Судья Сафарян И.А. |
№ |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
13 мая 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 23 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федосеевой Ю. В.,
установил:
постановлением должностного лица Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 27 января 2022 г. начальник Костомукшской ветеринарной станции ГБУ РК «Республиканский центр ветеринарии и консультирования» Федосеева Ю.В. была подвернута наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ.
Решением судьи Костомукшского городского суда РК от 23 марта 2022 г., принятым по результатам разрешения жалобы привлекаемого к ответственности лица, постановление о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава вменяемого правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
В поданной в вышестоящий суд жалобе должностное лицо административного органа Воробьев А.А. просит отменить решение судьи и оставить без изменения постановление о назначении административного наказания в связи с доказанностью факта совершения Федосеевой Ю.В. вменяемого деяния и недостаточным изучением судьей фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Заслушав представителя административного органа Кретову Е.Н., поддержавшую доводы жалобы должностного лица, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В ч.1 ст.10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
Исходя из положений ст.15 Закона РФ от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».
В соответствии с п.2 Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, являющихся Приложением №1 к приказу Минсельхоза России от 27.12.2016 №589 (далее - Ветеринарные правила), ВСД (ветеринарные сертификаты, ветеринарные свидетельства, ветеринарные справки), характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, включенные в Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Минсельхоза России от 18.12.2015 №648, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
В п.3 Ветеринарных правил определены случаи необходимости оформления ВСД.
Из п.6 Ветеринарных правил следует, что ВСД оформляются и (или) выдаются в течение 1 рабочего дня при отсутствии необходимости проведения лабораторных исследований, осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров, а при наличии необходимости в их проведении - в течение 1 рабочего дня после получения результатов лабораторных исследований от лабораторий (испытательных центров), осмотра, ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров уполномоченным на оформление ВСД лицом. Лицо, принявшее решение о направлении подконтрольного товара на лабораторные исследования, осмотр, ветеринарно-санитарную экспертизу, обязано по требованию лица, обратившегося за оформлением ВСД, представить письменное обоснование принятого решения в течение суток.
В соответствии с п.7 Ветеринарных правил при производстве подконтрольных товаров на территории Российской Федерации, их перемещении по территории Российской Федерации и переходе права собственности на них на территории Российской Федерации ВСД оформляются на основании лабораторных исследований, проведенных в лабораториях (испытательных центрах), входящих в систему органов и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иных лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в национальной системе аккредитации, если их проведение в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством Российской Федерации.
Основанием для привлечения Федосеевой Ю.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, послужил выявленный в рамках установленных Федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» процедур на основании задания заместителя руководителя Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 01 декабря 2021 г. №Е-1 факт оформления начальником Костомукшской ветеринарной станции ГБУ РК «Республиканский центр ветеринарии и консультирования» по адресу: Республика Карелия, г.Костомукша, улица Мира, дом 10, исходящего эВСД от 30 ноября 2021 г. № по форме №4 в ФГИС «Меркурий» на форель потрошенную, охлажденную, датой выработки 30 ноября 2021 г., сроком годности до 12 декабря 2021 г., в количестве 30,64 кг (производитель: ООО «Форкос», (...), цех переработки рыбы, расположенный по адресу: Республика Карелия, г.Костомукша, Приграничное шоссе, дом 22, получатель: ООО «Форкос», магазин «ЗОЛОТО КАРЕЛИИ» (Республика Карелия, г.Костомукша, бульвар Лазарева, дом 1, Торговый центр «Славяне») без осуществления всех необходимых лабораторных исследований (органолептических, паразитологических, на уровень содержания токсичных элементов, пестицидов и радионуклидов), предусмотренных техническими регламентами ЕАЭС (в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» проведено только микробиологическое исследование).
По результатам судебного пересмотра постановление должностного лица о назначении административного наказания отменено, производство по делу прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава вменяемого Федосеевой Ю.В. противоправного деяния.
Обжалуя судебный акт, должностное лицо административного органа в обоснование своих доводов указывает на доказанность факта совершения Федосеевой Ю.В. выявленного правонарушения и недостаточное изучение судьей фактических обстоятельств дела, однако следует отметить следующее.
Заложенные в ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ правовые нормы не допускают ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено решение о прекращении производства по делу, за исключением случаев, указанных в п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, которым предусмотрена возможность отмены судебного акта и возвращения дела на новое рассмотрение правомочному судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения к административной ответственности на основании постановления должностного лица за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ составляет два месяца.
В соответствии с положениями п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, с учетом системного толкования положений ч.1 ст.4.5 КоАП РФ и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ по истечении установленного срока давности привлечения к административной ответственности вопросы о наличии события или состава вменяемого противоправного деяния в действиях лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не могут.
Учитывая, что постановление должностного лица в судебном порядке отменено, производство по делу прекращено и на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности истек, возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий Федосеевой Ю.В. на предмет доказанности события и состава вменяемого деяния утрачена.
Поскольку поворот к худшему для лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, возможен лишь в качестве крайней меры, когда допущенные в предшествующем разбирательстве существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ повлияли на исход дела и исказили саму суть правосудия, и таких нарушений по делу не установлено, правовых оснований для отмены решения судьи и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 23 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федосеевой Ю. В. оставить без изменения, жалобу должностного лица - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова