категория 2.148
91RS0002-01-2023-000823-17
Дело № 2-1560/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
03 мая 2023 года город Симферополь
Киевский районный суд гор. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Пронина Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лозинской А.Н.,
с участием представителя истца ФИО3, ФИО1, представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации г. Симферополя к ФИО1, третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя Республики Крым, МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя Республики Крым, ООО «Ветеринарный клинический центр» о запрете нецелевого использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> Республики Крым обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконными действия ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>;
- запретить ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения коммерческой деятельности в виде размещения ветеринарной клиники, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства;
- взыскать с ФИО1 в пользу Администрации <адрес>, на случай неисполнения судебного акта, судебную неустойку за неисполнение решения Киевского районного суда <адрес> по данному гражданскому делу в размере 3 000 рублей, за каждый день просрочки исполнения решения суда, с даты вступления его в законную силу и до фактического исполнения решения суда.
Исковое заявление мотивировано тем, что между Администрацией <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером №, площадью 935 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 6 лет. Земельный участок предоставлен с целью реконструкции находящихся на участке зданий под центр социально-бытового обслуживания. Указанный участок в соответствии с п. 1.3 Договора предоставлен с видом разрешенного использования - бытовое обслуживание (код 3.3), социальное обслуживание (код 3.2). Государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым проведено выездное обследование объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам чего составлен Акт проверки №. При визуальном осмотре было установлено, что на указанном земельном участке расположен двухэтажный объект капитального строительства, в котором размещена ветеринарная клиника, что свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. На основании изложенного истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО3 настаивала на удовлетворении заявленных требований, ФИО1 возражал против его удовлетворения, представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО4 просила иск удовлетворить, иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, что подтверждается соответствующими почтовыми отправлениями и расписками, приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 113, ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в данном судебном заседании, с учетом надлежащего извещения сторон и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 67 ГПК РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе, осуществление муниципального жилищного, земельного контроля.
В силу ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 9, часть 1; статья 17, часть 3; статья 35, часть 2; статья 36, части 1 и 2).
В порядке реализации отмеченных предписаний Конституции Российской Федерации, устанавливающих конституционные параметры правового регулирования земельных отношений, Земельный кодекс Российской Федерации (подпункт 8 пункта 1 статьи 1) закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории. Будучи неотъемлемым элементом правового регулирования земельных отношений, этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 7 и абзац второй статьи 42) и Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 35-П и др.).
При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяются градостроительным регламентом, который устанавливается с учетом видов территориальных зон.
В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным.
Ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Анализ действующего законодательства (п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30, ст. 36 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, п. 2 ст. ст. 7, 85 Земельного кодекса РФ) позволяет сделать вывод, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что между Администрацией <адрес> и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером №, площадью 935 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, сроком на 6 лет.
Земельный участок предоставлен с целью реконструкции находящихся на участке зданий под центр социально-бытового обслуживания. Указанный участок в соответствии с п. 1.3 Договора предоставлен с видом разрешенного использования - бытовое обслуживание (код 3.3), социальное обслуживание (код 3.2).
Согласно карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный решением 50-й сессии Симферопольского городского совета Республики Крым I созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № находится в границах функциональной зоны «Зона туристического центра».
Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Симферополь, утвержденных решением 45 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым II созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером № находится в границах в границах трех территориальных зон: «зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж-2)», «зона делового, общественного, коммерческого и объектов культурно-туристического назначения (О-1)», «зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (ИТ-2).»
Государственным инспектором Республики Крым по использованию и охране земель управления государственного земельного надзора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым проведено выездное обследование объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам чего составлен Акт проверки №.
При визуальном осмотре было установлено, что на указанном земельном участке расположен двухэтажный объект капитального строительства, в котором размещена ветеринарная клиника, что свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка.
Однако, во исполнение требования суда, Управлением муниципального контроля Администрации <адрес> предоставлен Акт осмотра объекта земельных отношений – земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 154-157, т.1), согласно которому визуальным осмотром должностных лиц Управления установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обустроен продуктовый магазин. Признаков нецелевого использования данного земельного участка на момент осмотра не установлено.
Вышеуказанные сведения об отсутствии доказательств нецелевого использования ответчиком в настоящий момент земельного участка с кадастровым номером № подтверждены представителем истца в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к вводу о том, что истцом не представлены доказательства нецелевого использования ответчиком земельного участка с кадастровым номером № в настоящий момент.
Право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (статья 123 часть 3), - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством. Иное не согласуется с универсальным во всех видах судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П и др.).
С учетом вышеизложенного судебной защите подлежит нарушенное право, а с учетом того, что материалами дела не подтвержден в настоящий момент факт нецелевого использования ответчиком земельного участка с кадастровым номером №, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий ФИО1 по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; запрете ФИО1 использовать земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения коммерческой деятельности в виде размещения ветеринарной клиники, до приведения правоустанавливающих документов на земельный участок в части вида его разрешенного использования в соответствие с требованиями действующего законодательства; взыскании с ФИО1 в пользу Администрации г. Симферополя, на случай неисполнения судебного акта, судебной неустойки за неисполнение решения Киевского районного суда г. Симферополя по данному гражданскому делу в размере 3 000 рублей, за каждый день просрочки исполнения решения суда, с даты вступления его в законную силу и до фактического исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения искового заявления Администрации г. Симферополя Республики Крым.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░– ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.