<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 июня 2024 года г. Сураж
Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Зайцева С.Я., при секретаре Мышакиной С.А., с участием помощника прокурора Суражского района Брянской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Суражского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Слищенская основная общеобразовательная школа» Суражского района Брянской области, Администрации Суражского района Брянской области об обязании выполнить мероприятия по организации помещения для осуществления медицинской деятельности и выделении денежных средств для проведения указанных мероприятий,
установил:
Прокурор Суражского района Брянской области обратился в суд с указанным иском ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что прокуратурой Суражского района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Слищенская основная общеобразовательная школа» Суражского района Брянской области (далее – МБОУ «Слищенская ООШ»), в ходе которой установлено, что в МБОУ «Слищенская ООШ» отсутствует помещение для осуществления медицинской деятельности, соответствующее установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокурором района начальнику отдела образования администрации Суражского района и директору МБОУ «Слищенская ООШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Однако, по результатам рассмотрения представления нарушения устранены не были.
В связи с изложенными обстоятельствами, истец просил суд возложить на администрацию Суражского района обязанность устранить нарушения закона путем выделения необходимых бюджетных средств МБОУ «Слищенская ООШ» для выполнения мероприятий по организации помещения для осуществления медицинской деятельности, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям для осуществления медицинской деятельности, обязать МБОУ «Слищенская ООШ» устранить нарушения закона путем выполнения мероприятий по организации помещения для осуществления медицинской деятельности, соответствующей установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В судебном заседании помощник прокурора Суражского района Брянской области ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации Суражского района Брянской области, МБОУ «Слищенская ООШ» в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания уведомлены своевременно и надлежащим образом.
Представитель МБОУ «Слищенская ООШ» ФИО3 в письменном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело без его участия, также указал, что заявленные исковые требования признает по указанным в иске основаниям, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Выслушав помощника прокурора, изучив исковое заявление и материалы дела, суд установил следующее.
МБОУ «Слищенская ООШ», расположенное по адресу: <адрес>, является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является осуществление основного общего образования. Учредителем образовательного учреждения является Администрация Суражского района Брянской области.
Проведенной прокуратурой Суражского района Брянской области проверкой установлено, что в МБОУ «Слищенская ООШ» отсутствует помещение для осуществления медицинской деятельности, соответствующее установленным действующим законодательством требованиям осуществления медицинской деятельности, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокурором Суражского района в адрес начальника отдела образования администрации Суражского района и директора МБОУ «Слищенская ООШ» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Из ответа начальника отдела образования администрации Суражского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исх. № следует, что нарушение, указанное в представлении прокурора, имеет место. Вместе с тем, для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся образовательными организациями с ГБУЗ «Суражская ЦРБ» ежегодно заключаются договора на медицинское обслуживание.
Согласно ответу директора МБОУ «Слищенская ООШ» ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ с ГБУЗ «Суражская ЦРБ» заключен договор на медицинское обслуживание для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
До настоящего времени выявленное прокуратурой нарушение в образовательном учреждении МБОУ «Слищенская ООШ» не устранено, соответствующее медицинское помещение для осуществления медицинской деятельности не организовано.
Данные обстоятельства установлены судом на основании пояснений истца, а также следующих материалов дела:
- копии представления прокурора Суражского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника отдела образования администрации Суражского района об устранении нарушений федерального законодательства; (л.д. №)
- копии ответа начальника отдела образования администрации Суражского района ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №; (л.д.№)
- копии представления прокурора Суражского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБОУ «Слищенская ООШ» об устранении нарушений федерального законодательства; (л.д. №)
- копии ответа директора МБОУ «Слищенская ООШ»; (л.д. №)
- копии выписки из ЕГРЮЛ МБОУ «Слищенская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которой учредителем Слищенской школы является администрация Суражского района Брянской области; (л.д. №)
- копии информации по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой основным видом деятельности МБОУ «Слищенская ООШ», расположенного по адресу: <адрес>, является основное общее образование; л.д. (№)
- копии выписки из ЕГРЮЛ администрации Суражского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № №; (л.д. №)
Представленные доказательства суд расценивает как относимые, допустимые и достоверные, а также достаточные для рассмотрения и разрешения дела по существу.
На основании представленных доказательств, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 6 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и здоровое развитие.
В силу ст. 7 ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Согласно ст. 9 ФЗ от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
К компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно ч. 7 ст. 28 Закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Частью 2 ст. 41 Закона установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Согласно части 3 ст. 41 названного Закона организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Как следует из п. 3 Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе, в период обучения и воспитания в образовательных организациях (утв. приказом Минздрава России от 05.11.2013 N 822н), несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. (п. 4 Порядка)
Первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся) (п. 5 Порядка).
Согласно п. 7 Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.
В силу п. 11 Порядка помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение N 3 к настоящему Порядку).
Таким образом, из анализа приведенных положений законодательства, а также положений Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним следует, что медицинское обслуживание, за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется самим образовательным учреждением, в котором должен быть организован медицинский блок, отвечающий требованиям действующего законодательства, оснащенный соответствующей мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями.
Выявленное нарушение действующего законодательства по отсутствию в МБОУ «Слищенская ООШ» помещения для медицинской деятельности (медицинского блока), отвечающее установленным действующим законодательствам требованиям, создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 1, п. 15-16 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Суражский муниципальный район» к вопросам местного значения муниципального района относятся составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ч. 2 ст. 38 Устава муниципального образования «Суражский муниципальный район» полномочия исполнительно-распорядительного органа Суражского района, наделенного полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области осуществляет администрация Суражского района Брянской области.
Таким образом, поскольку учредителем МБОУ «Слищенская ООШ» является администрация Суражского района, деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества муниципальным образованием «Суражский муниципальный район» в лице администрации Суражского муниципального района Брянской области, вопросы обеспечения и организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, отнесены законодательством к ведению органов местного самоуправления, суд полагает, что обязанность по финансированию организации медицинского кабинета образовательного учреждения следует возложить на администрацию Суражского района, как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Суражского района Брянской области удовлетворить в полном объеме.
Возложить на администрацию Суражского района (ИНН 3229002363, ОГРН 1023201330448) устранить нарушения действующего законодательства путем выделения необходимых бюджетных денежных средств Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Слищенская основная общеобразовательная школа» Суражского района Брянской области (ИНН 3229003279, ОГРН 1023201329271) для выполнения мероприятий по организации помещения для осуществления медицинской деятельности, соответствующего установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Возложить на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Слищенская основная общеобразовательная школа» Суражского района Брянской области (ИНН 3229003279, ОГРН 1023201329271) устранить нарушения действующего законодательства путем выполнения мероприятий по организации помещения для осуществления медицинской деятельности, соответствующего установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с мотивировочной частью).
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Зайцев С.Я.