Дело № 2-2095/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года г. Чайковский
Чайковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Грибановой А.А.,
при секретаре судебного заседания Салаховой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования «Чайковский городской округ» в лице Администрации Чайковского городского округа к Горбуновой Л.И. о прекращении права муниципальной собственности на объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
МО «Чайковский городской округ» в лице Администрации Чайковского городского округа обратилось в суд с иском к Горбуновой Л.И. о прекращении права муниципальной собственности на объект недвижимости.
В обоснование требований указано, что при инвентаризации муниципального имущества Чайковского городского округа обнаружен факт дублирования и двойной регистрации права собственности на одни и тот же объект недвижимости – здание материального склада по адресу: <адрес>, площадью 427,8 кв.м., инвентарный №, кадастровый №, правообладателем которой является истец, и материальный склад по адресу: <адрес>, площадью 427,8 кв.м., инвентарный №, кадастровый №, правообладателем которого является ответчик. В ответ на письменное обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ регистрирующим органом подтверждено, что ввиду произошедшего дублирования сведений об одном и том же объекте недвижимости в ЕГРН объект недвижимости с кадастровым № является дублем объекта недвижимости с кадастровым №. Самостоятельное прекращение права собственности регистрирующим органом не может быть осуществлено в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и Гражданского кодекса РФ. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, в связи с чем инициирован настоящим спор.
Истец просит прекратить право собственности МО «Чайковский городской округ» на объект недвижимости.
Представитель истца МО «Чайковский городской округ» в лице Администрации Чайковского городского округа Тихонова Е.В. просила рассмотреть дело без ее участия, на исковых требованиях настаивает.
Ответчик Горбунова Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, мнение по иску не представила.
Третье лицо – Управление Росреестра по Пермскому краю представили письменный отзыв, указав, что неоднократная инвентаризация недвижимого имущества разными организациями в разное время привела к двойному кадастровому учету объекта и двойной регистрации права на него. Объект с кадастровым № дублирует объект недвижимости с кадастровым №. Основанием для снятия с ГКУ объекта недвижимости и погашение записи о праве собственности на него является судебный акт, вступивший в законную силу (л.д. 30-31).
Исследовав материалы дела, приняв во внимание отсутствие возражений ответчика, суд приходит к следующему.
Пунктами 1 и 2 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- Гражданского кодекса РФ) определено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 данного Кодекса, в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Имущество, находящееся вгосударственнойсобственности, закрепляется загосударственнымипредприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п. 1 ст.296 Гражданского кодекса РФучреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закрепленонаправеоперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно со ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 24.07.2007 № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 Федеральным законом «О кадастровой деятельности», кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 3 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие раздел государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и государственный кадастровый учет осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», иных федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними других нормативных правовых актов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 2 статьи 7 данного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрено, что одной из составных частей Единого государственного реестра недвижимости является реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости). В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (части 1 и 2 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета, в силу ч. 2 этой же статьи, являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Снятие объекта недвижимости с кадастрового учета возможно с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ, которым установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия объекта недвижимого имущества с государственного кадастрового учета.
Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ определен перечень лиц, имеющих право обратиться за осуществлением учета изменений данного объекта недвижимости, иные лица вправе требовать кадастровый учет изменений лишь на основании решения суда.
В силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ и ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ единственным основанием для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости и погашения записи о праве собственности на него является решение суда, вступившее в законную силу.
По данным регистрирующего органа Единый государственный реестр прав недвижимости содержит следующие сведения:
Здание материального склада, назначение – нежилое, общей площадью 427,8 кв.м., этаж расположения 1, 1980 года постройки, инвентарный №, по адресу: <адрес>, кадастровый №, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за № зарегистрировано право собственности МО «Фокинское сельское поселение» Чайковского муниципального района <адрес>, правопреемником которого является истец. Запись актуальна.
Материальный склад, назначение – нежилое, общей площадью 427,8 кв.м., этаж расположения 1, 1980 года постройки, инвентарный №, по адресу: <адрес>, кадастровый №, поставлено на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ за № зарегистрировано право собственности Горбуновой Л.И.. Запись актуальна.
При инвентаризации муниципального имущества Чайковского городского округа обнаружен факт дублирования и двойной регистрации права собственности на один и тот же объект недвижимости - здание материального склада с кадастровым №, правообладателем которой является истец, и материальный склад с кадастровым №, правообладателем которого является ответчик.
Администрацией Чайковского городского округа в адрес регистрирующего органа направлено обращение о наличии двойной регистрации объекта недвижимости.
Регистрирующим органом при проведении анализа сведений, содержащихся в ЕГРН, установлено, что указание разных наименований одного и того же объекта недвижимости привело к его двойному кадастровому учету и двойной регистрации права собственности.
Удовлетворяя иск, суд исходит из того, что фактическое совпадение местоположения и площади объектов недвижимости с кадастровыми № и № установлено Управлением Росреестра по Пермскому краю, ответчиком не оспаривается.
Одно и то же нежилое здание имеет фактически разные кадастровые номера и двойную регистрацию права на объект недвижимости. Здание материального склада с кадастровым № является дублем материального склада с кадастровым №.
Заявление МО «Чайковский городской округ» о прекращении права собственности на объект недвижимости основанием для прекращения записи о праве собственности в ЕГРН не является.
В порядке верификации ФГИС ГЕРН Управлением проводятся работы выявлению и снятию с кадастрового учета дублей объектов недвижимости. При отсутствии зарегистрированных прав дубли объектов снимаются с кадастрового учета, с присвоением статуса «Архивный». Снять с кадастрового учета объект недвижимости при наличии зарегистрированных прав не него Управлением Росреестра невозможно.
Единственным основанием для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости и погашения записи о праве является вступившее в силу решение суда.
Техническая ошибка подлежит исправлению путем прекращения права собственности МО «Чайковский городской округ» на объект недвижимости – здание материального склада, общей площадью 427,8 кв.м., инвентарный №, по адресу: <адрес>, кадастровый №, с последующим снятием спорного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности Муниципального образования «Чайковский городской округ» на объект недвижимости: здание материального склада, общей площадью 427,8 кв.м, кадастровый №, по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для снятия указанного объекта недвижимости с государственного кадастрового учета.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чайковский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись А.А. Грибанова
Мотивированное решение составлено 12.12.2023.
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи _____________________________________ (А.А. Грибанова) Секретарь судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства по гражданским делам Чайковского городского суда Пермского края _____________________ (Л.Ю.Салахова) «_____» _____________ 20__ г |
Решение (определение) ___ вступило в законную силу.
Подлинный документ подшит в деле № 2- 2095 /2023
УИД 59RS0040-01-2023-002475-55
Дело находится в производстве
Чайковского городского суда Пермского края