Сегежский городской суд Республики Карелия
Гражданская ул., д. 3а, г. Сегежа,
Республика Карелия, 186420
№ 12-15/2023
10RS0016-01-2023-000362-64
Р Е Ш Е Н И Е
ХХ.ХХ.ХХ. г. Сегежа
Судья Сегежского городского суда Республики Карелия Яшкова И.С., с участием прокурора Герасимовой А.А., при секретаре Дьячук А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шмигельской Ольги Михайловны на постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. №... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, в отношении заявителя,
установил:
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Сегежского муниципального района (далее – Комиссия) от ХХ.ХХ.ХХ. №... Шмигельская О.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Не согласившись с постановлением Комиссии от ХХ.ХХ.ХХ. №..., Шмигельская О.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просит спорное постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы Шмигельская О.М. указала, что материалами административного дела вина в инкриминируемом ей правонарушении не подтверждается, не установлены конкретные факты невыполнения Шмигельской О.М. своих обязанностей по воспитанию, обучению и защите прав и интересов детей, которые не отражены в протоколе об административном правонарушении и спорном постановлении Комиссии.
В судебном заседании Шмигельская О.М. и ее представитель Пидлиснюк Д.А., действующий на основании устного ходатайства, доводы жалобы поддержали, просили отменить постановление Комиссии от ХХ.ХХ.ХХ. как незаконное в связи с отсутствием в действиях Шмигельской О.М., состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
В судебное заседание должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о чем в деле имеется расписка от ХХ.ХХ.ХХ., от председателя Комиссии МСО поступили возражения на жалобу, в которых указано на то, что решение комиссии вынесено обоснованно и законно. Указала, что Шмигельская О.М. присутствовала на заседании Комиссии ХХ.ХХ.ХХ., своей вины не отрицала, факт употребления спиртного в присутствии малолетней дочери также не отрицала, в ходе заседании Комиссии установлено, что ХХ.ХХ.ХХ. в период времени с 18:00 до 23:40 в ... ... ... Шмигельская О.М. ненадлежащим образом исполняла свои родительские обязанности по воспитанию, присмотру и контролю над времяпрепровождением своей дочери ШАП, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, а именно вследствие конфликта допустила совершение самовольного ухода дочерью, чем подвергла жизнь дочери опасности. По мнению членов Комиссии, допущение Шмигельской О.М. конфликта с малолетней дочерью и самовольный уход ШАП явилось прямым доказательством вины заявителя. Одновременно просила рассмотреть дело без своего участия.
Выслушав Шмигельскую О.М., её представителя Пидлиснюка Д.А., прокурора, полагавшего, постановление подлежащим отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению, изучив и проанализировав представленные материалы в их совокупности, судья приходит к следующему выводу.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело в соответствие со ст. 30.6 КоАП РФ проверено в полном объеме.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.1 ст. 5.35 КоАП РФ административным правонарушением является неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Для установления события и состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ необходима достаточная совокупность доказательств, указывающая на наличие вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как следует из ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Положения ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ предусматривают, что обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает наличие законных оснований для применения административного взыскания.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Как следует из постановления Комиссии от ХХ.ХХ.ХХ. №..., Шмигельская О.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ - ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, а именно: Шмигельская О.М. ХХ.ХХ.ХХ. в период времени с 18 час. 00 мин. до 23 час. 40 мин. в ... ... ненадлежащим образом исполняла свои родительские обязанности по воспитанию, присмотру и контролю над времяпрепровождением своей дочери ШАП, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, злоупотребляла спиртными напитками по месту жительства в присутствии малолетних детей, на почве распития спиртного между Шмигельской О.М. и дочерью произошел конфликт, в результате которого Шмигельская О.М. допустила совершение самовольного ухода дочерью, чем подвергла жизнь несовершеннолетней опасности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны, в том числе, событие административного правонарушения.
В силу абз. 2 п. 4 постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности, устанавливаются пределы обвинения.
Вместе с тем, исследованием протокола об административном правонарушении от ХХ.ХХ.ХХ. №..., составленным старшим инспектором ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по ... РАГ, установлено, что изложение события, вмененного Шмигельской О.М., содержит лишь указание на ненадлежащее исполнение Шмигельской О.М. своих родительских обязанностей по воспитанию, присмотру и контролю над времяпрепровождением своей дочери ШАП, ХХ.ХХ.ХХ. года рождения, которое выразилось в допущении совершения самовольного ухода дочерью, без изложенных в спорном постановлении обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В обжалуемом постановлении Комиссии содержатся сведения об обстоятельствах совершенного правонарушения не соответствующие протоколу об административном правонарушении, что не может быть признано обоснованным и соответствующим требованиям закона, так как событие от ХХ.ХХ.ХХ. Шмигельской О.М. в протоколе об административном правонарушении фактически не вменено.
Указанное нарушение является грубым, нарушающим право лица на защиту, противоречащим требованиям ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и не может быть устранено в ходе рассмотрения дела по существу.
В силу п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Согласно положениям ст.ст. 29.4, 29.9 КоАП РФ и разъяснениям, данным пленумом Верховного Суда Российской Федерации в абз. 4 и 5 п. 4 постановления от 24.03.2005 № 5 возможность возвращение неправильного оформленного протокола и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми он составлен, имеется только при подготовке дела к рассмотрению.
Допущенные при составлении протокола об административном правонарушении нарушения обязывали Комиссию при подготовке дела к рассмотрению вынести определение о возвращении протокола должностному лицу, его составившему, однако этого сделано не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 4).
Учитывая, что в постановлении по делу об административном правонарушении в отношении Шмигельской О.М., содержатся выводы Комиссии о её виновности в совершении административного правонарушения, в то время как протокол об административном правонарушении не содержит надлежащего описания события административного правонарушения, суд обязан в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отменить оспариваемое постановление от ХХ.ХХ.ХХ. и направить его на новое рассмотрение, в связи с существенным нарушением процессуальных требований предусмотренных КоАП РФ в случае если не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ, составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Исходя из материалов дела, эпизод административного правонарушения совершен ХХ.ХХ.ХХ.. Поскольку в настоящее время срок давности привлечения Шмигельской О.М. к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, имеются основания для прекращения производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
По изложенным мотивам постановление Комиссии от ХХ.ХХ.ХХ. на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Принимая во внимание изложенное, и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
жалобу Шмигельской Ольги Михайловны удовлетворить.
Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Сегежского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шмигельской Ольги Михайловны отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня получения копии.
Судья И.С. Яшкова