Дело № 2-3103/2024
УИД 78RS0006-01-2024-001474-36
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 17 апреля 2024 года
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.Л.,
при секретаре Семеновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «ГТМ-Теплосервис» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к ООО «ГТМ-Теплосервис», в котором просит суд обязать ООО «ГТМ-Теплосервис» № выполнить комплекс мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для угольной котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, а именно: разработать проект санитарно-защитной зоны угольной котельной №; получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны угольной котельной №; получить санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области; получить положительное решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области об установлении санитарно-защитной зоны в срок не позднее года с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки на территории угольной котельной №, расположенной по адресу: <адрес>, выявлен факт выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р.
Представитель истца помощник Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора Широкова Е.В., в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала.
Представитель ответчика Акбаров Р.Э., в судебное заседание явился, исковые требования не оспаривал.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Суд в силу ч. 2 ст. 12 ГПК Российской Федерации, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы гражданского дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд учитывает, что правосудие по гражданским делам в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть первая статьи 12), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (часть вторая статьи 12).
При этом принцип состязательности предполагает такое построение судопроизводства, в том числе по гражданским делам, при котором правосудие (разрешение дела), осуществляемое только судом, отделено от функций спорящих перед судом сторон, при этом суд обязан обеспечивать справедливое и беспристрастное разрешение спора, предоставляя сторонам равные возможности для отстаивания своих позиций, и потому не может принимать на себя выполнение их процессуальных (целевых) функций.
В связи с чем, с учетом диспозитивности в гражданском судопроизводстве, суд рассматривает дело по имеющимся в его распоряжении доказательствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе.
При этом избранный заявителем способ судебной защиты нарушенного права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а в результате применения соответствующего способа судебной защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающею среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96 «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон № 96) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, согласно ч.1 ст. 30 Федерального закона № 96, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух.
Порядок разработки и установления санитарно-защитной зоны регламентируется СанПиН 2.2.1 /2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В соответствии с п.п. 2.1., 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом № 52 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII приложениями 1-6 к СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности, как следует из п. 4.3 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно- эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
Судом установлено, что на основании обращения Петровой Н.С. (№) о возможном нарушении требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, прокуратурой была проведена проверка на территории угольной котельной №, расположенной по адресу: <адрес> согласно которой, выявлен факт выброса в атмосферный воздух загрязняющих веществ.
Согласно п. 10.4.1 раздела 10 Санитарной классификации (таблица 7.1) указанного СанПина ТЭЦ и районные котельные тепловой мощностью менее 200 Гкал, работающих на твердом, жидком и газообразном топлив относятся к IV классу, размер санитарно-защитной зоны для которых составляет - 100 метров.
Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными требованиями законодательства, ООО «ГТМ-Теплосервис», как промышленному объекту по производству тепловой энергии, при сжигании минерального топлива, требуется разработать проект санитарно-защитной зоны.
Вместе с тем, решений об установлении санитарно-защитной зоны ООО «ГТМ-Теплосервис» для эксплуатации угольной котельной №, расположенной по адресу: <адрес> Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Ленинградской области (далее - Управление) не принималось. Заявлений об установлении размеров санитарно-защитной зоны, выдаче санитарно- эпидемиологического заключения для ООО «ГТМ-Теплосервис» в адрес Управления не поступало.
В связи с чем, выявленные нарушения создают реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологического обстановки, а также несут угрозу жизни, здоровью и заболеванию населения, чем нарушатся права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и среду обитания.
Из имеющихся в деле документов усматривается, что истец представил бесспорные доказательства, свидетельствующие о нарушении действиями ответчика прав неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился прокурор.
Доказательств обратному ответчиком суду не представлено.
Оценив представленные суду доказательства, проанализировав фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «ГТМ-Теплосервис» об обязании совершить определенные действия, обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, госпошлина, от оплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход государства в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 59, 60, 67, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ООО «ГТМ-Теплосервис» об обязании совершить определенные действия, – удовлетворить.
Обязать ООО «ГТМ-Теплосервис» № выполнить комплекс мероприятий по установлению санитарно-защитной зоны для угольной котельной №, расположенной по адресу: <адрес> в срок 1 год с момента вступления решения в законную силу, а именно:
разработать проект санитарно-защитной зоны угольной котельной №;
получить экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны угольной котельной №;
получить санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области;
получить положительное решение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области об установлении санитарно-защитной зоны.
Взыскать с ООО «ГТМ-Теплосервис» № в доход государства государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга.
Судья С.Л. Елькина
Решение изготовлено в окончательной
форме 19.04.2024 года
Подлинный документ находится в производстве Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга, подшит в гражданское дело № 2-3103/2024.