Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
уникальный идентификатор дела № 92RS0002-01-2023-000595-94 производство № 2-1480/2023 |
30 марта 2023 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя под председательством судьи МОЦНОГО Н.В.,
при секретаре судебного заседания ГАЕВСКОЙ Т.И.,
с участием:
истца Краевской Е.В.,
представителя истца Зима Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевской Елены Викторовны к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации;
третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя,
у с т а н о в и л:
В феврале 2023 года Краевская Е.В. обратилась в суд с иском в котором просила:
- установить факт проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, в период времени с августа 1993 года по 11.12.1993 года;
- признать в порядке приватизации государственного жилищного фонда право собственности на жилое помещение - комнату №, общей площадью 11,9 кв.м., по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером: №.
В обоснование иска указано, что данное жилое помещение предоставлено Краевской Е.В. в период трудовых отношений. При обращении в Департамент капитального строительства г. Севастополя о передаче занимаемого жилого помещения в собственность получен отказ мотивированный отсутствием сведений о регистрации по месту проживания после 04.07.1991 года, а также отнесением занимаемого жилого помещения к специализированному жилищному фонду. С указанными основаниями заявитель не согласна, считает, что у неё возникло право на получение жилого помещения в собственность.
В судебном заседании истец Краевская Е.В. доводы иска поддержала. Пояснила, что с августа 1993 года проживает в комнате №, при этом по неизвестным причинам осуществлена регистрация по комнате № только с декабря 1993 года.
Представитель истца Зима Д.А. доводы иска поддержал. Пояснил, что у его доверителя возникло право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения.
Департамент капитального строительства г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, явку представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки не известили, что в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав пояснения истца и его представителя, показания свидетелей и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организации.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В силу п. 2 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Статьей 217 ГК РФ предусмотрено, что имущество, находящееся государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке предусмотренном законом о приватизации государственной муниципального имущества.
На основании ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541 «О приватизации жилого фонда РФ" граждане Российской Федерации имеющие право пользования жилыми помещениями государственной муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, или нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541 «О приватизации жилого фонда РФ" каждый гражданин имеет прав приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещения в государственном и муниципальном жилом фонде социального использования один раз.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или нескольких из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, как статья 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживаю совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 указанного Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом установлено, что Краевская Е.В. на основании договора социального найма жилого помещения от 26 июля 2019 года № ДСН/19 - 556, является нанимателем изолированного жилого помещения - комнаты №, общей площадью 11,9 кв.м., по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером: №.
Ранее Краевская Е.В. в приватизации жилых помещений не участвовала, что подтверждается справкой № СПР/22-137, выданной 19.01.2023 года Департаментом капитального строительства г. Севастополя.
В соответствии с распоряжениями Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 года № 148-РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр города Севастополя», жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. №, включено в Реестр собственности города Севастополя, Распоряжением №20253-РДИ от 17.12.2018г внесены изменения в распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 25.01.2016 № 148-РДИ, что подтверждается выпиской из реестра собственности города Севастополя № 004464 от 19.12.2018 года.
По результатам рассмотрения заявления Краевской Е.В. Департаментом капитального строительства г. Севастополя принято решение от 10.01.2019 года № ОПР/19-608 об отказе в передаче в собственность в порядке приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. №. Департамент мотивировал отказ тем, что заключение договора о передаче в собственность граждан жилых помещений в общежитии в порядке приватизации, противоречит ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации». Также установлено, что заявителем не предоставлены справки о регистрации по месту жительства из всех мест проживания после 04 июля 1991 года или документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства после 04.07.1991 года.
Согласно справки ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского» № 12/34-240 от 04.08.2021 года о регистрации по месту жительства, Краевская E.B. обучалась в университете с 10.01.1989 г. по 02.07.1993 г.
Таким образом истец проходила обучение в ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского» с 10.01.1989 г. по 02.07.1993 г. После окончания университета на основании приказа № 829 от 02.08.1993 г. принята на должность врача - стоматолога в медсанчасть отделение № 10080 Севастопольского государственного Ордена Трудового Красного Знамени завода имени В. Д. Калмыкова, который в последствии был переименован в Научное производственное объединение «Муссон». С момента трудоустройства в августе 1993 года была вселена и проживала в г. Севастополе по <адрес>, комната №, однако регистрирующая организация зарегистрировала истица по месту жительства лишь с 11.12.1993 года по комнате №.
В судебном заседании свидетели ФИО6 и ФИО7 подтвердили факт проживания Краевской Е.В. в занимаемом её в настоящее время помещении общежития с момента трудоустройства на заводе.
В соответствии с приказом Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного во исполнении решения Севастопольского городского Совета от 20.05.2008 года «О зачислении здание общежития ОАО «Муссон» по адресу: г. Севастополь, <адрес>, на баланс КП «Жилсервис-15», здание общежития передано в коммунальную собственность г. Севастополя.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года, обращено внимание на то, что основанием для изменения правового режима жилого помещения является принятие соответствующего решения органом, осуществляющим управление государственным или муниципальным жилым фондом, а также принятие решение о передаче данного жилого помещения в муниципальную собственность. Отмечено, что принятие решения о передаче в муниципальную собственность общежития влечёт утрату в силу закона статуса общежития и применения правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (вопросы 20, 21).
В отношении специализированных жилых помещений, утративших свой статус по приведённым основаниям, действующее жилищное законодательство допускает заключение договора социального найма.
Аналогичные положения содержались в ст. 5 Закона Украины «О жилищных правах жителей общежитий» от 04.09.2008 года № 500-VI.
Частью 2 ст. 4 Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жителей общежитий» определено, что граждане, которые на законных основаниях в общежитиях государственной формы собственности, общежитиях, которые были включены в уставные капиталы обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), приобретают право на приватизацию жилых помещений в таких общежитиях после их передачи в собственность соответствующей территориальной общины.
В п. 5 ч. 1 ст. 5 приведенного Закона Украины указано, что после принятия общежития в собственность территориальной общины согласно этому Закону и в соответствии с Общегосударственной целевой программы передачи общежитий в собственность территориальных общин местный совет принимает на сессии в пределах своей компетенции соответствующее решение относительно дальнейшего его использования, а именно:
а) оставить жилой комплекс общежития в статусе общежития и разрешить приватизацию его жилых и нежилых помещений. В таком случае осуществляется приватизация помещений общежития его законными жителями в порядке, предусмотренном настоящим Законом;
б) предоставить целостному имущественному комплексу статус "социальное жилье" и не позволять приватизацию его жилых помещений. В этом случае приватизация жилых помещений общежития не производится (в том числе и в случаях, предусмотренных настоящим Законом), а бывшим законным жителям общежития, с их согласия, предоставляется соответствующее социальное или другое жилье;
в) перепрофилировать общежитие и использовать целостный имущественный комплекс бывшего общежития по другому назначению. В этом случае совет одновременно принимает решение по обеспечению законных жителей такого общежития другим жильем в соответствии с законодательством;
г) снести целостный имущественный комплекс бывшего общежития и принять меры по строительству на освобожденной земельном участке социального жилья или продажи земельного участка на аукционе согласно земельному законодательству. В этом случае совет одновременно принимает решение по обеспечению законных жителей такого общежития другим жильем в соответствии с законодательством;
г) снести бывшее общежитие (соответствующий целостный имущественный комплекс) и высвободить земельный участок с последующей его продажей на аукционе. В этом случае лица, на которых распространяется действие настоящего Закона, подлежат переселению в другое пригодное для проживания людей жилье, принадлежащее на праве собственности или на праве пользования соответствующему местному совету. Таким лицам, по их согласию, исполнительным органом местного совета может быть выдана денежная компенсация за взятие ими (их семьями) жилья в аренду на определенный срок (но не более одного года). Размер и порядок выдачи указанной компенсации определяет каждый местный совет самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства и исходя из собственных возможностей.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно предусматривает, что данное право появляется, существует и реализуется - субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственно или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 119-0).
Более того, согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонд в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передачи жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложен обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения собственность, в том числе совместную или долевую.
Поскольку спорное жилое помещение предоставлено истцу на законном основании, документов, свидетельствующих о том, что право заявителя на постоянное проживание в занимаемом жилом помещении было оспорено в материалах дела не имеется, Департаментом капитального строительства г. Севастополя заключен договор социального найма, а решение о предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма не оспорено, суд приходит к выводу о наличии у истца права на приватизацию жилого помещения в силу закона.
Прав на другое недвижимое имущество жилищного фонда истец не имеет, в приватизации государственного жилищного фонда ранее не участвовал. Проживает в указанном жилом помещении на условиях договора социального найма.
При этом, каких-либо злоупотреблений или нарушений со стороны истца при вселении в спорное жилое помещение и заключении договора социального найма судом не установлено.
С учетом вышеизложенного, суд полагает возможным установить факт проживания истца в сорном жилом помещении и признать за ней право собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации государственного жилищного фонда.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковое заявление Краевской Елены Викторовны к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации государственного жилищного фонда - удовлетворить.
Установить факт проживания Краевской Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в жилом помещении по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ком. №, в период с августа 1993 года по 11.12.1993 года.
Признать за Краевской Еленой Викторовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилое помещение - комнату №, общей площадью 11,9 кв.м., по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером: №, в порядке приватизации государственного жилищного фонда.
Решение является основанием для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен 04.04.2023 года.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ Н.В. Моцный
Решение не вступило в законную силу
-----------------------------------------¬
¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦
¦подпись судьи _____________________ ¦
¦Наименование должности ¦
¦уполномоченного работника аппарата суда ¦
¦помощник судьи ФИО9 ¦
¦ (инициалы,фамилия) ¦
¦"__" _____________ 20__ г. ¦
L-----------------------------------------