6 от 21 февраля 2024 года, находящимися в материалах исполнительного производства, представленного службой судебных приставов, из которого следует, что исполнить решение суда в настоящее время не представляется возможным ввиду погодных условий. Также следует отметить, что информация о невозможности исполнить судебное решение от 21 февраля 2024 года направлена в адрес судебных приставов позднее последнего упомянутого в жалобе акта приемки выполненных работ, датированного 28 декабря 2023 года.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Совершенное Министерством правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Решение суда, на основании которого выдан исполнительный документ, вступило в законную силу, не отменено, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» подлежит неукоснительному исполнению.

Статья 2, часть 3 статьи 17, статья 18, часть 1 статьи 45 и статья 46 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод. При этом защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства.

Неисполнение содержащихся в решении суда требований, в том числе сроков исполнения, является нарушением конституционных прав граждан на судебную защиту.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в пункте 2 Постановления от 30 июля 2001 года № 13-П, защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства, и такая защита не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется.

Назначенное Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми наказание отвечает требованиям статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица.

Должностное лицо службы судебных приставов и суд первой инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу, не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера во вновь установленный срок судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, и соблюдению норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Оснований для применения положений части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Обстоятельств, препятствующих исполнению исполнительного документа и законного требования судебного пристава-исполнителя, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену вынесенных постановления и решения, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Таким образом, постановление должностного лица службы судебных приставов и судебное решение, вынесенные с учетом обстоятельств дела, подтвержденных совокупностью исследованных доказательств, являются законными и обоснованными, оснований для их отмены и удовлетворения жалобы защитника Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление № 194/24/98011-АП врио начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Коми Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов от 01 марта 2024 года и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 апреля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу Попова А.А., защищающего интересы юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

Решение вступает в силу со дня его принятия.

Судья Д.А. Колесникова

21-297/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Минстрой Республики Коми
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Колесникова Д.А.
Статьи

ст.17.15 ч.2 КоАП РФ

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
21.05.2024Материалы переданы в производство судье
29.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Дело оформлено
07.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее