Дело № 2-727/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2023 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
Председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Тимаковой О.В.,
с участием прокурора Маракушкина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинского межрайонного прокурора к администрации сельского поселения «Ононское», об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора Садовников И.А. обратился в суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что по результатам проверки в деятельности администрации сельского поселения «Ононское» были выявлены нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в частности, охраны вод, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с чем, истец просит суд:
- обязать Администрацию сельского поселения «Ононское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водозаборных скважин, находящихся по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования;
- обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить обустройство дорожек к сооружениям с твердым покрытием на территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а также проведение целостного ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборных сооружений в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании, участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
И.о. главы администрации сельского поселения «Ононское» НСА в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участника судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в том числе принятие мер организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п. 1).
Указанные полномочия на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1. ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно Решению Совета муниципального района «Шилкинский район» «Об утверждении Соглашений о передаче полномочий муниципального района «Шилкинский район» по решению вопросов местного значения на уровень сельских поселений от 29.12.2021 № 52/321 указанный вопрос входит в компетенцию сельского поселения.
В силу статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенности предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1; органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечь условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляют холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установлении требованиям (ч. 2).
В соответствии со статьей 18 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
На основании статьи 43 ВК РФ, для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно ч. 5 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
На основании п. 1.6, 1.7, 1.10 СанПиН 2.1.4.1110-02, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), организации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В силу п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как установлено в судебном заседании, что на территории поселения располагаются водозаборные скважины, находящиеся по следующим адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Вместе с тем, в нарушение перечисленных требований закона отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водозаборных скважин действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования. Отсутствуют разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения. Отсутствуют дорожки к сооружениям с твердым покрытием на территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а также не проведено целостное ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборных сооружений.
26 мая 2022 года заместителем Шилкинского межрайонного прокурора на имя главы сельского поселения «Ононское» было внесено представление об устранении выявленных нарушений в рассматриваемой сфере правоотношений.
Из ответа на представление следует, что нарушения будут устранены по мере поступления целевых денежных средств в бюджет поселения.
Поскольку нарушения не устранены, заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился с рассматриваемым исковым заявлением.
Проанализировав предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора обоснованы, направлены на защиту прав неопределенного круга лиц, касаются обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Ононское» <адрес>, ИНН: 7527007124, ОГРН 1057527013301, дата регистрации 19.12.2005):
- в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водозаборных скважин, находящихся по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям и условиям безопасного для здоровья населения использования;
- обеспечить разработку проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- обеспечить обустройство дорожек к сооружениям с твердым покрытием на территории первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а также проведение целостного ограждения территории первого пояса зоны санитарной охраны водозаборных сооружений в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2023 года.
Судья И.П. Сатина