11RS0003-01-2023-005049-53 Дело № 2-89/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сапегиной Н.В.,
при секретаре Белозеровой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми
22 января 2024 года дело по иску Дубок Н. А. к ООО «Маяк», ООО «Городская управляющая компания» о признании незаконными действий по повышению с 01 июля 2023 года тарифа за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Дубок Н.А. обратился в суд с иском к ООО «Маяк», ООО «Городская управляющая компания» с требованиями о возложении обязанности выставления счетов на оплату коммунальных услуг в соответствии с законодательными актами Правительства РФ, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей. В обоснование требований истец указал, что в июле 2023 года ООО «Маяк» приступило к управлению многоквартирным домом ____ вместо ранее УК ООО «Южный». 19.07.2023 истец получил счет на оплату коммунальных услуг с завышенным тарифом на 78%. Ссылаясь на положения постановления Правительства РФ от 14.11.2022 №2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов)» с 01.12.2022 по 31.12.2023 и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» истец указывает, что индексация тарифов в 2023 году не предусматривалась, о чем в СМИ также говорил Президент РФ В.В. Путин.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МОГО «Инта».
В судебном заседании истец уточнил исковые требования, просил признать незаконными действия ООО «Маяк», ООО «Городская управляющая компания» по повышению с 01 июля 2023 года тарифа за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
Представитель ООО «Маяк» Яременко Э.Р., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала.
Представитель ООО «Городская управляющая компания» генеральный директор Завадский И.В., действующий на основании приказа и решения единственного учредителя Общества, исковые требования не признал.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьего лица – администрации МОГО «Инта», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела и представившего отзыв на исковое заявление (л.д.50-53).
Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что собственником квартиры, расположенной по адресу: ____ является Дубок С.Н. с __.__.__.
Дубок Н.А. зарегистрирован и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ____ __.__.__ (л.д.15).
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.03.2017 № 629-0, наделение органов местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочием по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме не препятствует осуществлению собственниками помещений в многоквартирном доме права по самостоятельному установлению данной платы, так как реализация указанного полномочия органов местного самоуправления обусловлена отсутствием соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме. Положения части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации направлены на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства, что соответствует интересам как собственников помещений в многоквартирном доме, так и иных участников жилищных правоотношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N 357-0 и от 25.02.2016 N 325-О).
Из вышеприведенного следует, что право собственников жилых помещений устанавливать размер платы за содержание и текущий ремонт помещений в многоквартирном доме прямо корреспондирует к их обязанностям по несению расходов (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации) в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом реализация собственниками жилых помещений как прав, так и обязанностей по разрешению вопросов, связанных с содержанием общего имущества в доме, должна осуществляться путем проведения общего собрания собственников не реже одного раза в год (часть 1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В том случае, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме не воспользовались правом самостоятельного установления размера платы за содержание жилого помещения, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления в соответствии с частью 7 статьи 5, пунктом 10 части 1 статьи 14, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с __.__.__ у ООО «Южный» была прекращена деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе и многоквартирным домом ____
В связи с тем, что способ управления многоквартирными домами не был выбран собственниками помещений, администрацией МОГО «Инта», как обеспечительная мера, было принято решение о назначении временной управляющей организации для оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в микрорайоне Южный, в том числе и МКД №__ по ____.
Постановлением администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ ООО «Маяк» с __.__.__ назначено временной управляющей организацией для оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования городского округа «Инта», в том числе ____ до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления или до заключения договора управления с управляющей организацией, определенной собственниками помещений или по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, но не более одного года.
В соответствии с приложением 2 к постановлению администрации МОГО «Инта» от __.__.__ №__ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, в отношении которых назначена временная управляющая организация, в том числе МКД ____, за 1 кв.м. в месяц составляет 32,68 руб. (л.д.24-25).
Из отзыва администрации МОГО «Инта» следует, что при расчете размера платы использован минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, без включения в неё платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Совета МОГО «Инта» от __.__.__ №__ «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального образования городского округа «Инта» определен предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, равным индексу потребительских цен. (п.2).
В соответствии с решением Совета МОГО «Инта» от __.__.__ №__ «О внесении изменений в решение Совета МОГО «Инта от __.__.__ №__ «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения на территории муниципального образования городского округа «Инта» размер платы за содержание жилого помещения на территории МОГО «Инта» для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы (за исключением платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме) проиндексирован и установлен в размере 32,68 руб. за 1 кв.м общей площади жилья в месяц.
Из счета-квитанции за июль 2023 года следует, что оплата за содержание жилого дома начислена исходя из установленного органом местного самоуправления тарифа в размере 32,68 руб. (л.д.13).
Доводы истца о том, что индексация тарифов по оплате коммунальных услуг в 2023 году не предусматривалась, основаны на субъективном толковании истцом норм права и судом не принимаются. Ссылка истца на положения Постановления Правительства РФ от 14.11.2022 №2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов)» с __.__.__ по __.__.__ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» в данном случае не применима, поскольку оказываемые ООО «Маяк» услуги по содержанию жилого дома не являются коммунальными услугами. В свою очередь, размер платы за содержание жилого помещения определяется либо решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (ч.7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации), либо на основании решения органа местного самоуправления, если общим собранием такой размер не утвержден (ч.4 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором проживает истец, не проводилось общее собрание собственников помещений данного дома по вопросу об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения, то ООО «Маяк», ООО «Городская управляющая компания» правомерно при начислении платы руководствовались тарифом, установленным органом местного самоуправления, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований истца не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Дубок Н. А. к ООО «Маяк», ООО «Городская управляющая компания» о признании незаконными действий по повышению с __.__.__ тарифа за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, взыскании компенсации морального вреда отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Сапегина
Мотивированное решение изготовлено <....>.